На чём основано православное учение о двусоставности человека (душа и тело)? Жизнь души вне тела. Душа между жизнями Что в душе у человека

ЕСТЬ ЛИ ДУША У ЧЕЛОВЕКА?

Нет, души у человека нет: человек - это и есть душа. Это у души есть тело, в которое она временно поселяется, для исполнения своих желаний, а затем - покидает его …

Личность - это душа, которая окружена оболочками тонкого и грубого тела. Данные оболочки - её приспособления к окружающему её миру. Без них душа не смогла бы в нём существовать. Они подобны одеждам, которые необходимы для выполнения определенной деятельность. Как, например, рабочий комбинезон, который требуется для работы на заводе, или специальная форма пожарника, которая позволяет выдерживать большую температуру. А одежду, как вы уже знаете, можно менять. Что, собственно, и происходит в момент смерти. Душа в момент смерти оставляет одно грубое тело и идёт в другое, которое больше подходит для совершения будущих запланированных действий. Что же происходит с тонким телом?

Тонкое тело после смерти также претерпевает определенную трансформацию. Те тенденции и качества, которые были накоплены в течение жизни, после смерти проявляются в тонком теле более явно. Поэтому мужчина, который в течение своей жизни в основном стремился лишь к женской форме тела, в следующей жизни получает такое желаемое тело. То же касается и женщины, которая была сильно привязана к мужскому телу - получит тело мужчины. Таким образом, личность, или индивидуальная душа, переходит из одного материального тела в другое, и его нынешнее тело, так же как и его деятельность в этой жизни, определяет то, каким будет его следующее тело. Поэтому цените эту жизнь, в которой вы получили человеческое тело, - будьте настоящими людьми, развивайте человечность.

Что такое Душа? Составные части Души.

Каждая душа имеет звучание, вибрацию, по этому звучанию можно рассказать всё о человеке. И мир вокруг нас вибрирует и звучит душами… Они притягиваются на наше звучание. Душа – это полевая субстанция, это энергия и информация (опыт). Это индивидуальная субстанция, которая хранит весь опыт человека, опыт всех его воплощений (Судьба, все РОКи и У-роки — все там хранится). Поэтому Душа также растет и развивается поэтапно и имеет в итоге несколько составляющих. Здесь есть важный нюанс. Не все обладают душой. Имеют душу только люди. Но не все являются людьми. Другое дело, все имеет — Дух. Дух — это первичная божественная искра, безэмоциональная часть мироздания, которая есть во всём. Душу можно уничтожить, Дух — нет. Телом управляет Душа, Душой — Дух. И все это окружено СО-ВЕСТЬЮ (Совместной Вестью с Богами) и совестью (как моральным качеством человека). Тело наше — 4-хмерно, Душа — многомерна, Дух — безмерен, он существовал всегда и никогда не умрет. А вот Душу можно украсть, съесть, продать, убить…

У человека — 3-х составная Душа. Было время, когда у человека была животная Душа, которая располагалась в животе.

Животная часть Души . Это кибернетическая программа развития данной особи на данное воплощение. Иногда путают астросом и душу. Это всего лишь небольшая её часть. Находится в нижнем поле Дань-Тянь. Преобладание части Души животной не дает подняться выше мира иллюзий. Инстинкты, желания — все проявления этой души. Здесь никогда не рождаются мысли, не рождаются идеи и не накапливается личностный опыт. Это есть у всех — у животных, у растений.

Психическая Душа , или эмоциональная. Душа чувственная, или Душа чувствующая. Здесь накапливается опыт эмоций, переживаний, мечт, а вместе с тем и личный опыт. Располагается примерно в районе солнечного сплетения. Именно эта часть души плачет, льет слезы, кричит и бьется о стену, когда нам плохо. Этот уровень Души дает увлечение переживаниями, эмоциями и их яркостью. Здесь мы учимся управлять своими эмоциями. Это важный момент в нашем восхождении. Ключ к управлению своими эмоциями — состояние любви. Значительная часть людей, имеющих душу, живет эмоциями. Здесь важно научиться правильно любить, правильно мыслить — без мысли этого не сделать. ПОЭТОМУ — мы поднимаемся в своем развитии на следующий уровень:

Рассудочная часть Души. Связывает наше тело с нашим Духом. Она располагается примерно там, где и сердце, может, чуть выше. Если психическая Душа плачет и кричит от боли, то рассудочной эмоционировать некогда – она ищет варианты выхода из ситуаций, она начинает осмысливать то, что с нами происходит. Этот образ Души можно охарактеризовать как «зеркало чистой воды».

И тут возникает вопрос:

А как увидеть свою Душу? Как определить, есть Душа у человека?

