Кафедральный собор китай город концерты. Кафедральный собор петра и павла

6 июля 2019 21:00 75 минут 12+ «Импрессионисты. Шедевры Астора Пьяццоллы и Поля Мориа» Исполнители Анна Клыковская - Водная анимация-эбру Анатолий Сафонов - Бандонеон Юрий Нугманов - Гитара Оркестр…Подробнее 6 июля 2019 21:00 75 минут 12+ «Импрессионисты. Шедевры Астора Пьяццоллы и Поля Мориа» Исполнители Анна Клыковская - Водная анимация-эбру Анатолий Сафонов - Бандонеон Юрий Нугманов - Гитара Оркестр «Antonio-orсhestra» Хироко Нинагава - Скрипка Антон Паисов - Дирижёр, Художественный руководитель Анна Суслова - Орган Фонд Бельканто приглашает на концерт из цикла «Звучащие полотна», который посвящён творчеству выдающихся музыкантов ХХ века - Астору Пьяццолле и Полю Мориа. Великий Астор - так называли А.Пьяццоллу аргентинцы. И это вовсе не преувеличение. Астору Пьяццолле, аргентинцу в первом поколении, удалось наиболее полно раскрыть душу Аргентины в музыке, стать самым известным аргентинским композитором - сочинителем неподражаемых танго. Он по-новому представил этот жанр, обогатил его элементами джаза и классической музыки, создал стиль «танго нуэво», который был призван превратить танго в музыку для прослушивания, а не только для танцев. Однако, эта идея не сразу получила поддержку в Аргентине. Первоначальное признание пришло к Астору в Европе и США, где в 50-тых годах он продолжал обучение и совершенствовал свой собственный музыкальный язык. Но со второй половины ХХ века Астор Пьяццола - признанный мэтр и на своей родине. Одним из самых любимых инструментов Астора был бандонеон. Пьяццола не только был блестящим исполнителем, но и автором многих замечательных произведений для этого инструмента. Его «Двойной концерт для банданеона и гитары», который прозвучит в этом концерте, по праву считается одним из лучших произведений ХХ века. Множество замечательных композиций приобрели широчайшую известность в нашей стране и по всему миру благодаря знаменитому французскому аранжировщику и композитору Полю Мориа - второму герою этого концерта - и его Гранд-оркестру. Помимо создания собственной эстрадной и кино-музыки, Мориа способствовал «второму рождению» произведений других авторов и фольклорных мелодий. Они стали популярны много десятилетий назад и их популярность не ослабевает с годами. Эта жизнеутверждающая, яркая музыка так созвучна знаменитым полотнам французских импрессионистов, знакомые сюжеты которых оживут в красочной водной анимации эбру. Приглашаем вас окунуться в чудесную атмосферу, которую всегда дарит встреча с истинно талантливыми и увлечёнными творцами. В концерте принимают участие лауреаты международных конкурсов Анатолий Сафонов - бандонеон, Юрий Нугманов - гитара, Анна Суслова - орган, Хироко Нинагава - скрипка, камерный оркестр «Antonio-orchestra» (художественный руководитель Антон Паисов), Анна Клыковская - водная анимация эбру.Свернуть

Лютеранский собор (кирха) Петра и Павла

Только в стенах этого собора можно услышать самый старинный в столице орган. Известно, что ни один музыкальный инструмент в мире не даёт такого богатого, а порою и фантастического звучания, такого объёмного, почти осязаемого звука. Не зря Моцарт называл орган «королём инструментов».

История этого инструмента не менее интересна, чем и история самого собора.

Первую каменную лютеранскую церковь во имя святых апостолов Петра и Павла заложил в 1694 году царь Пётр I. На следующий год она была освящена в его присутствии.

В эпоху Московского царства протестантизм был религией иностранцев, хотя во времена Бориса Годунова на деньги самого царя строится церковь, куда специально приглашаются проповедники из Германии.

