Культура китая. Культура древнего китая Художественная культура древнего и средневекового китая кратко

Введение 3

1. История развития художественной культуры и образования Древнего Китая 5

2. Художественная культура Древнего Китая 10

3. Религиозно-философская культура Древнего Китая 14

Заключение 18

Список используемой литературы 19

Введение

Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все, катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы.

Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство изготовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает необычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.

В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности.

Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.

1. История развития художественной культуры и образования Древнего Китая

История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в 16 веке до н.э.

В середине 2-го тысячелетия до н. э. в долине реки Хуанхэ возникло первое китайское государство под властью династии Шан-Инь. Остатки столиц Шанского царства, обнаруженные в провинции Хэнань, близ городов Аньяна, Якьши и Чжэнь-чжоу, показывают, что города имели правильную, геометрически четкую планировку, были окружены глинобитной стеной, защищавшей как от вражеских нашествий, так и от наводнений. Например, стена столицы вблизи Чжэнь-чжоу была мощным сооружением толщиной 6 метров и длиной в 2 километра. Центральная площадь расположенного близ Аньяна «Великого города Шан» составляла 6 кв. км, дворец его правителя располагался на главной магистрали.

Многие черты материальной культуры шан-иньского периода указывают на её генетические связи с неолитическими племенами, населявшими бассейн Хуанхэ в III в. до н. э. Немалое сходство мы наблюдаем в керамике, характере земледелия и применения сельскохозяйственных орудий. Однако, по крайней мере, три важнейших достижения присущи периоду Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности.

В период династии Шан (Инь) получило развитие монументальное строительство и, в частности, градостроительство. Города (размером примерно в 6 кв. км) строились по определённому плану, с монументальными зданиями дворцово-храмового типа, с ремесленными кварталами, бронзолитейными мастерскими.

Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах XI – VI вв. до н. э. Рифмованные тексты этого времени имеют определённое сходство с песнями. В них был закреплён исторический, нравственный, эстетический, религиозный и художественный опыт, приобретённый за тысячелетия предшествующего развития.

При династии Шан-Инь достигли высокого уровня развития шелководство и шелкоткачество, появились гадательные гадальные кости, на которых имеются знаки, нанесённые с помощью сверления, и бронзовые сосуды.

К концу 2-го тысячелетия до н. э. на территории Китая сложился ряд самостоятельных государств, которые вели между собой борьбу. Наиболее сильным из них было Чжоу. Правление династии Чжоу, продлившееся с XI по III в. до н. э., принесло много нового в культурную жизнь Китая. В этот период был создан первый сборник стихов - «Шицзин» («Книга песен»), а также появился трактат по архитектуре «Чжоу-ли», где изложены основные правила планировки городов, предусматривающие строительство дворцов и прокладку широких магистралей.

Среди многочисленных научных направлений существовала сельскохозяйственная школа (нунцзя). В книгах, посвященных теории и практике ведения сельского хозяйства, собраны сочинения, где описываются методы и способы обработки почв и посевов, хранения продуктов, разведения шелковичного червя, рыбы и съедобных черепах, ухода за деревьями и почвами, выращивания скота и т. д.

Значительное место в этот период занимает прикладное искусство. Широкое распространение получают бронзовые зеркала, инкрустированные серебром и золотом. Бронзовые сосуды отличаются нарядностью и богатством орнамента. Они стали более тонкостенными, а украшались инкрустацией драгоценными камнями и цветными металлами. Появились художественные изделия бытового назначения: изысканные подносы и посуда, мебель и музыкальные инструменты. Была создана первая картина на шёлке. В родовых храмах наличествовали настенные фрески, изображавшие небо, землю, горы, реки, божеств и чудовищ.

В 221 г. до н. э. период «воюющих царств» завершился объединением Китая под властью могущественной династии Цинь. Правитель империи, принявший титул Цинь Шихуан - Первый император, предполагал, что его династия будет править «на протяжении десяти тысяч поколений».

Государство Цинь было первой централизованной империей на территории Китая. В его эпоху были осуществлены многочисленные реформы: деление страны на административно-территориальные округа, создание централизованных органов управления, унификация монет, мер и весов, упорядочение письменности и многие другие. В этот же период начинается строительство Великой китайской стены. При ее возведении использовали только камень. Толщина стены у основания достигала восьми метров, наверху - не менее пяти метров; высота стены большей частью составляла шестнадцать метров, а ее общая протяженность - 2450 км. Окончательно строительство этого величайшего в мире оборонительного сооружения было завершено в XV в. н. э. в правление династии Мин. С тех пор и до нашего времени сохранность стены поддерживается регулярными ремонтными работами.

