Любовь аллаха и ее признаки. Любовь к аллаху 3 признака любви аллаха к человеку

Нет сомнения в том, что каждый мусульманин испытывает любовь к своему Господу. И как можно не любить Создателя, который сотворил человека из глины, придал ему лучшую из форм, вдохнул в него жизнь, наделил разумом и научил его всему, что необходимо в этой и будущей жизни. Как можно не любить Творца небес и земли, Творца дня и ночи, Творца всего живого и неживого, всего того, что служит человеку в претворении в жизнь той великой миссии, ради которой он был создан.

Более того, любовь к Всевышнему, это то без чего человек просто не может называться мусульманином, ведь это она возвышает его над всем тем, что противится этой любви.

Любовь к Аллаху придает человеку смысл жизни, делает его духовно сильным, душевно красивым, нравственно устойчивым и физически здоровым. Это она определяет его образ жизни, который в корне отличается от представления о нем тех, кто далек от этой любви.

И, конечно же, каждый раб Аллаха, любящий своего Господа, вправе надеяться на то, что Всевышний тоже его любит, ведь это высшее благо к которому мусульманин должен стремиться в этом и потустороннем мире.

Но не исключено, что некоторые мусульмане и не подозревают о том, что Всевышнему и Всемогущему Аллаху присуще качество — любить своих рабов, а если и знают об этом, то думают, что заслужить эту любовь очень тяжело.

И если, действительно, есть такие мусульмане, то стоит ради них остановиться на этом вопросе подробнее. Ведь тот, кто не ведает о любви Господа и не стремится к тому, чтобы заслужить ее, тот не может по-настоящему наслаждаться плодами этой религии. И это все не смотря на то, что мусульманин полюбив Всевышнего, поверив в него, и подчинившись Ему, уже обрел великое благо, удостоиться которого суждено не всем. Но это благо еще не предел. Ведь любить Аллаха это одно, а любить Его и быть любимым Им совсем другое.

И убедиться в этом можно обратившись к мудрому Корану и наичистейшей Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Сказал Всевышний: (Скажи:»Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милостивый) . (Семейство Имрана:31).

В этом аяте священного Корана Всевышний обращается к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, говоря ему: (Скажи:»Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной…) , то есть «скажи о, Мухаммад, тем, кто уверовал, что если они искренни в своей любви к Всевышнему Аллаху, пусть следуют за тобой во всем, и это будет доказательством того, что любовь их искренняя».

Этот аят ученые называют аятом испытания. Ведь в нем указано условие испытания любви раба Аллаха к своему Господу. И этим условием является следование мусульманина всему тому, с чем пришел Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, при этом усердно выполняя все, что велел он делать и избегая то, что было им запрещено.

А наградой тому, кто успешно проходит это испытание является ничто другое, как любовь Всевышнего к нему и прощение Им его грехов, ведь сказал Всевышний: (…и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милостивый).

Так значит, чтобы заслужить любовь Господа, мусульманин должен следовать тому, с чем пришел Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, а это значит, что он должен следовать великому Корану и наичистейшей Сунне. И тогда одним из плодов любви Всевышнего к своему рабу будет прощение Им его грехов.

О, Всепрощающий, да прости нам наши грехи, ведь Ты — Прощающий и Милостивый.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Если Аллах полюбил кого-нибудь из своих рабов, Он обращается к Джибрилю, говоря: «Поистине, Аллах любит такого-то, полюби же его и ты!»- после чего Джибриль начинает любить его. И обращается Джибриль к обитателям небес со словами: «Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же его и вы!»,- и обитатели небес начинают любить его, а потом ему начинают оказывать хороший прием и на земле». Хадис согласованный.

Неправдо ли, какой прекрасный хадис?! Подумать только, Великий Аллах, обращаясь к Джибрилю, говорит о ком-то из нас, при этом называя по имени, что Он любит его.

О, Всеслышащий и Всевидящий, как бы я хотел, чтобы имя которое Ты назвал было моим именем, а рабом, которого ты полюбил был я.

Без сомнения, что каждый кто прочитал или услышал этот хадис произнес эти слова. Ведь это то самое благо, о котором говорилось выше, то самое благо, к которому стоит стремиться.

Но может ли мусульманин узнать или почувствовать любовь Всевышнего?! А для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратить внимание на последнюю часть хадиса:

«… а потом ему начинают оказывать хороший прием и на земле». Это значит одним из плодов того, что Всевышний любит кого-то из нас, является «хороший прием на земле «, то есть если мы чувствуем, что к нам хорошо относятся, что нас уважают и любят (конечно же те, которые в свою очередь сами любят Аллаха), это является одним из признаков того, что Всевышний любит нас.

А что значит любовь Аллаха? Есть ли другие плоды этой любви? Об этом говорится в следующем хадисе.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний сказал: «Я объявлю войну, враждующему с тем, кто близок Мне! Любимейшим из всего, чтобы ни делал раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая навафиль (то есть делая добровольные виды поклонения), пока Я не полюблю его, когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня о чем-нибудь, Я дарую ему это, а если обратится ко мне за защитой, Я защищу его»! Хадис передал аль-Бухарий.

Обратите внимание на то, что в этом хадисе Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, доносит до нас слова Аллаха. Такой хадис называется «хадис кудсий», то есть «священный хадис».

И вот в этом «священном хадисе» Аллах Всевышний говорит: «Я объявлю войну, враждующему с тем, кто близок Мне!…». Надо же, задумайтесь только, Всесильный и Всемогущий Аллах, Властелин небес и земли объявит войну тому, кто будет враждовать с близким Ему человеком.

Невольно возникает вопрос: кто же это — «близкий Аллаху человек» и как можно стать близким Аллаху?