С воцарением Петра I в развитии лютеранства в России наступает новый этап. Пётр I c явной симпатией относился к лютеранам и к самой реформе Лютера. Кроме того, царь окружил себя протестантскими придворными и реформировал Русскую церковь на протестантский манер (упразднил пост патриарха и стал официальным главой церкви, правящим посредством Синода).

А в результате Северной войны, с присоединением новых территорий, лютеранство становится религией коренных жителей России, населявших Ингерманландию, Лифляндию, Эстляндию, Курляндию.

С 1721 года царь разрешил всем протестантам свободно исповедовать свою веру, впрочем, памятуя о Смутном времени, он оставил запрет на пропаганду.

В короткий период правления императора Петра III было провозглашено уравнение в правах протестантской и православной церквей.

Собор Святых апостолов Петра и Павла

Петропавловский лютеранский храм просуществовал до времени правления императора Александра I. Он погиб, как и многие здания города, во время большого московского пожара 1812 года.

И вот в 1818 году близ Покровки, в Старосадском переулке, началась постройка нового храма. Финансировал строительство король Пруссии Фридрих Вильгельм III. И его участие было не случайным. Дело в том, что дочь прусского короля Вильгельма III из династии Гогенцоллернов, принцесса Фpедеpика-Луиза-Шаpлотта-Вильгельмина, вышла замуж на царевича и великого князя Николая Павловича, младшего брата императора Александра I. Лоттхен, как её звали в семье, после замужества в 1817 году стала именоваться великой княгиней Александрой Фёдоровной.

Любезная, веселая, красивая и очень грациозная Александра Фёдоровна стала украшением русского двора. В отличие от супруги Александра I. Император Александр Павлович любил именно с невесткой открывать балы. Брак царевича Николая и принцессы Шарлотты преследовал в первую очередь политические цели: укрепление политического союза России и Пруссии, однако оказался счастливым и многодетным. Юные Николай и Шарлотта считались едва ли не самой красивой парой в Европе и влюбились друг в друга с первого взгляда. Конечно, этот союз «укрепил русско-германскую дружбу», но был со стороны «молодых» совершенно лишён даже намека на прагматизм. Восхищённый красотой и обаянием Александры Фёдоровны, юный Александр Пушкин пленился великой княгиней и оставался почитателем «А.Ф.» всю жизнь.

Когда в 1818 году Александра Фёдоровна рожала своего первенца, свекровь направила её в Москву. Это рассматривалось как знак того, что ожидается появление на свет не просто члена императорской семьи, но, возможно, будущего государя. С немецкой аккуратностью Александра Фёдоровна «не подвела» и родила сына Александра, будущего Александра II. Николай I окружал Александру Фёдоровну вниманием и любовью, создав настоящий культ «белой дамы» (символом императрицы была белая роза). Ей посвящена строка Василия Андреевича Жуковского «Гений чистой красоты», повторенная затем Александром Сергеевичем Пушкиным.

Фридрих Вильгельм III был добрым и искренне верующим человеком. И церковь в Москве была своего рода подарком новой родине любимой дочери и внуку. Правда, в подарке финансово участвовал и российский император.

Приход Петра и Павла был крупнейшим среди протестантских приходов Москвы.

В 1837 году в кирхе впервые зазвучал орган немецкой фирмы «Э.Ф. Валькер». В мае 1848 года здесь дал органный концерт приехавший на гастроли в Россию Ференц Лист.

В середине XIX века было принято решение о реконструкции храма. Проект в неоготическом стиле разработал архитектор Александр Адольфович Мейнгард. Работы завершились в 1862 году. На следующий год на башню был поднят колокол. Колокол был подарен кирхе императором Германии, кайзером Вильгельмом I, сыном Фридриха Вильгельма III и братом скончавшейся вдовствующей императрицы Александры Фёдоровны.

К концу XIX века община значительно увеличилась. В неё входили немцы, латыши, эстонцы, финны и шведы. Богослужения теперь совершались не только на немецком, но также на латышском и эстонском языках. Тогда и встал вопрос о перестройке церкви с целью её расширения.