Грандиозным было и строительство столицы с колоссальным дворцовым комплексом и императорской гробницей. Ее раскопки не начаты, но вокруг нее археологи уже обнаружили тысячи керамических всадников, поставленных рядами и, видимо, являющихся портретными изображениями императорской гвардии телохранителей (ни один всадник не похож лицом на других).

Ханьский период был своего рода кульминацией культурных достижений Древнего Китая.

Было положено начало официальной системе образования. В начале II века появляется первый толковый словарь, а позднее специальный этимологический словарь.

Таким образом, корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м - 2-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и отваживались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китайской культуры: высокий уровень строительного искусства, традиционность построек и религиозных обрядов, культ предков, рационалистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.

В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху.

Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений. Так, считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например, запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле. Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в каждом жилище - картинки с изображением нравоучительных сценок.

В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшими Наставник почитался, как отец Деятельность учителя считалась весьма почетной Приобретение образования было делом крайне важным.

Согласно древним китайским книгам, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до и э и назывались сян и сюй Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие - пишущие жрецы. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно. Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях и костях различных животных.

2. Художественная культура Древнего Китая

Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы – будь то цветок, дерево, животное - позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику. Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности – каллиграфическим надписям - придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.

Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток – это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы». Китайский портрет ханьской эпохи сочетал в себе реалистическую достоверность (так, фигуры воинов из гробницы Цинь Ши-хуанди явно передают индивидуальные черты их прототипов) и символичность, иногда граничащую с карикатурностью.

В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является знаком поэтического образа: сосна - это символ долголетия, бамбук - стойкости и счастья, аист - одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей - вытянутый свиток - помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.

Сохранившиеся материальные и литературные источники позволяют проследить процесс развития китайских религиозно-философских взглядов, возникновение социально-политических систем. Мы видим, как развиваются градостроительство, архитектура, пластическое искусство; создаются сокровищницы поэзии и прозы; возникают значительные произведения изобразительного искусства, в том числе и портретная живопись; образуется общенациональная форма театра, а позднее и музыкальная драма. А красота китайского фарфора, вышивок, расписных эмалей, резных изделий из камня, дерева, слоновой кости по своему изяществу и художественной ценности претендуют на одно из ведущих мест среди подобных изделий в мире. Значительными были и естественно - научные достижения в области образования, астрономии, магнетизма, медицины, книгопечатания и т.д. Достигнуты успехи в экономическом развитии, расширении внешних сношений.

Вместе с буддизмом в Китай пришло не только строительство многоэтажных пагод и скальных храмов, но и искусство монументальной скульптуры, В комплексах Лунмэня, Юньгана и Дуньхуана органической частью архитектуры явились фрески, барельефы и особенно круглая скульптура. Она характерна для индо-буддийской скульптуры, с характерными для буддийских святых канонами изображений, поз и жестов. В каждом китайском храме можно встретить скульптурные изображения, техника изготовления и оформления которых, так или иначе, восходит к индо-буддийской. Вместе с буддизмом пришла в Китай и практика скульптурного изображения льва - животного, которое в Китае до буддизма практически не было известно. Но искусство круглой скульптуры было известно в Китае задолго до буддизма.

Основные памятники, дошедшие до наших дней по которым можно судить о зарождении и развитии скульптуры: ритуальная утварь, бронзовые сосуды, бронзовые секиры и колокола, нефритовые диски и песты, вотивная скульптура - эпохи Инь; бронзовые зеркала и светильники, сосуды-документы, погребальная скульптура - эпохи Чжоу; погребальная скульптура период империи Цинь и Хань и "Подземная армия" как ярчайший образец скульптурного искусства Древнего Китая.

В скульптурных археологических находках отражаются религиозные верования шанцев: тотемизм, культ предков, представление о верховном божестве (Шанди). Предметы материальной культуры носят отпечаток ритуальной функции, например, ритуальные бронзовые сосуды. Шанское общество жило в условиях развивающегося бронзового века. Техника бронзового литья шанцев позволяла изготавливать из бронзы различную ритуальная утварь.

Китайская картина не является картиной в нашем понимании. У неё нет ни тяжёлой золочёной рамы, ни даже тонкого багета, который бы ограничивал её от плоскости стены, превращая в изолированный замкнутый мир. Да и зачем нужна была китайской картине рама, если эта узкая и длинная полоса бумаги или специально обработанного проклеенного шёлка с двумя валиками по краям бережно хранились в специальных ящиках и развёртывалась только в редких случаях для рассматривания. С древнейших времён, по всей видимости на рубеже нашей эры, была выработана эта форма живописных свитков. В Китае, где в помещениях не было прочных и массивных стен, как в Европе, а воздух в комнатах во многом определялся климатом улицы, вывешивать картины, не защищённые, как у нас, стеклом, было бы для них вредно. Вместе с тем картина бала своего рода ревниво оберегаемой драгоценностью, которую не принято было выставлять на всеобщее обозрение и которая коллекционерами показывалась только узкому кругу ценителей.