«Близкий Аллаху». По-арабски это звучит «вали-Аллах» в единственном числе и «авлия-Аллах» в множественном. И так кто же такой «вали-Аллах»? Может быть это студент учащийся в исламском медресе? А может быть известный мулла? Или же это ученый-муфтий? Ответ на этот вопрос можно найти в мудром Коране.

Сказал Всевышний Аллах: (Воистину близкие Аллаху не познают страха и не печалятся, они которые уверовали и были богобоязненные) (Юнус: 62-63).

А вот и ответ на вопрос: (…они которые уверовали и были богобоязненные) . Значит, близким Аллаху человеком может оказаться любой из нас. И не смотрит Аллах на то, как мы одеты, сколько у нас денег, какое положение в обществе мы занимаем, на каком языке говорим, не смотрит Он на наши знакомства и на наши возможности, а смотрит Всевышний на наши сердца и на сколько мы искренне богобоязненны. Вот та мера по которой Аллах оценивает верующего человека. И чем выше степень его богобоязненности, тем ближе он Всевышнему Аллаху.

Сказал Всевышний: (Воистину самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный)(Комнаты:13).

О, Наищедрейший и Справедливейший, наполни наши сердца богобоязненностью и сделай нас из числа почитаемых и любимых Тобой.

А в следующей части хадиса Аллах Всемогущий говорит:»…Любимейшим из всего, чтобы ни делал раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность».

В этой части хадиса Всевышний прямо указывает на то, что из всех деяний раба стремящегося приблизиться к нему, Аллах в первую очередь любит те, которые вменил ему в обязанность, то есть пять обязательных намазов-фард, обязательная милостыня-закят, обязательный пост в месяц Рамадан, хадж в Мекку, для тех у кого есть такая возможность. Эти виды поклонения Всевышний назвал любимейшими из всех.

Далее Всемогущий говорит: «… и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая навафиль (то есть делая добровольные виды поклонения, )пока Я не полюблю его . То есть несмотря на то, что деяния, которые Всевышний вменил Своему рабу в обязанность, являются любимейшими для Него, Аллах дает понять, что что-бы заслужить любовь Его, раб Аллаха не должен останавливаться на этом, ведь кроме обязательных есть еще добровольные виды поклонения, которые называются «навафиль». Вот они то и определяют степень стремления раба заслужить любовь Господа своего. Ведь обязательное должны делать все, а добровольное может делать только тот, кто искренне желает быть близким Всевышнему и любимым Им. При этом Всевышний указывает на то, что к добровольным видам поклонения можно приступать только после выполнения обязательных. И если раб Аллаха будет настойчив в своем стремлении и докажет искренность своего стремления заслужить любовь Всевышнего, то Аллах Всевышний наградит его Своей любовью, ведь Он сказал: «… и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая навафиль, пока Я не полюблю его…».

И далее Всевышний продолжает:«… когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня о чем-нибудь), Я дарую ему это, а если обратится ко мне за защитой, Я защищу его»!

А эту часть хадиса можно назвать урожаем плодов любви Аллаха. Ведь Он Всевышний упоминает здесь те блага, которыми готов одарить Своего раба, заслужившего Его любовь.

Перечисляя эти блага Всемогущий говорит: «…стану его слухом, посредством которого он будет слышать,…» , то есть Всевышний всецело охватит Своим вниманием слух Своего раба, при этом перекрыв ему доступ ко всему, что Он запретил слушать и то, что является отвратительным для Него (как например: сплетни, клевета и др.), позволив, таким образом, рабу Своему слышать только то, что является похвальным и любимым, и исключив возможность согрешить посредством слуха. Разве это не благо?

Далее Всевышний говорит: «…и его зрением, посредством которого он будет видеть…», то есть Всемогущий, всецело охватив зрение Своего раба, лишит его возможности видеть то, на что запрещено было смотреть. И это тоже благо, одарить которым Аллах готов, заслужившего Его любовь.

Следующие блага скрываются в словах Всемогущего: «…и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить…» то есть, для рук и ног раба Аллаха, также полностью будет исключена возможность согрешить.

Далее Он говорит: «… и если он попросит Меня о чем-нибудь, Я дарую ему это, а если обратится ко мне за защитой, Я защищу его!» И вот после того, как Аллах Всевышний одаряет любимого и близкого Ему человека тем, что перекрывает ему доступ ко всему грешному, Он Всемогущий готов даровать ему все о чем бы он не попросил. Вы только представьте себе — «все о чем бы он не попросил»…

Кроме этого, Всевышний готов защищать его при первой же его просьбе об этом.

О, Богатейший, никакие блага не могут сравниться с теми из них, которые были обещаны Тобой рабам Твоим, заслужившим эту великую любовь. Но если бы я, раб Твой, узнал, что Ты, О, Наищедрейший, полюбил меня, то разве осталась бы у меня необходимость просить чего-либо еще? О, Всемогущий, укрепи же нашу веру, усиль нашу богобоязненность и пополни нами ряды тех, кого осчастливила любовь Твоя! Аминь.

Фидаиль хазрат Яруллин.

Вопрос: Каковы признаки любви Аллаха к Своему рабу?

Ответ: Хвала Аллаху

Вы задали серьезный и важный вопрос о том, чего достигают только немногие из праведных рабов Аллаха.

Любовь Аллаха – это «положение, за которое верующие соперничают и к которому стремятся…это питание для сердец и душ…отрада глаз…это жизнь, и тот, кто лишен ее, тот мертв…это свет, без которого наступает кромешная тьма…это исцеление, и тот, кто лишен его, тот болен…это радость, и тот, кто лишен ее, живет в горе и страдании…

Это дух веры и благих поступков…с помощью которых можно приблизиться к Аллаху…и тот, кто лишен ее, подобен телу без души».

