Качественной реакцией на углекислый газ является. Химические и физические свойства углекислого газа

Углекислый газ (двуокись углерода), называемый также углекислотой, - важнейший компонент в составе газированных напитков. Он обусловливает вкус и биологическую стойкость напитков, сообщает им игристость и освежающие свойства.

Химические свойства. В химическом отношении углекислый газ инертен. Образовавшись с выделением большого количества тепла, он, как продукт полного окисления углерода, весьма стоек. Реакции восстановления двуокиси углерода протекают только при высоких температурах. Так, например, взаимодействуя с калием при 230° С, углекислый газ восстанавливается до щавелевой кислоты:

Вступая в химическое взаимодействие с водой, газ, в количестве не более 1% от содержания его в растворе, образует угольную кислоту, диссоциирующую на ионы Н + , НСО 3 - , СО 2 3- . В водном растворе углекислый газ легко вступает в химические реакции, образуя различные углекислые соли. Поэтому водный раствор углекислого газа обладает большой агрессивностью по отношению к металлам, а также разрушающе действует на бетон.

Физические свойства. Для сатурации напитков используется углекислый газ, приведенный в жидкое состояние сжатием до высокого давления. В зависимости от температуры и давления углекислый газ может находиться также в газообразном и твердом состоянии. Температура и давление, соответствующие данному агрегатному состоянию, приведены на диаграмме фазового равновесия (рис. 13).


При температуре минус 56,6° С и давлении 0,52 Мн/м 2 (5,28 кГ/см 2), соответствующих тройной точке, углекислый газ может одновременно находиться в газообразном, жидком и твердом состоянии. При более высоких температуре и давлении углекислый газ находится в жидком и газообразном состоянии; при температуре и давлении, которые ниже этих показателей, газ, непосредственно минуя жидкую фазу, переходит в газообразное состояние (сублимирует). При температуре, превышающей критическую температуру 31,5° С, никакое давление не может удержать углекислый газ в виде жидкости.

В газообразном состоянии углекислый газ бесцветен, не имеет запаха и обладает слабовыраженным кислым вкусом. При температуре 0° С и атмосферном давлении плотность углекислого газа составляет 1,9769 кг/ж 3 ; он в 1,529 раз тяжелее воздуха. При 0°С и атмосферном давлении 1 кг газа занимает объем 506 л. Связь между объемом, температурой и давлением углекислого газа выражается уравнением:

где V - объем 1 кг газа в м 3 /кг; Т - температура газа в ° К; Р - давление газа в н/м 2 ; R - газовая постоянная; А - дополнительная величина, учитывающая отклонение от уравнения состояния идеального газа;

Ожиженный углекислый газ - бесцветная, прозрачная, легкоподвижная жидкость, напоминающая по внешнему виду спирт или эфир. Плотность жидкости при 0° С равна 0,947. При температуре 20°С ожиженный газ сохраняется под давлением 6,37 Мн/м 2 (65 кГ/см 2) в стальных баллонах. При свободном истечении из баллона жидкость испаряется с поглощением большого количества тепла. При снижении температуры до минус 78,5° С часть жидкости замерзает, превращаясь в так называемый сухой лед. По твердости сухой лед близок к мелу и имеет матово-белый цвет. Сухой лед испаряется медленнее жидкости, при этом он непосредственно переходит в газообразное состояние.

При температуре минус 78,9° С и давлении 1 кГ/см 2 (9,8 Мн/м 2) теплота сублимации сухого льда составляет 136,89 ккал/кг (573,57 кдж/кг).

Тема: Простые химические реакции – действие разбавленных кислот на карбонаты, получение и изучение свойств углекислого газа.

Цели обучения: - Изучить действие кислот на карбонаты и сделать общие выводы.

Понимать и выполнять качественное испытание углекислого газа.

Ожидаемые результаты: Посредством химического эксперимента на основании наблюдений, анализа результатов эксперимента учащиеся делают выводы о способах получения углекислого газа, его свойствах, и действии углекислого газа на известковую воду. Путем сравнения способов получения водорода и углекислого газа действием разбавленных кислот на металлы и карбонаты у ченики делают выводы о разных продуктах химических реакциях, полученных действием разбавленных кислот.

Ход урока:

    Организационный момент: 1) Приветствие. 2) Определение отсутствующих. 3) Проверка готовности учащихся и кабинета к уроку

    Опрос домашнего задания: Презентация видеоролика по теме: « Простые химические реакции, водород». Проведение взаимооценивания домашнего задания, техника «Две звезды и одно пожелание». Цель: Взаимооценивание, повторение изученного материала по теме простые химические реакции; водород способы получения и свойства.