В 1903 году началось строительстве церкви, рассчитанной на 1700 мест. Проект был разработан архитектором Виктором Александровичем Коссовым. Виктор Александрович был одним из проектировщиков храма Христа Спасителя. Строительством храма руководил инженер Артур Фердинандович Лолейт. Артур Фердинандович был одним из пионеров внедрения железобетона в строительстве.

Освящение церкви как кафедрального собора Московского Консисториального округа состоялось в декабре 1905 года.

Особенно славился своей акустикой зал новой кирхи. В нём выступали известные московские и иностранные исполнители.

После переноса столицы из Петрограда в Москву кафедральный собор стал главным лютеранским собором всей России, а затем Советского Союза. В ноябре 1936 года все члены церковного совета были арестованы и расстреляны, а службы прекращены. На этом существование общины прекратилось.

Здание было переоборудовано под кинотеатр «Арктика», а затем передано студии «Диафильм». В 1992 году в ещё не покинутой студией кирхе начались богослужения. Окончательно студия освободила храм в 1997 году. Затем началась реставрация колокольни и часовни собора, которые построил знаменитый архитектор эпохи модерна Фёдор Осипович Шехтель.

После закрытия кирхи в 1936 году знаменитый церковный орган, лучший концертный инструмент Москвы, был вывезен в Новосибирск, где был частично пущен на металлолом, частично – на декорации в оперный театр города.

Орган, установленный сегодня напротив алтарной части собора, построен предприятием Вильгельма Зауэра – одной из крупнейших органостроительных фирм Германии. Но изначально инструмент был установлен в московской лютеранской кирхе Святого Михаила. После её закрытия в 1928 году орган был перенесён в Первый московский крематорий. В 1996 году постановлением правительства Москвы этот старейший в Москве орган и был передан приходу лютеранской кирхи Петра и Павла.

И «король инструментов», равный по звуковому объёму симфоническому оркестру, вновь зазвучал во всю мощь своих регистров в одном из старейших лютеранских приходов в России.

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Собор Святого Петра Собор Святого Петра расположен к западу от центра Рима, на территории суверенного государства Ватикан. На этом месте в древнеримские времена находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Собор Святого Павла в Лондоне Кафедральный собор Святого Павла (Сент-Пол) в Лондоне построен там, где в римские времена находился языческий храм богини Дианы. На его месте, по преданию, была основана первая христианская церковь Лондона. Но достоверные исторические

Из книги Русская Америка: слава и позор автора Бушков Александр

Глава вторая ОТ ПЕТРА ДО ПАВЛА Итак, к Денбею подступили с перьями и чернильницами дьяки и подьячие Сибирского приказа. Поскольку это был первый японец, какого узрели в России за все времена ее существования, можно представить, с каким интересом его слушали - не по долгу

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) Среди петербуржцев живет твёрдое убеждение, что ангел на шпиле Петропавловки, самого высокого собора России, – это ангел-хранитель города.Всем привычное название Петропавловка официально

Из книги Заговор графа Милорадовича автора Брюханов Владимир Андреевич

ВВЕДЕНИЕ От Петра до Павла: гонки на карусели Все реформы в России за последние триста лет происходили по совершенно сходному сценарию: сначала - военное поражение, демонстрирующее глубину военно-технической отсталости России, затем - реформа, призванная ликвидировать

Из книги Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации. автора Орлов Владимир

Солдаты Петра I взорвали Полоцкий Софийский собор Этому преступлению предшествовали не менее драматические события.Начало XVIII века вновь превратило Беларусь в театр военных действий. Часть белорусских магнатов, возглавленная Сапегами, поддержала в Северной войне

автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Собор и площадь Св. Петра в Риме Собор Св. Петра в Риме – главная святыня Ватикана, самого маленького суверенного государства, расположенного на холме Монте-Ватикано. Об этом холме существует немало легенд, одна их которых повествует о том, что в давние времена на нем,

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Собор Св. Павла в Лондоне Кафедральный собор Св. Павла вошел в историю британского и мирового зодчества как интереснейший архитектурный памятник, ставший постоянным объектом посещения миллионами туристов. Да и сам Лондон без него сегодня уже трудно представить.