У любви Аллаха есть признаки и причины, которые как ключи от двери. И к этим причинам относятся следующие:

1. Следовать руководству Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Аллах говорит в Священном Коране:

قل إن كنتم تحبون الله فاتبعوني يحببكم الله ويغفر لكم ذنوبكم والله غفور رحيم

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный». (Семейство Имрана 3:31)

2. Быть смиренным по отношению к верующим и непреклонным к кяфирам, сражаться на пути Аллаха и не бояться никого, кроме Него. Аллах упомянул эти качества в одном аяте, где Он говорит:

يا أيها الذين آمنوا من يرتد منكم عن دينه فسوف يأتي الله بقوم يحبهم ويحبونه أذلة على المؤمنين أعزة على الكافرين يجاهدون في سبيل الله ولا يخافون لومة لائم

«О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих» (Трапеза 5:54)

В этом аяте Аллах описывает качества тех, кого Он любит, и первое из них – это быть смиренным и не быть высокомерным с мусульманами, быть непреклонным с кяфирами, не унижать и не оскорблять мусульманина перед кяфиром. Те, кого любит Аллах, сражаются на Его пути с шайтаном, кяфирами, лицемерами и грешниками, и они борются со злом своей души (джихад ан-нафс). Они не боятся порицания порицающего, потому что пока они следуют приказам своей религии, их не заботят те, кто высмеивает и порицает их.

3. Совершать дополнительное (нафиль) поклонение. Аллах говорит в хадисе аль-кудс: «И Мой раб не перестаёт приближаться ко Мне добровольными поступками до тех пор, пока Я не возлюблю его». К дополнительным поступкам относятся дополнительные молитвы, милостыня, умра, хадж и пост.

4. Любить, навещать друг друга, помогать друг другу (материально) и давать искренние советы только ради Аллаха.

Эти качества были упомянуты в хадисе, где Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) передал слова Аллаха: «Моя любовь обязательно предписана тем, кто любит друг друга ради Меня; и тем, кто навещает друг друга ради Меня; и тем, кто расходует в поддержку друг другу ради Меня; и тем, кто общается ради Меня».

Ахмад, 4/236 и 5/236; «ат-Танасух» Ибн Ханбаль, 3/338; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих ат-Таргиб ва ат-Тархиб» 3019, 3020,3021.

Под словами «навещают друг друга ради меня» подразумевается, что они приходят друг к другу только ради Аллах, любят друг друга и поклоняются вместе только чтобы снискать Его довольство. «аль-Мунтака шарх аль-Мутавва», хадис 1779.

5. Подвергаться испытаниям. Беды и несчастья являются испытанием для человека и это признак любви Аллаха, потому что это действует как лекарство: хоть оно и горькое, но ты все равно даешь его тому, кого любишь. В достоверном хадисе говорится: «Поистине, величина награды соответствует величине испытаний и бед, и поистине, если Аллах любит какой-либо народ, то посылает на них испытания (беды). И тот, кто проявляет довольство (перед испытанием), тому тоже довольство Аллаха. Тот же, кто гневается, тому – гнев Аллаха». ат-Тирмизи 2396; Ибн Маджах 4031; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

И беды в этой жизни лучше для верующего, чем наказание, отложенное до жизни Последней. Да и как может быть иначе, если посредством испытаний положение верующего повышается, а его грехи стираются? Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает Его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного Дня». ат-Тирмизи 2396; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Ученые объяснили, что тот, кто не испытывает бед и несчастий, является лицемером, и Аллах не наказывает его в этом мире, чтобы он предстал перед Ним в Судный день со всеми своими грехами.

О Аллах, сделай нас теми, кого Ты любишь.

Если Аллах любит тебя, не спрашивай о благах, которые ты приобретешь, ведь достаточно знать, что Он любит тебя. Это великие плоды любви Аллаха в Своему рабу:

Во-первых: Люди любят его и принимают его на земле, о чем говорится в хадисе от аль-Бухари (3209): «Если Аллах испытывает любовь к (Своему) рабу, Он обращается к Джибрилу (и говорит): “Поистине, Аллах любит такого-то, полюби же его и ты”, (после чего) Джибрил (начинает) любить его, и Джибрил обращается к обитателям небес (со словами): “Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же его и вы”, и обитатели небес (начинают) любить его, а потом ему оказывают хороший приём и на земле ».

Во-вторых , в хадисе аль-кудс Аллах упомянул о великих достоинствах тех, кого Он любит. Передается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного (нафиль), пока Я не полюблю его, когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чем-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за зашитой, Я обязательно защищу его. И ничто из совершаемого Мною не заставляет Меня колебаться в такой мере, как (необходимость забирать) душу верующего, не желающего смерти, ибо Я не желаю причинения ему зла». Аль-Бухари, 6502.

В этом хадисе перечислены преимущества любви Аллаха к Своему рабу:

  1. «то стану его слухом, посредством которого он будет слышать», т.е. верующий слышит только то, что любит Аллах.
  2. «и его зрением, посредством которого он будет видеть», т.е. верующий видит только то, что любит Аллах.
  3. «и его рукой, которой он будет хватать», т.е. верующий будет брать только то, что любит Аллах.
  4. «его ногой, с помощью которой он будет ходить», т.е. верующий будет идти только к тому, что любит Аллах.
  5. «и если он попросит Меня (о чем-нибудь), Я обязательно дарую ему (это)», т.е. дуа верующего будут услышаны, а его просьбы выполнены.
  6. «а если обратится ко Мне за зашитой, Я обязательно защищу его», т.е. Аллах защитит его от всего.

Мы просим Аллаха помочь нам в том, что вызывает Его довольство.