Деление класса на группы. Стратегия: по счёту.

    Изучение нового материала . Организует работу в группах для изучения теоретического ресурса по теме простые химические реакции – углекислый газ, получение и изучение свойств углекислого газа. Учитель организует взаимоконтроль изученного, ФО техника - составить одно предложение, в котором необходимо выразить ответ на поставленный учителем вопрос.

- Что нового вы узнали о свойствах кислот?

    Что вы узнали об углекислом газе?

Цель: о ценить качество каждого ответа быстро и в целом. Отметить идентифицируют ли ученики основные понятия пройденного материала и их взаимосвязи.

    1. Учитель организует повторение правил техники безопасности при работе с кислотами и щелочами (известковой водой) – химический диктант – 4 мин. ФО – техника – самоконтроль по образцу – вставить пропущенные слова, работа с текстом. Цель проверить уровень знаний правил проведения безопасного эксперимента.

Диктант

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ

Кислоты вызывают химический ………………….кожи и других тканей.

По быстроте действия и по скорости разрушения тканей тела кислоты располагаются в следующем порядке, начиная с наиболее сильных: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

При разбавлении кислот, ……………… льют по ………………… палочке с предохранительным резиновым кольцом внизу.

Склянку с кислотой нельзя ……………… руками к груди, т.к. возможно ………………… и …………..

Первая помощь. Пораженный кислотой участок кожи ………. струей холодной ………….. в течение ………………. мин. Пос ле ………………… на обожженное место накладывают пропитанную вод ным раствором …………. марлевую повязку или ват ный тампон. Через 10 мин. повязку ……….., кожу …………., и смазывают глицерином для уменьшения болевых ощу щений.

    1. Выполнение лабораторного опыта: «Получение углекислого газа и изучение его свойств».

Учащиеся выполняют эксперимент, заполненяют таблицу наблюдений и выводов, производят запись видео наблюдений для размещения в YouTube для того, чтобы их увидели родители.

    Рефлексия занятия: учитель просит выразить отношение к формам проведениям урока, высказать свои пожелания уроку. Учащиеся заполняют цветные стикеры –«Светофор»

«Красный» – тема мне не ясна, осталось много вопросов.

«Желтый» – тема мне понятна, но остались вопросы.

«Зеленый» – тема мне понятна.

    Домашнее задание : Изучить теоретический ресурс. Письменно сравнить результаты действия разбавленных кислот на металлы и карбонаты, сравнить газы водород и углекислый газ – мини – эссе. Оформить видеоролик и разместить его на YouTube . Группам оценить видеоролики других учащихся ФО – техника - «Две звезды и одно пожелание».

Использованная литература:

    Активные методы преподавания и обучения WWW . CPM . KZ

    Формативное оценивание в начальной школе. Практическое пособие для учителя/ Сост. О. И. Дудкина, А. А. Буркитова, Р. Х. Шакиров. – Б.: «Билим», 2012. – 89 с.

    Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост.Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2012. – 80 с.

Приложение 1

Теоретический ресурс

Углекислый газ

Молекула СО 2

Физические свойства

Оксид углерода (IV) – углекислый газ, газ без цвета и запаха, тяжелее воздуха, растворим в воде, при сильном охлаждении кристаллизуется в виде белой снегообразной массы – «сухого льда». При атмосферном давлении он не плавится, а испаряется, минуя жидкое агрегатное состояние – это явление называется сублимация , температура сублимации -78 °С. Углекислый газ образуется при гниении и горении органических веществ. Содержится в воздухе и минеральных источниках, выделяется при дыхании животных и растений. Мало растворим в воде (1 объем углекислого газа в одном объеме воды при 15 °С).

Получение

Получают углекислый газ действием сильных кислот на карбонаты:

metal carbonate + acid → a salt + carbon dioxide + water

CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + CO 2 + H 2 O

карбонат кальция + соляная кислота = углекислый газ + вода

calcium carbonate + hydrochloric acid calcium chloride + carbon dioxide + water

Na 2 CO 3 + 2HCl = 2NaCl + CO 2 + H 2 O

карбонат натрия + соляная кислота = углекислый газ + вода

sodium carbonate + hydrochloric acid sodium chloride + carbon dioxide + water

Химические свойства

Качественна реакция

Качественной реакцией для обнаружения углекислого газа является помутнение известковой воды:

Ca(OH) 2 + CO 2 = CaCO 3 + H 2 O.