Из книги Москва, которую мы потеряли автора Гончаренко Олег Геннадьевич

Сквозь чащу Петровского парка. Церковь Петра и Павла в Петровско-Разумовском и ее окрестности Жить в исторической части города – великая честь для любого истинного москвича, хотя в равной степени и столь же большая ответственность. В старой Москве почти не бывает

автора Бахметева Александра Николаевна

Из книги Полная история христианской церкви автора

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Из книги Антихрист автора Ренан Эрнест Жозеф

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Петра и Павла Православный праздник памяти первопрестольных апостолов Петра (до крещения рыбак Симон) и Павла (до крещения жестокий гонитель христиан Савл) – 12 июля (29 июня по старому календарю). В 67 г. в Риме при императоре Нероне апостол Петр был распят на кресте вниз

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Собор Святого Петра Собор Святого Петра относится к числу самых ярких произведений искусства Ватикана. Ватикан – отдельное маленькое государство, расположенное в центре Рима. Именно здесь проходят все самые торжественные религиозные церемонии с участием главы

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Собор святого Павла в Лондоне Этот красивейший кафедральный собор Лондона, резиденцию его епископа, можно считать настоящим чудом света не только за красоту, но и потому, что он сам таит множество чудес и загадок. Собор расположен настолько удачно (на холме Ладгейт), что

Кафедральный собор церковь Петра и Павла в Москве - афиша, билеты на концерты органной музыки, расписание, схема зала.

Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор церковь святых Петра и Павла в Старосадском переулке - это действующий собор в котором проходят концерты органной музыки. Концерты проходят здесь в свободное от богослужений время, тем самым открывая всем желающим (вне зависимости от убеждений и взглядов) возможность приобщиться к тысячелетнему культурному наследию России и Европы.

Первые лютеране появились в Москве в XVI веке. Это были приглашенные из Европы ремесленники, врачи и купцы. А уже в 1694 году Пётр I заложил лютеранскую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла – которая и была освящена год спустя, при его личном присутствии. Во время Большого Московского пожара 1812 года, храм сгорел. И приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III, а также при участии Александра I, в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь – были возведены купол и крест. 18 августа 1819 года храм освятили. В феврале же 1837 года в нём впервые зазвучал орган. В 1862 году была произведена реконструкция в неоготическом стиле, по плану архитектора А.Майнхардта. А в 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

Церковь играла огромную роль не только в религиозной, но и в музыкальной жизни Москвы – в ней выступали известные московские и иностранные исполнители. Достаточно упомянуть органный концерт Ференца Листа, который прошёл 4 мая 1843 года.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 году собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза.

Однако в послереволюционные годы в СССР начались гонения на религию. Здание у общины забрали. В 1937 году собор переделали под кинотеатр «Арктика», а затем передали студии «Диафильм». Произведённая перепланировка, к сожалению, полностью уничтожила весь внутренний интерьер. В 1941 году церковный орган был эвакуирован в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично – на декорации. А перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 года был разобран шпиль собора.

В июле 1992 года, постановлением Правительства Москвы здание было возвращено общине. И в 2004 году, после долгих усилий, удалось найти спонсоров, как среди частных лиц, так и среди организаций. Это дало возможность приступить к масштабным восстановительным работам. Наконец, 30 ноября 2008 года, во время торжественного богослужения, состоялось освящение возрождённого собора.