Милостивого,

Милосердного.

Восхваляем Аллаха, обращаемся к Нему за помощью, просим прощения и каемся перед Ним, прибегаем к Его защите от зла наших душ и от скверны наших дел. Тот, кого поведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, тот же, кого Аллах собьёт, того никто не наставит на прямой путь.

Свидетельствуем , что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад Его раб и посланник, да благословит его Аллах, а также его семью, всех его сподвижников и всех, кто следовал по его стопам до самого Судного Дня.

Дорогие братья и сестры, в этой небольшой статье я бы хотел рассказать о десяти вещах которыми мы можем заполнить наши сердца любовью к Аллаху, Свят Он и Велик и Его посланнику (да благословит Его Аллах и да приветствует). В основе статьи лежит труд великого ученого Ибн Аль-Кайима (да помилует его Аллах).

Всем нам широко известно, что все наши действия основаны на таком чувстве как любовь. Куда бы мы не посмотрели - мы везде можем заметить проявление этого. Можно приводить бесконечное количество примеров. Приведем самые распространенные из них: любовь матери к своему ребенку, жены к своему мужу и т.д. Каждый человек наполняет свое сердце любовью к чему-либо: будь то машины, деньги, женщины или какие-либо другие ценности. Так кто же достоин самой высокой степени любви, если не Аллах и Его Посланник!? Любовь к Аллаху и Его Посланнику является наивеличайшей ступенью Веры. Поэтому божественной любовью мы можем любить только Аллаха, Свят Он и Велик.

Аллах говорит об этом в Коране:

وَمِنْ النَّاسِ مَنْ يَتَّخِذُ مِنْ دُونِ اللَّهِ أَندَادًا يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللَّهِ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَشَدُّ حُبًّا لِلَّهِ وَلَوْ يَرَى الَّذِينَ ظَلَمُوا إِذْ يَرَوْنَ الْعَذَابَ أَنَّ الْقُوَّةَ لِلَّهِ جَمِيعًا وَأَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعَذَابِ

Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники увидели, когда они узреют мучения, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие мучения.

(Коран, 2:165)

Так как же и чем нужно добиваться этой любви? Об этом мы постараемся кратко пояснить в этой статье.

1. Чтение и размышление над аятами Корана

Всевышний Аллах говорит в Коране:

كِتَابٌ أَنزَلْنَاهُ إِلَيْكَ مُبَارَكٌ لِيَدَّبَّرُوا آيَاتِهِ وَلِيَتَذَكَّرَ أُوْلُوا الْأَلْبَابِ

Это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание.

(Коран, 38:29)

Многие люди в наше время акцентируют внимание на благословенности Корана: целуют его, украшают, кладут на высокие места, но это не является целью ниспослания Коран, а целью является: «дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» Из этого аята нам становится ясно для чего нам был ниспослан Коран.

Сподвижник Абдуллах Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил:

Несомненно, человек нуждается в Коране так как в нем содержится все, что нужно для человека. О чем Аллах говорит в Коране:

قُلۡ هُوَ لِلَّذِينَ ءَامَنُواْ هُدً۬ى وَشِفَآءٌ۬‌ۖ

Скажи: "Он является верным руководством и исцелением для тех, которые уверовали.

(Коран 41:44)

Таким образом, он содержит в себе:

1. Руководство(هُدً۬ى ) (объемлющее все стороны жизни и необходимое для каждого человека)

2 . Исцеление (شِفَآءٌ ) (как душевное, приводящее человека к равновесию, так и телесное)

وَنُنَزِّلُ مِنَ ٱلۡقُرۡءَانِ مَا هُوَ شِفَآءٌ۬ وَرَحۡمَةٌ۬ لِّلۡمُؤۡمِنِينَ‌ۙ

Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих.

(Коран, 17:82)

Исходя из вышеприведенных аятов — мы должны руководствоваться Кораном. Но не все люди задумываются над Кораном. О чем Аллах также говорит в Своей Книге:

أَفَلَا يَتَدَبَّرُونَ ٱلۡقُرۡءَانَ أَمۡ عَلَىٰ قُلُوبٍ أَقۡفَالُهَآ

Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?

(Коран, 47:24)

Этот аят нам иллюстрирует то, что Аллах нас хочет побудить к размышлению над Кораном и хочет сказать, что Он не ставит на наши сердца замки, если только мы сами не делаем этого.

Коран содержит в себе огромное количество мудростей, которое не поддается счету, поэтому мы не можем в своей статье подробно останавливаться на каждой из них. Особенностью Корана является то, что он отличается красноречием и глубокими смыслами. Примером тому может послужить сура Аль-Аср, три аята которой объемлют всю религию Аллаха. Посланник Аллаха(да благословит Его Аллах и да приветствует) говорил:

Лучший среди вас тот, кто изучает Коран и обучает ему других

аль-Бухари №5027

Этот хадис является для нас огромным стимулом для изучения Корана.

2. Выполнение дополнительных предписаний

В хадисе кудси передается что Аллах сказал: «Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного (нафиль), пока Я не полюблю его…»


В выполнении дополнительных предписаний заложена огромная мудрость:

Во-первых , это заглаживание тех ошибок, которые были совершены во время выполнения обязательных предписаний. Все мы люди и всем нам свойственно ошибаться.

Во-вторых, это своего рода разминка. Примером могут служить физические упражнения. Ни один спортсмен не будет выкладываться предварительно не размявшись. Так и в нашей молитве выполнение дополнительных молитв придаст нашим молитвам более высокую степень.