Для начала давайте сделаем следующее. Не заглядывая далее в этот текст, сначала закройте глазки и спросите себя: где у меня находится Душа ? Потом положили руку на ту область, где, по вашему мнению, у вас находится Душа. Вспомните или посмотрите, какая часть Души реагирует на разные события, в каком месте в теле ощущения. Та из трех частей, которая отзывается, туда и кладем руку. Смотрим, какой нам видится образ, цвет, форма, есть ли на ней трещины, побитости. Кто-то видит кристалл, кто-то птицу, цветок, а кто-то ребенка или просто человека. Все это будет верно, каждый из этих образов олицетворяет нашу Душу. Обычно это бывает жемчужина или несколько жемчужин. Как только определились с образом, берем его и перемещаемся на берег жемчужного потока, берем свою жемчужинку и погружаем в поток. Здесь, в этом потоке перламутрового цвета, смываются чуждые нам наслоения и восстанавливается то, что является нашим. Где-то в этих глубинах покоится наша родовая память, также память о том, кем мы были, что умели миллионы лет назад. Так мы лечим свою Душу, очищаем её, холим и лелеем.

Если Душа имеет образ кристалла – значит, Душа накопила приличный опыт, и теперь он начинает кристаллизоваться, превращая личность в обладателя с особыми качествами. ВЫ становитесь действующим элементом Вселенной.

Цветок –означает раскрытость Души, её готовность к дальнейшим трансформациям. Птица – подвижная форма Души, которая уже способна к конкретным действиям. Образ ребенка, ангелочка, взрослого человека – говорит о весьма взрослом состоянии Души.

Также важен оттенок Души. По оттенку можно определить, для чего Душа пришла в мир. Красный оттенок – душа пришла учиться жить, осваивать жизненное пространство. Жёлтый – осваивать то, что называется «психизмом»: вживание, чувствование этого мира, наполнение его своей энергией. Мы учимся взаимодействовать с психической энергией других людей, других существ окружающего мира. С изначальной энергией – ци, ки, чи, праной. Научились. Дальше собираем знания, понимая, что энергия – это ещё не все, нужна ещё и информация. И тогда Душа приобретает голубоватый (небесный) оттенок. Зеленоватый – эмоционально-чувственное пространство. Правильные эмоции, правильные чувства. А правильно ли я люблю? Золотой . Душа пришла служить человечеству, решать проблемы человечества и конкретных людей тоже. Это бодхический уровень – те, кто добровольно принимает на себя служение Человечеству, Космосу. Розовый – учиться правильной любви, чистой, божественной. Душа учится испытывать нежность ко всему живому, видя в нем проявление Сущего. Фиолетовый оттенок – ощущение себя продолжением Бога. Он и Бог – это нечто Единое. И человек живет, соответствуя этому состоянию. Перламутрово-белый – присутствие высшей Души. Она просто живет, и делает свое дело, и не задает никаких вопросов и не ищет никакой выгоды. Чёрный – психоматрицы иных миров: агрессоров, вампиров, чёрных магов, демонов.*

Как узнать, есть ли Душа у человека?

Тонкие тела – это своеобразное отображение для внешнего мира некоторых особенностей нашего внутреннего мира. Наша способность к эмоционированию – отображается как астральное тело, способность к мыслительным как ментальное. Их нельзя потрогать руками. Увидеть можно, почувствовать можно, потрогать нельзя. Если понадобится необходимость в каком-либо навыке, у нас появится новая функция тела. Все тонкие тела – это грани нашей личности. А наша личность и душа – совпадающие проявления. Потому что Душа – это аккумулирование личностных качеств и опыта.

Душу как оказалось, можно делить, рвать на кусочки, использовать как батарейку, терять. Во всей религиозной (и около религиозной) литературе говорится: душа неделима, душа неизменна. Но, как оказалось, что душу можно съесть, украсть, можно вселить внутрь души кусочек чужого, инородного. Получается, наша душа – сложная субстанция и весь накопленный опыт, который принесен в результате этико-нравственных побед, сконцентрирован в душе.

Если кого-то из нас когда-то в прошлом приносили в жертву, душа обычно застревает в том месте, где это происходило, и не уходит на повторное воплощение. Определенная часть (астросом) воплощается дальше и начинается новое развитие с утратой предыдущего опыта. Если приносили себя в жертву или погибали при неприятных обстоятельствах, например, упала скала и придавила насмерть, то душа не выберется, пока скала не рассыпется на кусочки.

Также Душа может выбрать себе другое тело. Одна часть души может жить в одном теле, другая – в другом. Может быть, отсюда этот миф о поисках своих половинках.

Душу можно украсть, когда она еще не успела вселиться в новорожденное тело.

Может быть, раньше в старые добрые времена младенец умирал от этого, то теперь ему умереть не дают – он может месяцами болтаться на искусственном дыхании и очень длительное время. Потом тело может адаптироваться к этим условиям, и в это тело может вселиться какая-нибудь чужая сущность. Если в стадии беременности кто-то находится из близких – нужно опекать и женщину и ребенка, чтобы никто не смог украсть душу.

Многие отдают часть своей души своим умершим родственникам, например, произнося такие слова: «я всегда буду помнить тебя…ты навсегда в моей памяти». Остерегайтесь таких слов. А некоторые чуть ли не живут на кладбище, ходят так часто на могилу, отдавая в мир мертвых свою энергию.

Нужно попытаться собрать все свои части души, разбросанные по свету. Потому что это все опыт личности. И там могут быть все ответы на вопросы, возникающие здесь. Собрав душу, человек навсегда может перестать болеть.

Теперь практическое упражнение.