Китайская живопись представляет собой объединение художественного искусства с поэтическим. На китайской картине не редко встретишь изображение пейзажа и иероглифические надписи, поясняющие суть картины. Это сложное образное мировосприятие, постоянное общение к образом природы для передачи своих чувств зародилось в Китае ещё в глубокой древности. Вся китайская мифология связана с борьбой человека против стихий, с наивным и образным толкованием явлений природы.

Китайские живописцы со временем выработали свою, непохожую на европейскую, способов изображения. В китайском пейзаже самый дальний объект расположен выше предыдущего. Поэтому китайский пейзаж он выглядит более объёмно. А европейский пейзаж строится по принципам линейной перспективы, т.е. дальность картины выражена уменьшением дальних объектов относительно переднего плана. В китайском пейзаже на переднем плане размещены крупные объекты: скалы, деревья иногда строения. Эти детали переднего планы являлись, своего рода масштабными единицами. Дали почти не видно, она как бы смазана, затянута дымкой.

3. Религиозно-философская культура Древнего Китая

В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династии Джок господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одно из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком племени Инь.

Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков, который строился на признании влияния умерших на жизнь и судьбу потомков.

К религиям Древнего Китая относят конфуцианство и даосизм.

Конфуций (Кун-цзы, 551479г. До н. э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Власть чжоуского правителя – вана давно ослабла, Разрушались патриархально-родовые нормы, в междоусобицах гибла родовая аристократия. Крушение древних устоев семейно-планового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа – все это вызывало резкую критику ревнителей старины. Выступив с критикой своего века и высока ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека изюнь-цзы. Высоко моральный цзюнь-цзы должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Гуманность (жень) включало в себя скромность, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т. п. Жень – это почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние. Из современников он считал гуманным лишь себя и своего любимого ученика Янь Хуэя. Однако для настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно. Он должен был обладать еще одним важным качеством – чувством долга. Долг – это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам.

Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа социального Порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуций разработал учение о сяо, сыновей почтительности. Смысл сяо – служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им в жертву по правилам ли.

Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовал расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к росту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремлении к совместному проживанию близких родственников резко преобладало над сепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан и родичей, державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню.

Даосизм возник в чжоуском Китае практически почти одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосовсчитается философ Лао-Цзы, который современными исследователями считается фигурой легендарной, т.к. о нем нет достоверных исторических и биографических сведений. Согласно легенде, он ушел из Китая, но согласился оставить смотрителю пограничной заставы свое сочинение Дао-дэ-цзин(IV-III век до н.э.). В этом трактате излагаются основы даосизма, философия Лао-Цзы. В центре доктрины-учение о великом Дао, всеобщем законе и абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создавал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним-в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию-через Дэ, и если Дао все порождает, то Дэ все вскармливает.Из этого видно, что даосизм ставит перед собой цель раскрыть перед человеком тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти и становится понятно, почему он возник. Ведь за пределами конфуцианства мистическое и иррациональное, не говоря уже о древней мифологии и примитивных предрассудках. А без этого человек чувствует некоторый духовный дискомфорт, некую пустоту, которую требуется заполнить и поэтому все верования и обряды были объединены в рамках религии даосов, сформировавшейся параллельно с конфуцианством.

Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этапу расцвета философской мысли - этапу соперничества "100 школ", который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.

Период складывания философских воззрений древних народов, которые жили в бассейнах рек Хуанхэ, Хуайхэ, Ханьшуй (VIII-VI вв. до. н.э.) и заложили основы китайской цивилизации, по времени совпадает с аналогичным процессом в Индии и Древней Греции. На примере возникновения философии в этих трех районах можно проследить общность закономерностей, по которым шло становление, развитие человеческого общества мировой цивилизации.

Одновременно история становления и развития философии неразрывно связана с классовой борьбой в обществе, отражает эту борьбу. Противостояние философских идей отражало борьбу различных классов в обществе, борьбу между силами прогресса и реакцией, цеплявшиеся за все старое освящавшее авторитетом традиции, нерушимость и вечность своего господства. В конечном итоге столкновения взглядов и точек зрения выливались в борьбу двух основных направлений в философии - материалистического и идеалистического - с той или иной степенью осознания и глубиной выражения этих направлений.

Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных государствах Древнего Китая периодов "Весны и осени" и "Сражающихся Царств". Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами - вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая.

Другая особенность развития китайской философии связанно с тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания. Пожалуй, единственным исключением в этом роде является школа моистов и школа натурфилософов, которые, однако, после эпохи Чжоу прекратили свое существование.

Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись друг от друга не проходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб. Тем самым китайская философия лишила себя надежного источника для формирования цельного и всестороннего мировоззрения, а естествознание, призираемое официальной идеологией, испытывая трудности в развитии, оставалась уделом одиночек и искателей эликсира бессмертия. Единственным методологическим компасом китайских естествоиспытателей оставались древнее наивноматериалистические идеи натурфилософов о пяти первостихиях.

Заключение

Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы – будь то цветок, дерево, животное - позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику.

Скульптура Китая прошла очень сложный и противоречивый путь развития. Являясь одним из ведущих видов изобразительного искусства, скульптура длительный период целиком принадлежала культовому искусству. Скульптура Древнего Китая, прежде всего, связана с погребальной культурой китайцев.

Китайская живопись - это сложное образное мировосприятие, постоянное общение к образом природы для передачи своих чувств зародилось в Китае ещё в глубокой древности. Вся китайская мифология связана с борьбой человека против стихий, с наивным и образным толкованием явлений природы.

Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных государствах Древнего Китая периодов "Весны и осени" и "Сражающихся Царств".

Становление взглядов древнекитайских философов о природе, происхождение мира, причинам его изменений. Этот процесс протекал в сложной борьбе элементов естественно научных, материалистических идей с мистическими и религиозно-идеалистическими взглядами. Наивность этих идей, их крайне слабое естественнонаучное обоснование объясняется, прежде всего, низким уровнем производительных сил, а также неразвитостью социальных отношений.

Список используемой литературы

    Васильев Л. С. История религии Востока. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. - с. 425

    Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая - М.: Малая Академия художеств, 1962. - с. 101

    Древнего Китая были... очень надолго становятся приоритетами китайской культуры . Главное в культуре Древнего Китая – не индивид, не личность...

  1. Культура Древнего Китая (10)

    Реферат >> Культура и искусство

    Философских и религиозных учениях Древнего Ки­тая подобно другим восточным учениям этого... императорской эпохи Древний Китай внес в мировую культуру такие открытия... , государства и всей культуры древнего Китая . Это имело для Китая далеко идущие последствия, ...

  2. Культура Древнего Китая (8)

    Реферат >> Культура и искусство

    Вызывающих сущностное непонимание, для погружения в культуру древнего Китая необхо­дим кардинальный отказ от некоторых... Спокойствие _ ЛЕКЦИЯ 8: НАУКА В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ Наука древнего и средневекового Китая так же необычна для...

  3. Культура Древнего Китая (14)

    Реферат >> Культура и искусство

    ... “ Культурология”

Художественная культура Китая воплощала в себе черты экономико-политического устройства, религиозных и философских представлений, бытовых традиций, правовых и этических норм, была связана со сложившимися в обществе обычаями и ритуалами. Не случайно сегодня символом Китая является Великая китайская стена, построенная в IV-III в.в. до н.э., выражающая идеологию единой китайской державы. Стена представляет собой одновременно и суровую глинобитную крепость со множеством сигнальных башен, и дорогу, протянувшуюся по труднопроходимым горным хребтам. Ее ширина 5-8 м., высота 10 м. На раннем этапе строительства протяженность Великой китайской стены достигала 750, а позднее превысила 3000 км.

Нормы, ценности, духовные идеалы и традиции китайской культуры своеобразно преломились в китайском искусстве. В ранние периоды истории и культуры Китая особое значение имели различные предметы повседневного обихода – глинобитные и бронзовые блюда, сосуды, чаши, амфоры и кувшины Они играли важную роль в погребальных культах и церемониях, а также становились своеобразными сборниками знаний. По рисункам на них люди читали, как по книгам. Это определяло особенности композиции и ритма орнамента, характер рисунка. Так, в древности сосуды украшались изображениями рыб, оленей, ящериц, черепах, птиц. Затем в композициях появились луна, звезды, воды, что было связано с накоплением все большего числа знаний об окружающем мире. Поэтому постепенно геометрические мотивы становятся преобладающими при росписи сосудов, подчиняя себе зооморфные и растительные мотивы.

В Древнем Китае на основе традиции восприятия мира как сложного и изменчивого космоса развивалась потребность в символизации искусства. Еще древнейшая «Книга перемен» – «И цзин» провозгласила дуалистическую структуру мира и выразила ее суть символически, как взаимодействие ян и инь.

Самую большую значимость в Китае имели древнейшие книги. По преданиям, сам Конфуций включил 305 песен древних царств в «Книгу гимнов»– «Шицзин» , хотя современные ученые относят их происхождение к гораздо более ранним векам. В эти книги входят стихи и песни, поэмы, летописи, философские и эстетические суждения, нравоучения и легенды. Тексты и темы книг всячески варьировались в поздние времена, становясь все более изысканными, утонченными и символичными, как и живопись на шелке, как и само искусство каллиграфии (греч. kalligraphia «красивый почерк»).