3. Поминание Аллаха

Поминание Аллах является одной из самых высоких степеней с помощью которых можно приобрести любовь Аллаха. Аллах говорит о верующих в Коране:

ٱلَّذِينَ يَذۡكُرُونَ ٱللَّهَ قِيَـٰمً۬ا وَقُعُودً۬ا وَعَلَىٰ جُنُوبِهِمۡ

Которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку…

(Коран, 3:191)

Из этого аята нам становится ясно что Аллаха нужно поминать во всех положениях, потому как их всего три и все они упомянуты аяте.

В хадисе переданном от Абдуллы Ибн Бусры Посланник Аллаха сказал:

Пусть язык твой не перестает быть мокрым от поминания Аллаха

Ахмад №188 и 190

В нашей жизни мы имеем много возможностей поминать Аллаха, будь то в очереди, автобусе и других местах. Но, к сожалению, многие предпочитают этому великому делу игры на телефоне и прочие бесполезные занятия.

Аллах сказав о верующих, подчеркнул что они не просто поминают Аллаха, а поминают Аллаха много :

يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اذْكُرُوا اللَّهَ ذِكْرًا كَثِيرًا

О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно

(Коран, 33:41)

وَٱذۡكُرُواْ ٱللَّهَ كَثِيرً۬ا لَّعَلَّكُمۡ تُفۡلِحُونَ

…и поминайте Аллаха много - быть может вы преуспеете

(Коран, 62:10)

وَلَذِكْرُ اللَّهِ أَكْبَرُ

…но поминание Аллаха превыше…

(Коран, 29:45)

Целью всех наших действий, будь то молитва, пост, хадж — является поминание Аллаха.

В дополнении хотелось бы привести аят в котором Аллах говорит о тех, кто не поминает Его и отворачивается от этого.

وَمَنْ أَعْرَضَ عَنْ ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكًا

А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь…

(Коран, 20:124)

У всех людей есть желания, потому как это является естественной природой человека. Но человеку необходимо контролировать их и не идти на их поводу, хоть это иногда и становится сложным для нас. Например: группа молодых людей собралась на просмотр футбольного матча, идет дополнительно время напряженного матча….и тут раздается азан..конечно молодым людям очень трудно покинуть комнату и отправиться на молитву..и им приходится бороться со своими желаниями. И это лишь один из маленьких примеров.

И однажды у Хасана Аль-Басри (да будет доволен им Аллах) спросили: «Какая борьба лучше?» На что он ответил: «Борьба со своей душой»

Один из ученых делит борьбу с желаниями на 3 категории:

Борьба с собой

إِنَّ ٱلنَّفۡسَ لَأَمَّارَةُۢ بِٱلسُّوٓءِ إِلَّا مَا رَحِمَ رَبِّىٓ‌ۚ

…поистине душа человека повелевает зло, если только мой Господь не проявит к ней милосердия.

(Коран, 12:53)

При этом виде ученый дает несколько советов по борьбе

а) вспоминать о цели жизни человека

б) помнить об опасности следования за страстью

в)вспоминать о чувствах, которые постигают после греха

г)посмотреть на примеры грешников, окружающих тебя

В качестве примера к этому виду борьбы можно привести студента-мусульманина, попавшего в плохое окружение которого склоняют к грехам.

Борьба с желаниями людей вокруг

Здесь можно выделить 2 пункта:

1. отказ от следования за желаниями людей (найти в себе силы не пойти за толпой)

2. желания людей следования за ними (если группа людей грешит, они непременно захотят чтобы все последовали за ними)

Здесь в качестве великого примера можно привести ношение хиджаба. Во-первых, нужно найти в себе чтобы не следовать за большинством, во-вторых же, это желание людей чтобы человек отказался от ношения хиджаба.

Борьба с шайтаном

Аллах так говорит в Коране:

إِنَّ ٱلشَّيۡطَـٰنَ لَكُمۡ عَدُوٌّ۬ فَٱتَّخِذُوهُ عَدُوًّاۚ إِنَّمَا يَدۡعُواْ حِزۡبَهُ ۥ لِيَكُونُواْ مِنۡ أَصۡحَـٰبِ ٱلسَّعِيرِ

Воистину, сатана является вашим врагом, и относитесь к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени .

(Коран, 35:6)

Мы должны относиться к дьяволу как к врагу — значит принимать все меры предосторожности, которые мы принимаем во время борьбы с врагом. Ведь он постоянно следит и ищет возможность зацепить нас. Поэтому нам нужно быть бдительными по отношению к нему.

В завершении этого пункта хотелось бы привести аяты:

وَالَّذِينَ جَاهَدُوا فِينَا لَنَهْدِيَنَّهُمْ سُبُلَنَا وَإِنَّ اللَّهَ لَمَعَ الْمُحْسِنِينَ

А тех, которые борются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах — с творящими добро!

(Коран, 29:69)

إِنَّ ٱلۡأَبۡرَارَ لَفِى نَعِيمٍ وَإِنَّ ٱلۡفُجَّارَ لَفِى جَحِيمٍ۬ ۬

Воистину, благочестивые окажутся в блаженстве. Воистину, грешники окажутся в Аду.

(Коран, 82:14-15)

5. Понимание имен и атрибутов Аллаха

Нет сомнений в том, что Аллах ниспослал нам знание о своих имена и атрибутах не просто так. Поэтому нам нужно изучать Его имена и получать от этого пользу.

وَلِلَّهِ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى فَادْعُوهُ بِهَا

У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему

посредством их

(Коран, 7:180)

لَيۡسَ كَمِثۡلِهِۦ شَىۡءٌ۬‌ۖ وَهُوَ ٱلسَّمِيعُ ٱلۡبَصِيرُ

Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий.

(Коран, 42:12)

Аллах говорит нам в своей Книге о своих Именах, например, Слышаший(السميع ) - это значит что Аллах слышит то, что мы говорим - поэтому нам нужно беречь свой язык от всего плохого. Он говорит что Он - Прощающий(الغفور ) - это значит что нам не нужно терять надежду и просить у Него прощения.