Закрыли глаза, расслабились, представили какого-нибудь близкого человека, посмотрели ему в область сердца и пытаемся увидеть, какой образ представляется, пытаемся понять, что же там такое. Если Души нет, то мы ничего там так и не увидим – обнаруживаем пустоту. Бывает, мы можем ощущать легкое раздражение к этому субъекту. Ничего страшного в этом нет. Не заслужил. Но. Вот если такой человек возьмет и совершит подвиг какой или самопожертвование для человека или человечества, он получит в дальнейшем право уже развиваться с Душой.

А теперь пояснение. * То место, куда вы положили руку в начале практики по рассмотрению вашей Души, и означает, какая часть Души у вас сейчас доминирует: животная (около живота), эмоциональная (ниже сердца) или рассудочная (выше или около сердца).

Все мировые религии и практикующие экстрасенсы не только не отрицают наличие души, но и высказывают смелую мысль о том, что человек – это и есть душа, окруженная оболочками материального тела. Покидая свою обитель в момент физической гибели организма, эфемерная субстанция продолжает свой путь, переходя в тонкие миры. Что произойдет с душой человека после момента смерти, напрямую зависит от того, чем питали ее при жизни, какие поступки совершались.

Отделение души от тела

В этой статье

Составные части

Душа – это вихревая субстанция, хранящая энергию и весь опыт, накопленный в течение каждого из воплощений в физическом мире. Подобно человеческому телу, душа способна расти и развиваться, она и вмещает в себя несколько уровней.

Душа есть только у людей, но каждое живое и неживое существо на планете имеет Дух. Это первичная божественная частица, составляющая мироздания, которая есть везде и всюду. Душу можно уничтожить, продать, утратить, а Дух – нет.

Представим человеческие оболочки в виде иерархии: физическим телом управляет душа, душа в свою очередь подвержена контролю Духа, все это окружено совестью, как океаном, который направляет человека на путь добра и справедливости.

Многомерная структура души и Духа

О составных частях души с точки зрения Библии, о назначении Духа расскажет Петр Новочехов:

Сама душа состоит из 3 компонентов, описание которых приведено в последующих подзаголовках.

Животная душа

Низший уровень принято называть животным – именно он ответственен за текущее воплощение в телесной форме. Расположенная в нижнем поле Дань-Тянь, животная душа меняется от воплощения к воплощению.

Проявляется на уровне инстинктов и физических желаний. Она не способна рождать мысли и идеи, в ней не копится жизненный опыт. Если позволить физическим потребностям управлять своей жизнью, животная душа начнет разрастаться, в таком случае душе не суждено перейти на более высокую ступень развития, она застревает в мире иллюзий.

Психическая душа

Расположена на уровне солнечного сплетения, и ее второе название – душа эмоциональная. Это константная часть, которая переходит из одной оболочки в другую, накапливая опыт эмоций, переживаний и мечтаний, испытанных во время земной жизни.

Именно этот уровень души ответственен за яркость чувств: благодаря ему человек плачет и смеется, испытывает ярость и умиротворение.

Научитесь контролировать эмоции во время земного бытия души: это поможет ей перейти на новый уровень, а не опуститься до перманентного пребывания на животном уровне.

Здесь же находится «пульт управления» любовью: и только от уровня души будет зависеть зрелость этого чувства. Молодые, как правило, низвергают любовь до уровня животных инстинктов, в то время как зрелые души способны ее вознести на качественно новую высоту – .

Рассудочная душа

Эта часть связывает тело и Дух, по мнению специалистов, расположена на уровне сердца или несколько выше. Она совсем лишена эмоций и чувств: пока животная душа испытывает бесконечные потребности, а эмоциональная переживает весь спектр чувств – рассудочная часть ищет пути решения проблем и осмысляет происходящее.

Рассудочная душа расположена в области сердца

Без чего жизни нет

С давних пор человек пытается понять, где же расположена человеческая душа, существование без которой невозможно. Один из учеников древнегреческого философа Демокрита – Гален – предполагал, что ее место в кровеносных сосудах. Умирая, человек теряет кровь, с которой выходит и душа из тела. Но тогда неясно, что случается в случае смерти не от кровопотери.

Древние египтяне предполагали, что существование души нереально без сохранения тела, именно поэтому столь большое значение в культуре приобрели обряды по сохранению телесных оболочек, до сих пор египтологи находят «дома душ» - мумии.

Также предполагали, что душа находится в области груди – ведь именно она дает возможность дышать, что невозможно в мертвом состоянии. Народы севера помещали душу в область шейного позвонка, поскольку знали, что его повреждение ведет к неминуемой гибели.

В наше время также нет единого мнения

Интересными представляются результаты, опубликованные немецкими психологами из города Любек. У группы детей в возрасте от 6 до 18 лет методично спрашивали: «Где, по вашему мнению, находится душа?» Поразительно, что все дети старшего возраста указывали на тело целиком – от пят до макушки, а вот малыши единогласно указывали на точку чуть левее сердца. Возможно, они чувствуют душу острее старших товарищей и способны безошибочно определять ее местоположение?

Ученые же не привыкли опираться на эмпирические методы и статистические данные социологических опросов: .

Является ли душа частью мозга?