В Китае живописец нередко обрамлял свое произведение иероглифами, завершающими единое эстетическое целое. Такое соединение было не случайным.

Иероглифы, украшающие древнекитайские свитки несли на себе печать высокого сакрального смысла. Они были прекрасным дополнением к воплощенным в красках символам природы и помощником в истолковании философской сути произведения. Эта живопись, родившаяся в эпохи Тан и Сун, представляет совершенно специфический вид искусства. Она лишена декоративного начала и не может восприниматься с позиций любования. Такие произведения требуют внимательного вглядывания и погружения в суть изображенного. Китайская картина- свиток, родившийся из книги-свитка, – живопись для образованных людей.


Каждый элемент древнекитайской живописи символичен (сосна – символ долголетия, бамбук – стойкости, мужества, аист одиночества и святости). Восприятие такого произведения требует особого умения обнаруживать контексты, соединять символические образы в единую эстетическую картину.

В художественной культуре Китая существует органическая связь между живописью и литературой. Живописность китайской поэзии и поэтичность живописи – нерасторжимый синтез, выросший на почве сформировавшегося в древности учения о «дао», дополненного буддистскими элементами.

Философия китайского искусства наиболее ярко воплощена в картине-свитке (IV-VI вв.) свитки были вертикальные (настенные) или горизонтальные (ручные), писались на шелке или бумаге. Такие свитки были подобны повестям, их нужно было «читать», постепенно разворачивая. Китайский свиток был дорогим искусством, создавался для состоятельного потребителя, но также и для образованного, способного оценить философский контекст произведения. Такая живопись находит своего зрителя в среде ученых и поэтов, вельмож и государственных чиновников, получивших специальное образование и прошедших ряд строгих экзаменов.

Ученость считалась одной из важнейших добродетелей в китайском обществе. Художественная культура Древнего Китая носила ярко выраженный элитарный характер. Элитарность была присуща и другим древним культурам Востока. Позднее искусство будет восприниматься как универсальный механизм воспитания добропорядочности гражданина. Так, Конфуций считал основой воспитания песни, обряды и музыку.

Больших успехов достигла китайская наука в разных областях:

· в астрономии – создана астрономическая обсерватория, создан и усовершенствован лунно-солнечный календарь , открыто существование солнечных пятен; изобретены компас , прототипа современного сейсмографа , конструирован небесный глобус.

· в математике – использовались десятичные дроби и отрицательные числа, существовала десятичная система записи чисел (как и в Индии).

· в медицине – разработана диагностика заболеваний по пульсу, предпринята попытка лечения эпидемических заболеваний. Описано огромное количество лекарственных растений, составлены пособия по лечебному голоданию (в этом заслуга монахов-даосов, занимавшихся поиском лекарства «бессмертия»)

Важнейшие достижения китайской материальной культурыстали частью мировой культуры, например, производство лаков, позволявших сохранять дерево, ткани и металл от воздействия окружающей среды, а также шелка, бумаги, туши и пороха .

Основные черты китайской культуры сохранились без особых изменений до наших дней. Глубина и изящество сделали китайскую культуру ведущей в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вьетнамская, корейская, японская культуры впитали многие ее достижения.

Введение

Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все, катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы.

Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство изготовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает необычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.

Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м -- 2-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и отваживались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китайской культуры: высокий уровень строительного искусства, традиционность построек и религиозных обрядов, культ предков, рационалистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.

В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.

В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности.

Название «ханьцы», или «ханьжень» (так называют себя китайцы) происходит от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности -- Хань (202 г. до н.э.). А к названию ее предшественницы -- Цинь восходят европейские названия Китая со времен античности: лат.-- sinae, фр.-- chine, англ.-- china.

Древнее общество на территории Китая представляло собой замкнутый социальный и полиэтнический комплекс с присущими всем древним обществам закономерностями и узловыми вехами во взаимодействии различных этносов и укладов:

II--I тыс. до н.э.-- возникновение государства, период Шан (Инь);

XI--VIII вв. до н.э.-- государство Чжоу (Западное Чжоу);

VIII-VI вв. до н.э.-- период «многоцарствия» (Лего);

V-III вв. до н.э.-- эпоха «воюющих царств» (Чжань Го);

III в. до н.э--II в. н.э. -- империи Цинь и Хань;

III-VI вв. н.э.-- период «трехцарствия».

Китайская культура всех времён развивалась в условиях различных противоречий внутри страны, установления господства и закабаления Китая капиталистическими государствами.

Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.