В нашей статье мы не можем подробно остановиться на толковании имен Всевышнего Аллаха, пополнить багаж знаний по этой теме вы можете почитав соответствующую литературу.

6. Задумываться над добротой Аллаха

Аллах добр к своим творениям и Он оказывает им нескончаемые милости. И даже если мы попытаемся посчитать их мы не сможем этого сделать:

وَإِن تَعُدُّواْ نِعۡمَةَ ٱللَّهِ لَا تُحۡصُوهَآ‌ۗ

(Коран, 16:18)

Это указывает на безграничность Его милости, и мы можем увидеть их повсюду:

وَفِى ٱلۡأَرۡضِ ءَايَـٰتٌ۬ لِّلۡمُوقِنِينَ

وَفِىٓ أَنفُسِكُمۡ‌ۚ أَفَلَا تُبۡصِرُونَ

На земле есть знамения для людей убежденных, а также в вас самих. Неужели вы не видите?

(Коран, 51:20-21)

В нас самих(людях) есть множество знамений, таких как дыхание, зрение, слух и другие. О них Аллах упоминает в Коране:

قُلۡ هُوَ ٱلَّذِىٓ أَنشَأَكُمۡ وَجَعَلَ لَكُمُ ٱلسَّمۡعَ وَٱلۡأَبۡصَـٰرَ وَٱلۡأَفۡـِٔدَةَ‌ۖ قَلِيلاً۬ مَّا تَشۡكُرُونَ

Скажи: "Он — Тот, Кто создал вас и наделил вас слухом, зрением и сердцами. Как же мала ваша благодарность!

(Коран, 67:23)

Поэтому мы должны благодарить Создателя за все эти милости, и задуматься над тем, что именно мы были избраны Им для этих милостей, в отличии от других людей которые их не имеют.

7. Страх перед Аллахом

Страх перед Аллахом является следующей ступенью к обретению любви Аллаха.

Эта тема обширна, но хотелось бы хотя бы немного её затронуть.

Первое качество о котором упомянул Аллах, описывая верующих, в суре «Верующие» — это смиренность

قَدۡ أَفۡلَحَ ٱلۡمُؤۡمِنُونَ

ٱلَّذِينَ هُمۡ فِى صَلَاتِہِمۡ خَـٰشِعُونَ

Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во своих молитвах

(Коран, 23:1-2)

И в известном хадисе Джибриля Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

Поклоняйся Аллаху так как будто ты Его видишь, и даже если ты Его не видишь, то поистине Он тебя видит.

Муслим, №8

Исходя из этого верующим необходимо совершенствовать поклонение с помощью очищения сердца от всего ненужного, понимания аятов во время их чтения и понимания величия Того, кому это поклонение посвящено.

8. Ночная молитва

تَتَجَافَى جُنُوبُهُمْ عَنْ الْمَضَاجِعِ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ خَوْفًا وَطَمَعًا

Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой

(Коран, 32:16)

Ночная молитва является еще одной ступенью приобретения любви Аллаха.

Это является милостью Аллаха и возможностью для верующих очистить сердца и попросить Аллаха о чем-либо, ведь Он — Наделяющий. Особенностью ночной молитвы является то, что человек может полностью сконцентрироваться, не думая о посторонних вещах. Так же человек избавляется от опасности впасть в показуху, оставаясь наедине со своим Господом.

9. Любовь к праведным людям

Любовь к людям нас побуждает к тому, что мы хотим быть рядом с этими или следовать за ними. Поэтому если человек хочет прийти к хорошему результату, то ему нужно следовать за хорошим примером. Об этом нам упомянул Пророк(да благословит его Аллах и да приветствует).

Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что Пророк(да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

Поистине, праведный товарищ и дурной (товарищ) подобны продавцу мускуса и (человеку,) раздувающему кузнечные меха. Что касается продавца мускуса, то он (может) либо подарить тебе (что-нибудь из своего товара), либо ты купишь у него что-то, либо ощутишь (исходящий) от него аромат. Что же касается раздувающего меха, то он либо прожжёт твою одежду, либо ты ощутишь (исходящее) от него зловоние.

аль-Бухари №5534, и Муслим №2628

А так же: передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) что пророк (да благословит его Аллах и да приветствует)сказал:

Человек на религии своего друга. Поэтому пусть смотрит кто-либо из вас на того, с кем дружит.

Абу Давуд №4833,

Ахмад, ат-Тирмизи №2379

Из выше приведенных хадисов нам становится ясно, как важно хорошее окружение и хорошие примеры для человека. Ведь человек это существо социальное - подражающее тем или иным примерам.

Это является важной особенностью, которое нам помогает постичь любовь Аллаха.

Великим примером нам может служить дядя Пророка - Абу Талиб. Он очень сильно помогал пророку, но так и не принял Ислам. Возникает вопрос: «Почему?» Потому что у него была слабая точка и ей являлось то, что он не мог отказаться от религии своих отцов. И даже когда он лежал при смерти и пророк просил его произнести слова свидетельства, Абу Джахль видевший это сказал Абу Талибу: «Разве ты откажешься от религии своих отцов?» Абу Талиб так и не произнеся слов свидетельства умер в неверии. Это было его слабой точкой.

Давайте теперь взглянем на себя! Наверняка у каждого из нас есть слабые места и мы прекрасно знаем о них. Так сделаем так чтобы между нашими сердцами и Всевышним Аллахом не было никаких преград.