В XVII веке знаменитый французский философ и математик Рене Декарт выдвинул мнение, что душа – это составная часть головного мозга, расположенная в эпифизе – единственном непарном участке важнейшего человеческого органа, открытом россиянином Николаем Кобызевым.

Эпифиз мозга

Последователи теории Декарта утверждают, что у детей в возрасте до 7 лет эпифиз по форме напоминает глаз с ярко выраженным хрусталиком, фоторецепторами и нервными окончаниями, свойственными стандартному строению глаза. Но по достижении младшего школьного возраста постепенно начинает атрофироваться, так как большинство людей им не пользуются.

Биологи американского университета имени Джорджа Вашингтона проводили эксперименты по выявлению функций эпифиза. Один из них предполагал снятие энцефалограммы у пациентов, находящихся при смерти. Снимки всех умирающих в последние секунды жизни были поразительно похожи между собой: картина напоминала настоящий взрыв. А шкала эмпирических импульсов при этом взмывала к точке наивысших показателей. Ученые предположили, что эта необычная активность головного мозга – свидетельство высвобождения колоссального энергетического потока. Возможно, это не что иное, как .

Сердце всему голова?

Нередко можно услышать, что именно сердце - истинный дом души. Подтверждает этот факт и о прощании тела с душой на 40-й день смерти, именно в этот период окончательно разрушаются клетки человеческого сердца. Совпадение или закономерность?

К сожалению, в области изучения души вопросов на сегодняшний день гораздо больше, чем ответов. Пол Перселл – практикующий американский психиатр – провел собственное расследование и опросил 140 человек, переживших трансплантацию. Результаты опубликованы в книге «Код сердца», и они по-настоящему поражают воображение. Выяснилось, что после трансплантации сердца личность человека сильно меняется, он перенимает черты донора органа.

Пол Перселл и его книга «Код сердца»

Против концепции Перселла выступает следующая история. 37-летняя Шерил Джонсон получила почку от 60-летнего донора. После пересадки женщина стала проявлять нетерпимость и несдержанность, ранее ей несвойственные. Выяснилось, что донор обладал бурным темпераментом, мистическим образом передавшимся по наследству Шерил.

Может ли быть кровь вместилищем для души?

Переливание крови давно стало рутинной процедурой, но всякий раз медики впечатлены трансформациями в человеке. Особенно поразительные перемены можно наблюдать, если переливание было значительным по объему. Изменениям может подвергнуться рост и вес, трансформируется форма мочки уха и даже подбородок.

Описан случай переливания крови 3 литров Александру Литвину, раненному в результате военных действий. Врачу не удалось получить весь требуемый объем редкой группы крови для переливания от одного человека, донорами стала группа его коллег. После выписки из больницы мужчина был поражен внешними изменениями своего тела: рост внезапно увеличился на 5 сантиметров, а вес – на 6 килограммов. Изменилась и форма уха.

Этот случай наталкивает на логичное умозаключение о том, что именно кровь является домом души.

Даже часы останавливаются

Рассмотрим аномальные явления, предшествующие летальному исходу. Активно работают над вопросом профессор Чарльз Тарт и физик Роберт Монро, а также исследователь предсмертного состояния Мелвин Морс.

Ученые, занимающиеся вопросами танатологии

Все ученые поддерживают теорию сохранения на подкорке головного мозга части сознания даже после зафиксированной смерти организма. Они пытаются подтвердить эту теорию обнаружением ее материальной основы – частиц, составляющих ядро души. Они же занимаются расследованиями случаев столкновения с духами умерших, увидеть которых можно уже через сутки после остановки сердца человека.

Согласно записям Мелвина Морса, все, кто столкнулся с привидениями, обнаружили некую закономерность – их наручные часы давали сбои или совсем останавливались после такой потусторонней встречи. Это необычное явление дало повод предполагать наличие сильного энергетического поля у души умерших людей.

Чарльз Тарт известен опытом с осциллографами: он размещал приборы в палатах смертельно больных и ждал проявления их активности. При жизни людей приборы молчали, а вот уже через пару секунд после смерти осциллографы регистрировали всплески активности, что опять же подтверждает теорию наличия электромагнитного поля души.

Возраст души

Душа накапливает опыт в течение каждого из своих земных воплощений. Однако православие эту концепцию отвергает, говоря о существовании Рая или Ада.

Тем не менее эксперименты с гипнозом говорят о наличии прошлых жизней: многие люди вспоминали свои воплощения.

Учебник смерти

В VIII веке нашей эры проповедник буддизма, рожденный в Тибете, гуру Падмасамбхаве создает трактат, посвященный искусству смерти как процессу. Книга учит правильному прохождению через последнее испытание на жизненном пути, она основана на древнейших свитках и названа «Бардо Тхёдол», что буквально переводится как «Книга мертвых».

Тибетская книга мертвых

В книге подробно описано «бардо» - этапы смерти, через которые суждено пройти каждому человеку. Начиная с физической смерти и до следующего перевоплощения души проходит ровно 49 дней. Для успешного прохождения через это испытание нужно знать определенные тантрические практики, столь щедро и подробно описанные тибетским гуру.