До начала XIX в. китайцы не имели возможности сравнить свою культуру ни с одной культурой других стран, так как они мало знали о внешнем мире. Европейцев называли «заморскими чертями» и ставили на одну доску с морскими разбойниками. Китайцы жили довольно обособленно и не зависели от окружающего мира ни в духовном, ни в материальном отношении. Они производили в своей огромной империи все необходимое для жизни, учение Конфуция считали непреложной истиной.

Целью данной работы является изучение особенностей развития истории художественной культуры и художественного образования Древнего Китая

Охарактеризовать историю художественной культуры и образования Древнего Китая

Охарактеризовать особенности художественного образования Древнего Китая (философия, мифология, религия и их влияние на школьное дело)

Китайская культура действительно очень интересна и разнообразна. Она очень сильно отличается от нашей культуры и зачастую непонятна нам, но от этого ее лишь больше и больше хочется изучать.

Культура Древнего Китая во многом сохранилась до сегодняшнего дня. Изучая письменные источники тех времен, можно проследить развитие самой страны, появление науки, особенности мифологии и религии.

Архитектура

Китайцы с древних времен очень трепетно относились к своей территории. Поэтому по всему периметру возводились кирпичные, массивные стены и башни, позволяющие контролировать границы и предупреждать заранее о набегах воюющих народов. Одним из таких укреплений можно назвать Великую Китайскую Стену.

архитектура Древнего Китая фото

Уже в первом тысячелетии до нашей эры китайцы умели строить двух и трех этажные здания. Основным материалом для этого служил кирпич и глина. Крыши были черепичные. В знак уважения традиций на них часто прикреплялись металлические и деревянные дощечки с символами богатства, здоровья и процветания.

Китайская стена фото

Скульптура

Скульптура того времени тесно связана с религиозными верованиями. Вырезались тотемы, миниатюры, приносящие счастье и удачу. Они клались в могилы умерших, ставились в домах, дарились на праздники. Найдено также множество статуэток Будды, отдельных или высеченных в скалах, деревьях.

Посуда

Изделия керамические, изготавливались из красной или желтой глины. Их называли Яншао. В этих сосудах хранили вино, масло, также в них готовили еду. Это всевозможные кувшины, чаши, вазы и миски. Сначала лепили вручную, позже начали использовать гончарный круг. Готовые предметы быта расписывали узорами и фигурками животных.

посуда Древнего Китая фото

Изготовляли посуду из бронзы - сосуды, которые предназначались для жертвоприношения духам природы. В начале 600 годов придумали фарфоровую посуду. Богатство залежей фарфорового камня способствовало развитию ремесла. Это были первые в мире изделия из фарфора.

Живопись

Живопись считается наивысшим достижением искусства Древнего Китая. Вся живопись, как и другие отрасли искусства пронизаны гармонией природы, наблюдением и созерцанием. Любовь и почитание природы является ключевой ценностью древних китайцев. Каждый элемент природы, животное или растение имеет свое символическое значение, в соответствии с которыми и рисовали картины.

живопись Древнего Китая фото

Рисовали на свитках, в книгах, на материи (шелк) и гончарных изделиях. Среди всевозможных китайских полотен наибольшую ценность имеют расписанные свитки.Использовали минеральные краски или краски растительного происхождения.

Письменность

Письменность зародилась в этих краях еще две тысячи лет до нашей эры. Китайская письменность считается удивительной по своей гармонии в первую очередь в самом Китае. Она содержит простоту линий, легкость выполнения, и глубину содержания.

письменность Древнего Китая фото

Считалось, что по почерку и выполнению иероглифов можно понять и проследить человеческое сознание, его душевное равновесие, чувства, эмоции.

Книгопечатание

В 105 г. н. э. была изобретена бумага. На которой можно было писать книги или печатать. Правда последний метод еще не был освоен. При этом наиболее известные и важные тексты уже вырезались на каменных таблицах. Примерно в 4 веке нашей эры впервые появилось копирование, посредством переснятия на бумагу, вырезанного на камне текста. Это позволило размножать необходимые книги, которые имели большое значение для Китая.

Наука

Древний Китай был одним из наиболее просвещенных мест на планете. Люди изучали разные науки, но первопричиной всему этому были простейшие человеческие потребности. Математика и геометрия позволяла делать подсчеты, строить более точные и безопасные строения.

наука Древнего Китая фото

Также китайцы были знакомы с особенностями времени и календарной системы – астрономией. Они могли следить за планетами и звездами, рассчитывать календарные циклы посевов и сборов урожаев. Был разработан и создан лунный календарь.

После начала расширения Древнего Китая и завоеваний соседних территорий появилась необходимость описывания земель, их ландшафта, особенностей, возможностей, полезности для страны. Это привело к развитию географии и ее стремительного изучения, а также агрономии и сельского хозяйства.