И в завершении хотелось бы привести аят из суры Аль-Имран, который дает нам предельно ясный ответ на то, как нужно добиваться любви Аллаха:

قُلۡ إِن كُنتُمۡ تُحِبُّونَ ٱللَّهَ فَٱتَّبِعُونِى يُحۡبِبۡكُمُ ٱللَّهُ وَيَغۡفِرۡ لَكُمۡ ذُنُوبَكُمۡ‌ۗ وَٱللَّهُ غَفُورٌ۬ رَّحِيمٌ۬

Скажи: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной(пророком), и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный".

(Коран, 3:31)

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

Ваш брат в Исламе

Махалля №1

Я начинаю с именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит:

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: لا يؤمن أحدكم حتى يكون الله ورسوله أحب إليه مما سواهما ‏‏

«Не уверует из вас никто (имеется в виду не уверует истинной верой), пока Аллах и его Посланник для него не будут любимей, чем всё остальное » (Имам Бухари).

В другом хадисе говорится, что один из сподвижников спросил Посланника Аллаха о том, что такое вера (иман)? (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

قال أبو رزين العقيلي‏:‏ يا رسول الله ما الإيمان قال‏:‏ ‏"‏ أن يكون الله ورسوله أحب إليك مما سواهما

«Вера – это когда Аллах и его Посланник любимей, чем всё остальное ».

Каждый мусульманин должен стремиться обрести любовь к Аллаху, так как от этого зависит наша вера. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто обращался к Аллаху с такой мольбой:

وقد قال نبينا صلى الله عليه وسلم في دعائه‏:‏ ‏"‏ اللهم ارزقني حبك وحب ما يقربني إلى حبك واجعل حبك أحب إلي من الماء البارد

«О Аллах, даруй мне любовь к Тебе, а также любовь ко всему, что приближает меня к любви к Тебе, и сделай любовь к тебе для меня любимей, чем прохладная вода ».

Любовь к Аллаху является наивысшей степенью из всех степеней, и все другие степени – это плоды любви к Аллаху.

К примеру, очень высокой степенью в религии является аскетизм. В хадисе говорится: «Оставь мирское, и тебя полюбит Аллах».

В хадисе сказано: «У аскета (отрёкшегося от мирского) сердце и тело отдыхают, а желающий мирского бывает в беспокойстве и в печали. Любовь к мирскому – это основа всех бед, а отказ от него – это основа всех благ и послушания » (см. в книге «Ибн Абу Дунья фи Замми Дунья», № 131).

Каждый из нас знает, как трудно отречься от мирских благ. Но если сердце человека наполнено любовью к Аллаху, то тогда это не представляет для него особой трудности. Об этом свидетельствуют и слова Абубакра Сиддика (да будет доволен им Аллах).

Он говорит:

وقال أبو بكر الصديق رضي الله عنه من ذاق من خالص محبة الله تعالى شغله ذلك عن طلب الدنيا وأوحشه عن جميع البشر‏.‏

«Кто испытает истинную любовь к Аллаху, того оно отвлечёт от стремления к мирскому… »

Любящий Аллаха является аскетом, даже если ему будут принадлежать все богатства этого мира, поскольку любовь к Аллаху не оставит в его сердце места для мирского.

Абу Сулейман ад-Дарани говорил:

وقال أبو سليمان الداراني‏:‏ إن من خلق الله خلقاً ما يشغلهم الجنان وما فيها من النعيم عنه فكيف يشتغلون عنه بالدنيا‏.‏

«Среди рабов Аллаха есть такие, которых не отвлекают от Него (Аллаха) даже Рай и то, что в нём. Как же их отвлечёт от Него мирское! »

Каковы же признаки любящего Аллаха и как нам обрести любовь к Аллаху?

1. Первым признаком любящего Аллаха является следование сунне Пророка (мир ему и благословение) .

قُلْ إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

В говорится: «Скажи Мухаммад: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит ваши грехи. Аллах – Прощающий, Милостивый » (сура «аль Имран», аят 31).

Джунайд аль-Багдади сказал: «Никто не познал и не полюбил искренней любовью Аллаха, кроме как с помощью Аллаха, а путь, ведущий к этой любви, это следование пути Пророка (мир ему и благословение)».

Человек, утверждающий, что любит , но не следующий пути Пророка (мир ему и благословение), лжец и лицемер, так как если бы он любил Аллаха, то следовал бы его велениям.

Всевышний, как мы видели из предыдущего аята, велит нам следовать пути Пророка (мир ему и благословение) и даёт понять нам, что следование пути Пророка (мир ему и благословение) является свидетельством любви к Аллаху и средством, приводящим к любви к Аллаху.

Чтобы следовать пути Пророка (мир ему и благословение) прежде всего нужно знать о жизни Пророка (мир ему и благословение) и о его деяниях и для этого читать книги о жизнеописании Пророка (мир ему и благословение), об его особенностях и нравственных качествах.

2. Другим признаком любящего Аллаха является частое поминание Его .

В хадисе говорится:

قال صلي الله عليه وسلم فمن أحب شيئا أكثر من ذكره بقلبه ولسانه

«Если кто-то полюбил что-либо, то он вспоминает о нём часто сердцем и языком ».

Если человек желает узнать, какова его любовь к Аллаху, то пусть посмотрит в своё сердце и подумает, как часто он вспоминает об Аллахе.

Если человек любит Аллаха, то он поминает его часто и сердцем, и языком. Более того, если человек любит Аллаха истинной любовью, то он даже если захочет, не сможет забыт о Нём.

Так же как поминание Аллаха является плодом любви к Нему, также оно (поминание Аллаха) является и средством, увеличивающим в сердце любовь к Аллаху. Если человек хочет обрести любовь к Аллаху, он должен усердствовать в поминании Аллаха, и тогда Аллах озарит его сердце любовью к Нему.