В настоящее время в соборе, помимо богослужений, проходят многочисленные концерты – звучат музыкальные инструменты, поют восхитительные голоса, оживает волшебная музыка. Установленный напротив алтарной части орган «SAUER» (построен в 1898 году предприятием Вильгельма Зауэра, одной из крупнейших органостроительных фирм Германии) – один из немногих сохранившихся в России романтических органов девятнадцатого столетия. Уникальная акустика Евангелическо-Лютеранского Кафедрального собора святых Петра и Павла даёт возможность в полной мере насладиться его звучанием.

Ван Гог. Восемь саксофонов, орган и водная анимация
Московская музыкальная жизнь перенасыщена разнообразными событиями - ежедневно в афише можно найти концерты на любой вкус. В этой жесткой борьбе за слушателя лидируют или концерты, привлекающие именами мировых звезд, или предлагающие некую изюминку, вызывающие любопытство. Благотворительный фонд «Бельканто» имеет собственное лицо и не теряется в московском музыкальном море: каждый организованный им концерт – эксклюзив. Репертуар концертов, предлагаемых Фондом огромен – от детских спектаклей с анимэ до Вивальди, от музыки Queen до реквиема Моцарта. Да и проходят эти концерты в интересных местах - вот в одно из них, Кафедральный собор Петра и Павла, я и отправилась в минувшую субботу. Пришедших ожидал концерт «Ван Гог. Восемь саксофонов, орган и водная анимация» из цикла «Звучащие полотна». Причем на самом деле органов было даже два: современный электроорган и исторический орган фирмы «Зауэр» (1898 год) (на обоих блистала исполнительским искусством Анна Суслова). Да и программа концерта была чрезвычайно интересная: звучали не только произведения великих Баха, Моцарта, Генделя, Перголези, Дебюсси, но и современных композиторов таких как Гильермо Лаго и Карл Дженкинс. Надо сказать, что сюиту Г. Лаго «Ciudades» я раньше никогда не слышала, и она, исполненная четырьмя саксофонистами, была прекрасна. Но в концерте участвовало восемь саксофонов, это были два квартета: Sirenes Saxofone Quartet – состоящий из прелестных девушек, и чисто мужской «Российский квартет саксофонистов», причем на саксофонах исполнялась в том числе и музыка, специально для них не написанная, но в переложении звучащая интересно. Правда, на мой взгляд, в соревновании с органом, саксофоны все-таки проигрывали. Музыка сопровождалась проекциями на апсиду собора произведений Ван Гога и вариациями на темы его картин, выполненных в технике водной анимации-эбру (художник – Анна Клыковская). Когда я собиралась на концерт, то именно водная анимация вызывала во мне некоторые сомнения, я практически никогда ее не видела, хотя и догадывалась, что это такое. На самом деле оказалось очень интересно следить, как прямо у тебя на глазах создается картина, плавно перетекающая в другую, например морской пейзаж превращается в цветущий сад, а на звездном небе вдруг распускается ирис. В результате Фонду «Бельканто» чудесным образом удалось в одном концерте соединить несколько видов искусства, причем соединить их очень органично – жаль в программке не удалось обнаружить имени режиссера всего этого действа.

https://2ekzegeza2.livejournal.com/115017.html

Россия является многоконфессиональной страной: в ней зарегистрированы более тысячи религиозных объединений и представлены более 50 религий. Среди них есть и представитель лютеранства - кафедральный собор святых Петра и Павла. Москва приютила его в Старосадском переулке. Это главный лютеранский собор Европейской части России и один из трех соборов этого вероисповедания в столице.

История собора

Приход храма является одним из старейших в россии. Само лютеранство появилось в стране во второй половине XVI века. Только во время Ливонской войны было захвачено около 3 тысяч пленных, с которыми прибыл и первый лютеранский проповедник Тиман Бракель. Через 2 года он стал пастором первой общины святого Михаила. От нее в 1626 году отделилась община пастора Якоба Нойенбурга, которая через несколько столетий стала собором апостолов Петра и Павла.