известковая вода + углекислый газ = + вода

В начале реакции образуется белый осадок, который исчезает при длительном пропускании CO 2 через известковую воду, т.к. нерастворимый карбонат кальция переходит в растворимый гидрокарбонат:

CaCO 3 + H 2 O + CO 2 = С a(HCO 3 ) 2 .

Приложение 2

Лабораторный опыт №7

«Получение углекислого газа и его распознавание»

Цель работы: экспериментально получить углекислый газ и провести опыт, характеризующий его свойства.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, штатив лабораторный, пробирки, газоотводная трубка с резиновой пробкой, прибор для получения углекислого газа, мел (карбонат кальция),карбонат меди ( II ), карбонат натрия, раствор уксусной кислоты, известковая вода.

Ход работы:

    Подготовьте заранее пробирку с 3 мл известковой воды.

    Соберите прибор для получения газа (как показано на рисунке 1). Поместите в пробирку несколько кусочков мела, налейте до 1/3 объема пробирки уксусной кислоты и закройте пробкой с газоотводной трубкой, конец которой направлен вниз. Сделайте вывод о способе получения углекислого газа (_______________________?) .

    Погрузите газоотводную трубку в пробирку с известковой водой так, чтобы конец газоотводной трубки был ниже уровня раствора. Пропускайте углекислый газ до выпадения осадка. Если продолжать дальше пропускать углекислый газ то осадок исчезнет. Сделайте вывод о химических свойствах углекислого газа.

По итогам проведенных опытов заполните таблицу, сделайте вывод.

Образец выполнения работы

    Собрали прибор для получения углекислого газа, поместили в пробирку кусочки мела и прилили соляную кислоту. Наблюдаю: выделение пузырьков газа.

Углекислый газ можно получить действием уксусной кислоты на:

    мел (карбонат Вывод: Получили углекислый газ и изучили его свойства.

Представим себе такую ситуацию:

Вы работаете в лаборатории и решили провести какой-либо эксперимент. Для этого вы открыли шкаф с реактивами и неожиданно увидели на одной из полок следующую картину. У двух баночек с реактивами отклеились этикетки, которые благополучно остались лежать неподалеку. При этом установить точно какой банке соответствует какая этикетка уже невозможно, а внешние признаки веществ, по которым их можно было бы различить, одинаковы.

В таком случае проблема может быть решена с использованием, так называемых, качественных реакций .

Качественными реакциями называют такие реакции, которые позволяют отличить одни вещества от других, а также узнать качественный состав неизвестных веществ.

Например, известно, что катионы некоторых металлов при внесении их солей в пламя горелки окрашивают его в определенный цвет:

Данный метод может сработать только в том случае, если различаемые вещества по разному меняют цвет пламени, или же одно из них не меняет цвет вовсе.

Но, допустим, как назло, вам определяемые вещества цвет пламени не окрашивают, или окрашивают его в один и тот же цвет.

В этих случаях придется отличать вещества с применением других реагентов.

В каком случае мы можем отличить одно вещество от другого с помощью какого-либо реагента?

Возможны два варианта:

  • Одно вещество реагирует с добавленным реагентом, а второе нет. При этом обязательно, должно быть ясно видно, что реакция одного из исходных веществ с добавленным реагентом действительно прошла, то есть наблюдается какой-либо ее внешний признак — выпадал осадок, выделился газ, произошло изменение цвета и т.п.

Например, нельзя отличить воду от раствора гидроксида натрия с помощью соляной кислоты, не смотря на то, что щелочи с кислотами прекрасно реагируют:

NaOH + HCl = NaCl + H 2 O

Связано это с отсутствием каких-либо внешних признаков реакции. Прозрачный бесцветный раствор соляной кислоты при смешении с бесцветным раствором гидроксида образует такой же прозрачный раствор:

Но зато, можно воду от водного раствора щелочи можно различить, например, с помощью раствора хлорида магния – в данной реакции выпадает белый осадок:

2NaOH + MgCl 2 = Mg(OH) 2 ↓+ 2NaCl

2) также вещества можно отличить друг от друга, если они оба реагируют с добавляемым реагентом, но делают это по-разному.

Например, различить раствор карбоната натрия от раствора нитрата серебра можно с помощью раствора соляной кислоты.