Согласно записям в «Книге мертвых», после смерти душа не теряет зрения и связи с реальным миром, который она покинула: , смотрит, как проходит прощание с ее физической оболочкой, обращает внимание и на материальную сторону погребального обряда.

После того как тело было предано земле, душа устремляется на встречу со Светозарными Существами, не испытывая перед ними страха, но радуясь приближению этого часа. Умерший заглядывает в некий аналог зеркала, в котором видит все до единого свои земные поступки. В момент просмотра приходит полное осознание смысла жизни. После зеркала судьбы человеческая душа попадает на Великий Суд и 49 дней парит в ожидании нового перерождения, форму для которого определили на Суде.

Господь Бог - программист, а наши души - его программы

С развитием компьютерных технологий появилась интересная теория о том, что душа – это информация о нашей личности, зафиксированная во Вселенной в виде особого кода. Вселенная в данной гипотезе воспринимается как совершенный компьютер, в котором заложено все происходящее на земле и за ее пределами. Каждый шаг человека предопределен и рассчитан особой программой, вложенной в телесную оболочку при помощи души.

Сегодня ученые проводят эксперименты с мощными квантовыми компьютерами, способными размещать, рассчитывать и хранить огромное количество информации. Именно они натолкнули ученого Сета Ллойда на мысль о совершенном приборе, способном обрабатывать всю информацию во Вселенной.

Душа – это все же программа сродни компьютерной, но особо сложная. Она способна самосовершенствоваться и самообучаться. Как передается и где хранится самая большая база данных во Вселенной – остается загадкой, но теория продолжает находить последователей.

Мнение ученых

В большинстве своем ученые продолжают оставаться скептически настроенными по отношению к факту реальности души. Однако энтузиасты от мира науки не перестают удивлять.

Павел Гуськов из Барнаула провел эксперимент с водой, пытаясь доказать, что душа у каждого человека столь же индивидуальна и способна оставлять отпечатки, как кончики пальцев. Пригласили пять человек, рядом с каждым поставив стакан с водой на 10 минут. После этого Гуськов проанализировал образцы на факт изменения структуры. Удивительно, но оказалось, что вода каждого из участников эксперимента приобрела новые свойства, отличные от остальных образцов фокус-группы.

Что материальное подтверждение факта реальности души – всего лишь дело времени.

Расследование о тайнах человеческой души провел канал «Непознанное»

Практическое упражнение для поиска души

Заняв комфортное положение, закройте глаза и мысленно задайте вопрос своему подсознанию: «Где находится моя душа?». Руки интуитивно кладутся на то место, где по ощущениям расположена эфирная субстанция. Затем возродите как можно более подробно любое воспоминание, вызвавшее сильные эмоции – плохие или хорошие. Если руки лежат в правильном месте, в подсознании возникнет картинка-символ, являющаяся отражением души человека.

Пришедшие образы свидетельствуют о разных стадиях развития души:

  1. Кристалл – душа накопила достаточно опыта и может наделить человека особыми качествами, сделать его полезным элементом мироздания.
  2. Цветок – душа открыта преображениям, жаждет перемен и новых свершений.
  3. Птица – подвижная форма души, готовая к реализации практических целей.
  4. Человекообразная форма – за ее плечами много земных перевоплощений.

Вопрос о существовании души не перестает быть предметом жарких споров ученых и простых обывателей, религиозных деятелей и экстрасенсов. Сегодня наличие души можно подтвердить лишь косвенно, но не за горами то время, когда удастся пролить свет истины на этот вопрос.

Немного об авторе:

Евгений Тукубаев Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!

Различные духовные учения исходят из того, что человек обладает бессмертной сущностью - душой. Когда наше тело умирает, душа отправляется в загробный мир или переходит в следующее физическое воплощение. Это подтверждают и рассказы людей, переживших клиническую смерть. Интересно, а есть какие-то чисто научные факты, подкрепляющие данную теорию?

Сознание живет вне мозга?

Принято считать, что процесс мышления осуществляется в нашем мозгу. В таком случае смерть или повреждения мозга должны привести к разрушению сознания, а значит, и к гибели души. Но в то же время есть множество фактов, ставящих это утверждение под сомнение.

Первым гипотезу о том, что мозг является лишь "приемником" для мыслей, высказал нобелевский лауреат Джон Экклз. Знаменитый российский нейрофизиолог Наталья Бехтерева считала, что общепринятая теория о мозге не в состоянии объяснить, как, например, происходит творческий процесс. Исследования, проводимые в Санкт-Петербургском институте мозга, показали, что этот орган способен генерировать лишь мысли, касающиеся простейших и привычных действий, которые мы совершаем каждый день… Кроме того, известны факты, когда томограф фиксировал мозговую активность у пациентов, пребывавших в состоянии комы или гипнотического транса.

Шокирующие примеры

Еще в 20-х годах прошлого столетия биолог Карл Лэшли обнаружил, что условные рефлексы у крыс не исчезают после удаления различных участков мозга. Немало случаев, когда люди с поврежденным мозгом сохраняли умственные способности в полном объеме.