цифры Древнего Китая фото

В период «воюющих царств» развиваются всевозможные ремесла: ткацкие, столярные, гончарные, ювелирные. Особое внимание даже в современном мире вызывает китайская медицина, представляющая человека небольшой вселенной с протекающей в нем энергией. Когда эта энергия гаснет – человек умирает, когда человек теряет внутреннее равновесие – он болеет.

Религия

В Китае, как и в других странах, изначальными религиями были фетишизм, культ предков, тотемизм, на основе которых позже начали зарождаться иные верования. Люди верили в различных богов луны, солнца, гор, земли и воды и поклонялись им во благо урожая, дождей, силы духа, солнечного тепла и т.д.

религия Древнего Китая фото

Одним из первых китайских воззрений в 4-5 веках до н. э. было учение Конфуция, повлиявшее не только на повседневную жизнь китайцев, но и последующие верования. Это был своеобразный корень, от которого росли ветви новых, современных религий. Примерно в одно время с конфуцианством появилась идеология Лао-цзы послужившая основой для появления даосизма. Позже зарождается и буддизм.

Факты

  • Именно китайцы изобрели компас.
  • Развитие китайской письменности схоже с египетской. Изначально это были картинки, которые со временем все больше упрощались, становясь больше похожими на знаки, нежели на рисунки.
  • Изделия из бронзы, тканей, ювелирных камней были очень красивыми и почитались не только в стране, но и за ее пределами.
  • Благодаря политическому влиянию, большим знаниям и удачному расположению Древний Китай имел сильное политическое и культурное влияние на соседние страны.
  • Музыка была одним из наиболее известных и популярных развлечений. Еще во втором тысячелетии до нашей эры китайцы уже знали около 20 музыкальных инструментов. Китайцы не только любили музыку, но также были неплохими танцорами.
  • В Древнем Китае были также известны театральные действия, которые берут начало с культовых действий.

Китай - страна новых технологий и старых традиций. Каждая историческая эпоха обогатила своими ценностями культуру этой страны.

Своеобразие Китая

Многие представители западного мира представляют КНР замкнутым и отсталым государством, где до сих пор бытуют традиции Средневековья.

Однако приехавшие в Поднебесную остаются в восторге от того, насколько разнообразна современная культура Китая. Быть может, именно изоляция спасла его традиции и сохранила их по сегодняшний день. Целыми тысячелетиями государство не впускало к себе никаких чужестранцев, исключение делали разве во благо ведения торговли.

А в 1949 году, когда в стране произошла революция, история культуры Китая сделала новый виток. Теперь многое зависело от коммунистической идеологии.

Пришедшие к власти реформаторы решили дать дорогу прогрессу и насильно запретить все традиции. Начиная с 1966 года и по 1976-й так называемая культурная революция заменяла новыми ценностями старые. Что, конечно же, оставило свой отпечаток. Духовная культура Китая была сильно изменена.

Но, увидев всю безрезультатность своих действий, правители КНР в 80-х годах прошлого века отказались от такой политики. И снова принялись пробуждать интерес народа к своему богатейшему наследию, и, следует заметить, не безуспешно.

На сегодняшний день культура Китая являет собой весьма странный симбиоз старых традиций и коммунистических парадигм, а также европейского модернизма.

Архитектура

Строительство в Поднебесной началось с зарождения и формирования всей цивилизации. Еще при древней династии императоров Тан китайцы настолько преуспели в своем мастерстве, что ближайшие соседи - Япония, Вьетнам и Корея - стали заимствовать их технологии.

Только в двадцатом веке в Китае начали активно пользоваться идеями европейской архитектуры, дабы максимально задействовать все свободное место в маленьких городах. Традиционно же высота домов в государстве не превышала трех этажей. Такие постройки можно найти во многих деревнях современной КНР.

Рассматривая особенности культуры Китая, нельзя не упомянуть о символизме. Он присутствует даже в архитектуре. Так, здание обязательно должно быть симметричным с двух сторон. Такая постройка символизирует баланс во всем, а также жизненное равновесие. Дома по традиции получаются широкими, а внутри разбиваются дворы. Также там могут быть крытые галереи, которые должны спасать от летнего зноя.

Китайцы не любят строить в высоту, а предпочитают расширять свои жилища. Даже внутри помещения действуют свои законы архитектуры. Важные комнаты обычно располагают в центре, а от них в стороны расходятся второстепенные. Подальше от дверей проживают старые люди, ближе - дети и прислуга.

Фэн-шуй

Жители Республики любят уравновешивать и систематизировать все. Они руководствуются системой Фэн-шуй - правилами по расположению предметов в доме. Данное искусство является философским течением, которое взрастила культура Китая, а распространяется оно на все сферы жизнедеятельности.