3. Третьим признаком любви к Аллаху является любовь к тем, кто любит Аллаха . Это может и помочь обрести любовь к Аллаху.

В хадисе говорится: «Лучшие из вас те, при виде которых вспоминают Аллаха ».

Суфьян ас-Саврию сказал: «Тот, кто полюбит того, кого любит Аллах, того и Аллах полюбит; тот, кто возвеличит того, кого возвеличивает Аллах, того и Аллах возвеличит ».

Несомненно, наиболее соответствующими этим хадисам людьми являются духовные наставники, то есть суфийские шейхи. Из истории мы знаем, что на всём протяжении истории Ислама, после времён сподвижников, те, кто стремился к познанию Аллаха, включая и крупнейших учёных уммы, вступали под руководство духовных наставников.

Тому, кто желает познать Аллаха и почувствовать в своём сердце истинную любовь к Аллаху, необходимо, следуя примеру учёных Ислама, найти духовного наставника и вступить под его руководство.

Когда Аллах любит Своего раба, Он подвергает его испытаниям…

Испытания - это проверка людей Аллахом «на прочность» и одновременно свидетельство Его любви к ним. Испытания подобны горькому лекарству, которое вы посылаете тому, кого любите, зная, что если оно исцелит от недуга, то горечь от него быстро забудется. Так и Аллах очищает людей от грехов, проводя их через испытания.

В хадисе сказано: «Высокая награда приходит с большими испытаниями. Когда Аллах любит человека, Он подвергает его испытаниям. Кто примет их - станет Ему угоден, но кто будет недоволен, тому достанется Его гнев» (Тирмизи, Ибн Маджда).

А один из сподвижников сказал: «Коль не испытания в этом мире, то в Судный День мы были бы с пустыми руками».

Испытания являются благом для верующего потому, что награда за терпение и стойкость при их преодолении сохранится для него в будущей жизни. А иначе и быть не может - ведь его хорошие дела искупают его грехи, тем самым возвышая его перед Аллахом и людьми. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда Аллах любит Своего раба, Он подвергает его трудностям в этой жизни. А когда Аллах гневается, Он подвергает его мучениям в Ахирате (вечной жизни)» (Тирмизи).

Хасан аль-Басри (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Не ропщите на испытания, которые приходят как бедствия. Быть может, в том, что вам не нравится, - ваше спасение, и, быть может, в том, что вы предпочитаете, - ваша смерть».

Аль-Фадль ибн Сахль же писал, что в испытаниях есть благословения, которыми мудрый человек не должен пренебрегать. Ведь испытания стирают грехи, и человек удостаивается награды Аллаха за терпение. Кроме того, испытания воспитывают в человеке неравнодушие: пройдя через них, он всегда готов раскаяться или подать милостыню.

Итак, испытания для верующего - это путь к обретению награды. Но пройти этот путь и удостоиться ее может лишь тот, кто имеет терпение, твердую веру и стойкость.

Давайте вспомним слова Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Как прекрасно положение верующего. Поистине, все в его случае является благом для него, и никому этого не дано, кроме верующего: коль что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. А коль его постигает горе, он проявляет терпение, и это также становится для него благом» (Муслим).

Если мусульманина постигают испытания, он должен произнести «инна лиЛляхи ва инна иляйхи раджи’ун» («все мы принадлежим Аллаху, и к Нему наше возвращение»), а также «къадаруЛлахи уа ма шаа фагьаля» («это предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал»). Но самые важные и незабываемые моменты в жизни человека - когда он после тяжких испытаний возвращается к Своему Господу, зная, что лишь Господь дает облегчение от страданий, несчастий и бед.

Аллах Всевышний сказал:

«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (Коран, 2:155-157).

Братья и сестры! Внимательно прочитайте и запомните приведенные ниже советы. Они помогут вам легко пройти через испытания.

Во-первых, внимательно разберитесь, что с вами произошло. И если вы приняли и вытерпели все это, то вы увидите, что в итоге вы обрели гораздо большее и лучшее, чем потеряли. И вы поймете, что ваш Господь устроил вашу судьбу наилучшим образом.

Во-вторых, облегчите свое бремя испытаний мыслями о том, что все могло быть и хуже. А также оглянитесь по сторонам, и вы увидите, что вы не единственные в этом мире, кому приходится переживать боль или утраты. Однако боль в этом мире - это как сон или мимолетная тень. Поэтому не преувеличивайте ее силу или роль как фактора вашего физического и душевного состояния, а лучше научитесь ценить те моменты в жизни, когда вы чувствуете счастье и облегчение.

Ибн Мас´уд сказал: «За каждый миг наслаждения будет миг печали, и нет дома, не наполненного радостью, но и он будет наполнен слезами». А Ибн Сирин отмечал: «Нет смеха, после которого не будет слез».

В-третьих, помните, что паника не только не устранит испытание, а наоборот, усугубит его.

В-четвертых, помните, что паника всегда радует недругов, а не друзей. Это значит, что она обрадует шайтана, а не вызовет довольство Аллаха. К тому же паника ослабляет ваше намерение бороться с испытанием, а это тем более уменьшит вашу награду.

В-пятых, помните, что тот, кто вас испытывает, - Мудрейший и Милостивейший, что Он (слава Ему) посылает вам испытания не для того, чтобы погубить вас, а чтобы испытать ваше терпение и веру. Ведь Он видит, как вы настойчиво преодолеваете посланное Им испытание, а также покорно стоите перед Ним в молитве, прося Его помощи и защиты.

Итак, человек должен не избегать и не страшиться испытаний, а воспринимать их как благословение и дар Аллаха. Суфьян сказал: «То, что люди не любят, быть может, лучше для них, нежели то, что они любят, ведь они не знают, где их ждет благо».