Однако общине несколько лет не везло с местом храма . Первая церковь была построена возле Чистых Прудов и снесена в 1632 году, вторая простояла около 10 лет. В 1647 году возле моста на реке Яузе по инициативе Баумана, генерала голштинского происхождения (провинция Пруссии), была построена «Офицерская церковь», но и она простояла недолго. А через 2 года иностранцам и вовсе запретили покупать земли в Москве.

Генерал Бауман вновь купил землю в Немецкой слободе (правый берег Яузы) и организовал там молитвенный дом. В 1664 году на этом месте возвели небольшую деревянную церковь. Через 3 года ее снесли и построили церковь побольше, а также дом пастора и школу. Освящение состоялось в конце XVII века, а на следующий год земля, купленная генералом, официально была подарена царем Алексеем Михайловичем общине.

При Петре I был заложен каменный фундамент для большого собора с колокольней. На следующий год прошло освящение, однако собор преследовали неудачи: он трижды горел, но восстанавливался. После войны с Наполеоном и пожара храм возродить не удалось. Прихожане временно разместились в молитвенном доме, который освятили через 2 года.

Последнее переселение произошло в 1817 году: приход окончательно переехал в Старосадский переулок (в то время Космодамианский переулок), выкупив усадьбу Лопухиных. Почти сразу же началось строительство, деньги на него были выделены прусским королем Фридрихом Вильгельмом III, а император Александр I предоставил ссуду.

В 1819 году храм был освящен и стал крупнейшим протестантским приходом: его посещали многие богатые промышленники и дворяне. К середине XIX века число прихожан достигло 6 тысяч человек, к концу столетия их насчитывалось уже 17 тысяч, большая часть (14 тысяч) были немцами. В то же время началась последняя перестройка и расширение собора. В 1905 году он был освящен; через 10 лет, во время антинемецких восстаний, здание серьезно пострадало.

Что случилось после революции

После декрета об отделении церкви от государства все имущество церкви национализировали, а учебные заведения при соборе закрыли. От членов прихода потребовали сдать все деньги и ценные бумаги в течение 3 дней, а после оштрафовали за отказ подчиниться.

После переноса столицы в Москву церковь получила статус кафедрального собора, главного лютеранского собора Советского Союза и резиденции епископа . Однако это не сильно повлияло на судьбу прихода: ценности были изъяты, количество прихожан сокращалось.

Через 4 года лютеранская церковь в Немецкой слободе была закрыта и разрушена, члены церковного совета и пастор расстреляны. В 1938 году здание передали Красногвардейскому районному совету для перестройки в кинотеатр. Через несколько лет строение передали студии «Диафильм», которая занялась перепланировкой здания внутри, а в середине XX века разобрала шпиль. Однако юридически церковь никогда не была закрыта.

Здание вернули религиозной общине в 1988 году, в 1991 году была получена регистрация в Управлении юстиции Моссовета. «Диафильм», владевший на тот момент строением, выделил для богослужений небольшой зал, где с сентября того же года возобновились воскресные службы. Уже на следующий год церковь получила постоянного пастора - Гуннара фон Шлиппе.

Однако уладить все проблемы с «Диафильмом» (студии некуда было выселяться) удалось только к 1997 году, хотя с момента передачи собора лютеранской общине уже прошло 5 лет. Постепенно все строения, принадлежавшие лютеранам, были возвращены, с 1997 года началась реставрация.

В декабре 2005 года состоялось освящение престола, в ноябре 2008 года - самого собора. Символическая церемония передачи храма в собственность Евангелическо-Лютеранской церкви прошла в конце октября 2017 года. Сегодня в Петропавловском соборе хранятся ценности, доставшиеся ему от разрушенного собора святого Михаила:

  • библия середины XVII века;
  • алтарь XVIII века;
  • орган конца XIX века;
  • крест епископа Майера.

Соборный орган

Но все-таки для простых граждан собор больше известен благодаря своему органу и проводимым концертам. Всего в храме было 3 органа: впервые орган появился в храме в 1837 году.