Так, строить дом необходимо фасадом к воде, а задней стеной к холму. Внутри помещения обязательно развешиваются талисманы и обереги.

В качестве строительных материалов используют дерево. Несущих стен нет, вся нагрузка приходится на колонны, подпирающие крышу. Это делается в целях безопасности, поскольку такие дома устойчивее к толчкам землетрясения.

Художественная культура Китая

Традиционное рисование в Поднебесной называется Гохуа. Во времена правления Императоров в Китае не существовало такой профессии, как художник. Рисовали на досуге богатые аристократы и не слишком занятые работой чиновники.

Основным цветом был черный. Люди выводили затейливые орнаменты, вооружившись кисточками из шерсти белки или другого животного. Изображения наносились либо на бумагу, либо на шелковую ткань. Помимо этого автор мог написать стихотворение, которое он посчитал идеальным дополнением к рисунку. После окончания работы картина сворачивалась, как свиток. Его украшали и вешали на стену.

Культура Китая сделала любимым направлением пейзаж. Китайцы называют его шань-шуй, что в переводе дословно значит "вода и горы". Рисовать реалистично не требовалось. Художник лишь отображал собственные эмоции от увиденного.

При императорах Тан живописью активно заинтересовались, а правители из династии Сун сделали из неё культ. Художники научились новым приемам. В то время они начали наносить размытые контуры при изображении дальних объектов на картинке.

Династия Мин ввела моду на изображения с историями, которые впитала в себя художественная культура Китая.

После становления КНР все традиционные стили были забыты, и началась эра реализма. Художники принялись рисовать крестьянскую и рабочую будничную жизнь.

Современные живописцы ориентируются на западные культурные ценности.

Еще одним видом изобразительного искусства в Китае стала каллиграфия, или Шуфа. Художник должен уметь правильно водить кистью и знать, какие чернила лучше использовать.

Особенности китайской литературы

Истории о жизни богов и людей начали слагать три тысячи лет назад. Самыми первыми рассказами, которые сохранились и по сей день, считаются написанные на черепашьих панцирях гадания для императоров Шан.

Культура Китая немыслима без мифологии, равно как и без произведений мыслителей и духовных учителей. Популярная литература не включала в себя разделы художественной. В основном создавались философские трактаты или же сводки этических законов. Книги эти печатались при Конфуции. Они назывались “Тринадцатикнижие”, “Пятикнижие” и “Четверокнижие”.

Без обучения конфуцианству мужчина не мог занять никакую приличную должность в Китае.

Начиная со времен императоров Хань велись записи о деятельности династий предков. На сегодняшний день их существует двадцать четыре. Одной из самых популярных книг считают «Искусство войны» мудреца Сунь Цзы.

Основателем современной литературы является Лу Синь.

Музыкальные традиции

Если в императорском Китае художников не ставили ни во что, то к музыкантам отношение было еще хуже. При этом, как ни парадоксально, музыка всегда являлась неотъемлемой частью культуры Республики.

В конфуцианстве даже существует специальный сборник песен китайского народа, который называется “Ши Цзин”. Культура средневекового Китая хранила множество народных мотивов. А с приходом коммунистической власти в КНР появились гимны и марши.

Обычная классическая гамма насчитывает пять тонов, но бывают и семи-, и двенадцатитоновые.

Что касается классификации инструментов, то здесь все просто. Китайцы выделяют несколько их групп, в зависимости от того, из чего они делалются. Так, существуют глиняные, бамбуковые, шелковые, кожаные, металлические, каменные музыкальные инструменты.

Театральное искусство

В Китае любят посещать театры. Классикой называют Сицюй. Это такой национальный храм. В нем артисты и танцуют, и декламируют произведения, и поют, а также демонстрируют технику боевых движений и выполняют акробатические трюки. Физическая культура Китая очень развита.

Этот театр впервые возник во времена правления императоров Тан - в седьмом веке нашей эры. Каждая провинция Китая обладала своими специфическими отличиями Сицюй.

Популярностью по сей день пользуется главная опера в Пекине.

Как видите, традиционная культура Китая весьма разнообразна, многогранна и чрезвычайно богата.

Кино

Первый сеанс состоялся в 1898 году. Но собственная лента появилась в 1905-м. До начала Второй мировой войны центром кинематографа был Шанхай. В то время на него влияла американская поп-культура. С приходом коммунистов количество выпускаемых фильмов увеличилось в десятки раз.

К китайскому кино отношение у нас специфическое, число его поклонников очень скромное, остальные же судят о нем по разудалым фильмам Джеки Чана, Джета Ли, Дэнни Йена. А зря. Кинематограф Поднебесной не менее разнообразен, чем литература, мифология, воинское искусство и т. д.