Так, американец Карлос Родригес живет без лобных долей мозга, то есть у него отсутствует целых 60 процентов этого органа. Доктор Робинсон из Парижской академии наук описал случай, когда некий человек умер примерно в 60-летнем возрасте и скончался через месяц после того, как получил травму головы. При вскрытии выяснилось, что вместо мозга у него была лишь тоненькая оболочка из мозгового вещества… Несмотря на это вплоть до травмы мужчина вел совершенно нормальную жизнь.

С похожим эпизодом столкнулся и немецкий ученый Хуфланд. В черепной коробке пациента, умершего вскоре после того, как его разбил паралич, вместо мозга плавало 300 граммов жидкости. Однако до паралича пациент вполне нормально функционировал…

В 1976 году в возрасте 55 лет скончался известный голландский часовщик Ян Герлинг. Его черепная коробка также была наполнена жидкостью вместо мозга…

Один из последних подобных случаев был зафиксирован в Шеффилде (Шотландия). Рентген выявил, что у студента, чей IQ равнялся 126, что выше средних показателей, головной мозг полностью отсутствует… Даже если предположить, что здоровые участки мозга способны брать на себя функции поврежденных, как может заменить мозг водичка внутри черепной коробки? Или вообще пустота?

Скорее, можно поверить, что есть некая нематериальная сущность, включающая в себя сознание, которая временно в нас "заселяется". А тело - лишь оболочка, внутри которой функционирует душа.

Фантомный эффект

Люди, у которых ампутированы конечности, нередко ощущают так называемые фантомные боли - отсутствующая рука или нога ноет или зудит, так что порой это причиняет невыносимые страдания… Такое впечатление, что сохраняется "аура" отсутствующих частей тела, она и вызывает подобные ощущения.

Есть известная фотография, на которой изображено дерево, после удара молнии лишившееся части ствола и кроны. Но на фото, снятом при особом излучении, дерево выглядит целым: хорошо видны отсутствующие ветви, ствол и даже листва. Потому что "аура" дерева, его "душа", сохранилась…

Приемник для души

Но зачем душе тело? Согласно большинству религий, душа появляется не с самого момента зачатия, а позднее, когда у эмбриона развивается мозг. "Мозг человека в этом случае является неким приемником, который принимает информацию от личности-сознания-души, - говорит доктор исторических наук, преподаватель кафедры религиоведения в одном из пражских университетов Руслан Мадатов. - Недаром нейроны мозга очень похожи на приемопередающее устройство даже чисто внешне! Это вам скажет любой биолог, знакомый с физическими электрическими схемами". Вероятно, может происходить и "обратный" процесс, когда с помощью мозга мы излучаем информацию в окружающее пространство. Именно этим можно объяснить такие "паранаучные" феномены, как телепатия или ясновидение.

Все это означает, что можно воздействовать на мозг извне, активируя его клетки, например, в лечебных целях методом электромагнитной стимуляции. Хотя до понимания механизма взаимодействия души с телом все-таки еще далеко. Да и способна ли сегодня официальная наука это объяснить?

По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».

Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия именно вдунул жизнь в Адама:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).

Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое. Это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, порывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога. Душа бессмертна. Душа — это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. Если бы человек и не знал из Священного Писания, что, кроме тела, он имеет еще душу, то при одном уже только внимательном отношении к себе и окружающему миру, он мог бы понять, что присущие только ему: разум, сознание, совесть, вера в Бога, все то, что отличает его от животного, составляет его душу.

Нередко в жизни наблюдается, что люди, здоровые и обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в жизни, и, наоборот, люди, изможденные болезнями, полны благодушия и внутренней духовной радости. Эти наблюдения нам говорят о том, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа. И душа и тело живут своими жизнями.

Именно душа делает всех людей равными перед Богом. И мужчине, и женщине даны Богом при творении одинаковые души. Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие .

Бог — вечен, Он не имеет ни начала ни конца Своему Бытию. Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию, но она не знает конца, она бессмертна.
Бог наш есть Бог Всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества; человек — хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.

Душа сближает нас с Богом. Она Нерукотворный , предназначенный быть жилищем для Духа Божия. Она является местом обитания в нас Духа Божия. И в этом ее высочайшее достоинство. В этом ее особая честь, предназначенная ей Богом. Даже чистым и безгрешным не дано этой чести. Не о них сказано, что они являются Храмом Духа Святаго, а о человеческой душе.
Человек не рождается готовым храмом Божиим.

И при крещении человека она одевается в белоснежные одежды, которые обычно в течение жизни загрязняются грехами. Нельзя забывать, что наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце, даже когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем, а потом уже и через действие, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшим в нас, начинает слабеть и тускнеть.
Очищается душа слезным покаянием. И это необходимо, ибо она есть Храм Святаго Духа. А Дух Святой может обитать только в чистой храмине. Очищенная же от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу рая, собеседницу Ангелов. Она становится царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих.

Из книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.

Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» - это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» - часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия. Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.

Происхождение души

Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как «тайна, ведомая одному Богу» (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым вселенским собором.

Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). - По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, «творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: «от одной крови Он произвел весь род человеческий » (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом , ибо Бог все содержит в своей руке, «Сам дая всю жизнь и дыхание, и все » (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.

Св. Григорий Богослов говорит: «Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ… Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум» (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.

О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: «Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: «Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя «. Естественная необходимость исполнять эти заповеди» (Моя жизнь во Христе).