Второй появился в 1892 году: 42-регисторный 3-манульный немецкий орган фирмы «Э.Ф. Валькер» («E.F. Walcker»). Это был лучший на тот момент музыкальный инструмент в Москве, который при скромных размерах не уступал в звучании органу Большого зала Московской консерватории. Он был уничтожен в 1941 году: в войну его перевезли в Театр оперы и балета в Новосибирск, где разобрали на металлолом и декорации.

Современный орган фирмы «Вильгельм Зауэр» церкви имеет необычную историю: он был передан общине в конце XX века и изначально (с конца XIX века) стоял в лютеранской церкви Святого Михаила в Немецкой слободе. После закрытия собора его перенесли в 1-й Московский крематорий. В начале XIX века был проведен капитальный ремонт, и орган установили уже в Петропавловском соборе.

На сегодняшний день это четвертый инструмент, расположенный в церкви, и один из старейших московских органов . Он занимает шестое место по количеству регистров. Его звучание можно услышать во время воскресных и праздничных служб, во время концертов российских и зарубежных исполнителей. Инструмент участвует в регулярных музыкальных и вокальных концертах, которые проводятся в соборе для детей и взрослых, в музыкальных фестивалях, например Международном Баховском фестивале, фестивале искусств «Дорога в Рождество», «Ночь в соборе» и т. д.

Полная концертная афиша собора Петра и Павла представлена на официальном сайте церкви. Концерты проводятся практически каждые выходные и в будни по вечерам. Органистом является Ирина Шашкова-Петерсон.

Комплекс зданий

Сегодня кафедральный собор - это не просто религиозное учреждение, но и охраняемый на федеральном уровне объект культурного наследия. В храмовый комплекс входят:

Рядом находятся Петропавловское мужское училище (дата постройки - 1912−1913 гг. Сегодня тут расположен научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава РФ) и жилой дом для преподавателей мужского училища, построенный в те же годы.

С противоположной стороны расположено женское училище. Это было одноэтажное здание из кирпича, которому при СССР надстроили второй этаж.

Комплекс зданий при соборе





Информация для посетителей

Ниже приведена полезная для посетителей информация о соборе и органных концертах:

  1. Адрес: Старосадский переулок, дом 7/10 стр. 10.
  2. Как добраться до собора Петра и Павла: проще всего дойти от метро «Китай-город». Необходимо выйти в сторону улицы Солянка или улицы Забелина, затем пройти по улице Забелина до церкви князя Владимира и повернуть налево, на Старосадский переулок. Второй вариант: выйти в сторону улицы Маросейка и пройти по ней до Космодамианской церкви и свернуть направо в переулок.
  3. Телефон: (495) 628−53−36, 87−62.
  4. Время работы: с 9:00 до 20:00, в субботу храм работает с 10:00; выходной - понедельник.
  5. Расписание концертов можно найти на официальном сайте в разделе «Главное кафедрального собора Петра и Павла, концерты».

Богослужения проходят по следующему расписанию:

  1. По четвергам в 19:00 - богослужение со Святым Причастием;
  2. По воскресеньям в 11:30 - богослужение на русском языке и детское богослужение, в 14:00 - на французском языке.

Дополнительно в соборе проходят:

  • по вторникам в 18:30 - библейский час;
  • по средам с 17:00 до 17:55 - «Лютеранская волна» на радио «Теос» (христианское межконфессиональное онлайн-радио);
  • каждую первую пятницу месяца в 19:00 - общинная встреча для всех желающих;
  • последняя пятница месяца в 17:00 - встреча для пожилых людей с пастором Вебером;
  • по субботам проводится репетиция хора, время оговаривается отдельно;
  • по воскресеньям за полчаса до начала службы проводится репетиция богослужения для всех желающих. После службы - прием пастора (по предварительной договоренности), конфирмационное занятие и встреча молодежи.

Кафедральный Петропавловский собор является одной из старейших лютеранских общин и важным памятником федерального значения. Но большую известность она приобрела благодаря органу и регулярно проводимым концертам, прийти на которые могут все желающие.