с карбонатом натрия соляная кислота реагирует с выделением бесцветного газа без запаха — углекислого газа (СО 2):

2HCl + Na 2 CO 3 = 2NaCl + H 2 O + CO 2

а с нитратом серебра с образованием белого творожистого осадка AgCl

HCl + AgNO 3 = HNO 3 + AgCl↓

Ниже в таблицах представлены различные варианты обнаружения конкретных ионов:

Качественные реакции на катионы

Катион Реактив Признак реакции
Ba 2+ SO 4 2-

Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4 ↓

Cu 2+ 1) Выпадение осадка голубого цвета:

Cu 2+ + 2OH − = Cu(OH) 2 ↓

2) Выпадение осадка черного цвета:

Cu 2+ + S 2- = CuS↓

Pb 2+ S 2- Выпадение осадка черного цвета:

Pb 2+ + S 2- = PbS↓

Ag + Cl −

Выпадение белого осадка, не растворимого в HNO 3 , но растворимого в аммиаке NH 3 ·H 2 O:

Ag + + Cl − → AgCl↓

Fe 2+

2) Гексацианоферрат (III) калия (красная кровяная соль) K 3

1) Выпадение белого осадка, зеленеющего на воздухе:

Fe 2+ + 2OH − = Fe(OH) 2 ↓

2) Выпадение синего осадка (турнбулева синь):

K + + Fe 2+ + 3- = KFe↓

Fe 3+

2) Гексацианоферрат (II) калия (желтая кровяная соль) K 4

3) Роданид-ион SCN −

1) Выпадение осадка бурого цвета:

Fe 3+ + 3OH − = Fe(OH) 3 ↓

2) Выпадение синего осадка (берлинская лазурь):

K + + Fe 3+ + 4- = KFe↓

3) Появление интенсивно-красного (кроваво-красного) окрашивания:

Fe 3+ + 3SCN − = Fe(SCN) 3

Al 3+ Щелочь (амфотерные свойства гидроксида)

Выпадение белого осадка гидроксида алюминия при приливании небольшого количества щелочи:

OH − + Al 3+ = Al(OH) 3

и его растворение при дальнейшем приливании:

Al(OH) 3 + NaOH = Na

NH 4 + OH − , нагрев Выделение газа с резким запахом:

NH 4 + + OH − = NH 3 + H 2 O

Посинение влажной лакмусовой бумажки

H +
(кислая среда)

Индикаторы:

− лакмус

− метиловый оранжевый

Красное окрашивание

Качественные реакции на анионы

Анион Воздействие или реактив Признак реакции. Уравнение реакции
SO 4 2- Ba 2+

Выпадение белого осадка, не растворимого в кислотах:

Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4 ↓

NO 3 −

1) Добавить H 2 SO 4 (конц.) и Cu, нагреть

2) Смесь H 2 SO 4 + FeSO 4

1) Образование раствора синего цвета, содержащего ионы Cu 2+ , выделение газа бурого цвета (NO 2)

2) Возникновение окраски сульфата нитрозо-железа (II) 2+ . Окраска от фиолетовой до коричневой (реакция «бурого кольца»)

PO 4 3- Ag +

Выпадение светло-желтого осадка в нейтральной среде:

­3Ag + + PO 4 3- = Ag 3 PO 4 ↓

CrO 4 2- Ba 2+

Выпадение желтого осадка, не растворимого в уксусной кислоте, но растворимого в HCl:

Ba 2+ + CrO 4 2- = BaCrO 4 ↓

S 2- Pb 2+

Выпадение черного осадка:

Pb 2+ + S 2- = PbS↓

CO 3 2-

1) Выпадение белого осадка, растворимого в кислотах:

Ca 2+ + CO 3 2- = CaCO 3 ↓

2) Выделение бесцветного газа («вскипание»), вызывающее помутнение известковой воды:

CO 3 2- + 2H + = CO 2 + H 2 O

CO 2 Известковая вода Ca(OH) 2

Выпадение белого осадка и его растворение при дальнейшем пропускании CO 2:

Ca(OH) 2 + CO 2 = CaCO 3 ↓ + H 2 O

CaCO 3 + CO 2 + H 2 O = Ca(HCO 3) 2

SO 3 2- H +

Выделение газа SO 2 с характерным резким запахом (SO 2):

2H + + SO 3 2- = H 2 O + SO 2

F − Ca 2+

Выпадение белого осадка:

Ca 2+ + 2F − = CaF 2 ↓

Cl − Ag +

Выпадение белого творожистого осадка, не растворимого в HNO 3 , но растворимого в NH 3 ·H 2 O (конц.) :

Ag + + Cl − = AgCl↓

AgCl + 2(NH 3 ·H 2 O) = }