Из книги протопресвитера Михаила Помазанского

Душа, дух и тело: как они соотносятся в православии?

Душа, не являясь «частью» человека, есть выражение и проявление целостности нашей личности, если смотреть на нее под особым углом зрения. Тело также является выражением нашей личности, в том смысле, что хотя тело и отличается от души, оно дополняет ее, а не противопоставлено ей. «Душа» и «тело», таким образом, только два способа отобразить энергии единого и нераздельного целого. Взгляд настоящего христианина на человеческую природу всегда должен быть целостным.

Иоанн Лествичник (VII век) говорит о том же самом, когда в недоумении описывает свое тело:

«Оно – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?»

Однако если мы чувствуем в себе это противоречие, эту борьбу между душой и телом, то вовсе не потому, что Бог создал нас такими, а потому, что мы живем в падшем мире, подверженном влиянию греха. Бог со Своей стороны сотворил человека как нераздельное единство; а мы через нашу греховность нарушили это единство, хотя полностью и не разрушили его.

Когда апостол Павел говорит о «сем теле смерти» (Рим 7:24), он имеет в виду наше падшее состояние; когда он говорит: «…тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор 6:19-20), он говорит о первозданном, сотворенном Богом теле человека и о том, каким оно станет, спасенное, восстановленное Христом.

Также и Иоанн Лествичник, когда называет тело «врагом», «неприятелем» и «предателем», имеет в виду его нынешнее падшее состояние; а когда называет его «союзником», «помощником» и «другом», обращается к его истинному, естественному состоянию до грехопадения или после восстановления.

И когда мы читаем Писание или творения Святых отцов, нам следует каждое высказывание об отношениях души и тела рассматривать в его контексте, с учетом этого важнейшего различия. И как бы остро мы ни ощущали это внутреннее противоречие между физическими и духовными потребностями, никогда не следует забывать о принципиальной целостности нашей личности, сотворенной по образу Божьему. Наша человеческая природа сложна, но она едина в своей сложности. В нас есть различные стороны или склонности, но это есть разнообразие в единстве.

Истинный характер нашей человеческой личности, как сложной целостности, разнообразия в единстве, прекрасно выразил святой Григорий Богослов (329-390). Он различал два уровня творения: духовный и материальный. Ангелы относятся только к духовному или нематериальному уровню; хотя многие Святые Отцы считают, что только Бог абсолютно нематериален; ангелов, по сравнению с другими творениями, все же можно назвать относительно «бестелесными» (asomatoi ).

Как говорит Григорий Богослов, каждый из нас есть «земной и в то же время небесный, временный и в то же время вечный, видимый и невидимый, стоящий на середине пути между величием и ничтожностью, одно и то же существо, но и плоть, и дух». В этом смысле каждый из нас есть «второй космос, огромная вселенная внутри маленькой»; внутри нас содержится разнообразие и сложность всего творения.

Святой Григорий Палама пишет о том же: «Тело, раз отвергнувшись желаний плоти, уже не тянет душу вниз, но воспаряет вместе с ней, и человек всецело становится духом» . Только если мы одухотворим наше тело (ни в коем случае не дематериализуя его), мы сможем одухотворить все творение (не дематериализуя его). Только приняв человеческую личность как единое целое, как нераздельное единство души и тела, мы сможем выполнить нашу посредническую миссию.

По замыслу Создателя тело должно подчиняться Душе, а душа духу. Или, иными словами, душа должна служить рабочим органом для духа, а тело предназначено осуществлять деятельность души. У неповрежденного грехом человека именно так и происходило: Божественный голос раздавался в самом святилище духа, человек понимал этот голос, сочувствовал ему, желал исполнить его указание (то есть волю Божию) и исполнял ее делом при посредстве своего тела. Так и ныне, чаще всего поступает человек, обучившийся с Божией помощью всегда руководствоваться голосом христианской совести, способной верно различать добро и зло, восстановивший тем самым в себе образ Божий.

Такой восстановленный человек внутренне целен, или, как говорят еще о нем, целеустремлен или целомудрен. (Во всех словах один корень — целый , тот же корень и в слове «исцеление». Такой человек, как образ Божий, исцелен.) В нем нет внутреннего разлада. Совесть возвещает волю Божию, сердце ей сочувствует, ум обдумывает средства к ее осуществлению, воля желает и добивается, тело без страха и ропота подчиняется воле. И по совершении действий совесть же доставляет человеку утешение на его нравственно-верном пути.

Но грех извратил этот правильный порядок. И едва ли в этой жизни возможно встретить человека, живущего всегда целомудренно, цельно, по совести. У человека, не перерожденного Божией благодатию в аскетическом подвижничестве, весь состав его действует вразнобой. Совесть иногда пытается вставить свое слово, но гораздо громче раздается голос душевных желаний, ориентированных большей частью на плотские потребности, к тому же нередко излишние и даже извращенные. Ум устремлен к земным расчетам, а чаще и вовсе отключен и довольствуется лишь поступающей внешней информацией. Сердце руководится непостоянными сочувствиями, тоже греховными. Сам человек толком не знает, для чего он живет, а следовательно, и чего он хочет. И во всей этой разноголосице не поймешь, кто же командир. Скорее всего — тело, ибо его потребности большей частью стоят на первом месте. Телу подчинена душа, а на последнем месте оказываются дух и совесть. Но поскольку такой порядок явно не естествен, то он постоянно нарушается, и вместо цельности в человеке идет непрерывная внутренняя борьба, плодом которой является постоянное греховное страдание.

Бессмертие души

Когда человек умирает, одна, низшая его составляющая (тело) «превращается» в бездушную материю и предается своему обладателю, матери-земле. А затем разлагается, становясь костями и прахом, пока не исчезнет совершенно (то, что происходит с бессловесными животными, пресмыкающимися, птицами и т.д.).

Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.

Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.

Она не могла быть чуждой и . Ее выражают слова Екклесиаста: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его » (Еккл. 12:7). Весь рассказ третьей главы Бытия - со словами Божия предостережения: «если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете - есть ответ на вопрос о явлении смерти в мире и, таким образом, он сам по себе является выражением идеи бессмертия. Мысль, что человек предназначен был к бессмертию, что бессмертие возможно, содержится в словах Евы: «…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть » (Быт. 3:3).

Освобождение из ада, бывшее предметом надежды в Ветхом Завете, стало достижением в Новом Завете . Сын Божий «нисходил прежде в преисподние места земли «, » плен пленил » (Ефес. 4:8-9). В прощальной беседе с учениками Господь сказал им, что Он идет приготовить место им, чтобы они были там, где Он Сам будет (Иоан. 14:2-3); и разбойнику изрек: «ныне же будешь со мною в раю » (Лук. 23:43).

В Новом Завете бессмертие души является предметом более совершенного откровения, составляя одну из основных частей собственно христианской веры, одушевляющую христианина, наполняющую его душу радостной надеждой жизни вечной в царствии Сына Божия. «Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение…, имею желание разрешиться и быть с Христом » (Филип. 1:21-23). «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище » (2 Кор. 5:1-2).

Само собою разумеется, что св. Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души, с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству, другие же - большинство - бессмертной по благодати Божией: «Бог хочет, чтобы она (душа) жила» (св. Иустин Мученик); «душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною» (Кирилл Иерусалимский и др.). Отцы Церкви этим подчеркивают разницу между бессмертием человека и бессмертием Бога, Который бессмертен по существу Своей природы и потому есть «единый имеющий бессмертие » по Писанию (Тим. 6:16).

Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.

По праву можно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.

Силы души

«Силы души, - пишет св. Иоанн Дамаскин, - разделяются на разумную силу и неразумную. Сила неразумная имеет две части: …жизненную силу и часть, подразделяющуюся на раздражительную и вожделевательную». Но так как деятельность силы жизненной - растительно-животное питание тела - проявляется только чувственно и совершенно бессознательно, а поэтому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную. На эти три силы и указывают св. отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей. «В душе нашей, - утверждает св. Григорий Нисский, - усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения» . Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творениях св. отцов Церкви почти всех веков.

Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.

Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.

  • Разумная

Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума — тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.

  • Раздражительная

Выражается в тяге к самопроявлению. Впервые просыпается она еще у ребенка вместе с первыми словами: «я сам» (в смысле: сам сделаю то или другое). В общем, это естественная потребность человека — не быть чьим-то чужим орудием или автоматом, а принимать решения самостоятельные. Наши желания, будучи поражены грехом, требуют наибольшей воспитательной работы, чтобы быть направленными на добро, а не на зло.

  • Вожделевательная

Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души — сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.

Образ Божий в человеке

Священный писатель о сотворении человека повествует:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26-27).

В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен «по образу, «но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.

Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.

  1. Вечный Бог наделил человека бессмертием его души, хотя душа бессмертна не по самой природе своей, а по благости Божией.
  2. Бог совершенно свободен в Своих действиях. И человеку он дал свободную волю и способность в известных рамках к свободным действиям.
  3. Бог премудр. И человек наделен разумом, способным не ограничиваться только земными, животными потребностями и видимой стороной вещей, а проникать в их глубину, познавать и объяснять их внутренний смысл; разумом, способным подняться к невидимому и устремиться своей мыслью к Самому виновнику всего существующего - к Богу. Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая его природа, а то, что соответствует его высшему достоинству.
  4. Бог создал человека по Своей благости и никогда не оставлял и не оставляет его Своей любовью. И человек, получивший душу от вдохновения Божия, стремится, как к чему то, к себе родственному, к верховному своему Началу, к Богу, ища и жаждая единения с Ним, на что отчасти указывает возвышенное и прямое положение его тела и обращенный вверх, к небу, его взор. Таким образом, стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке.

Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.

Есть ли различие между образом и подобием Божиим? Большая часть свв. Отцов и учителей Церкви отвечает, что есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие - в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность. Стать «по подобию» зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о «совете» Божием и сказано: «сотворим по образу Нашему и по подобию», а о самом действии творения: «по образу Божию сотворил его», рассуждает св. Григорий Нисский: «советом» Божиим дана нам возможность быть «по подобию».

История развития понятия

По современным представлениям понятие души восходит к анимистическим понятиям об особой силе, существующей в теле человека и животного, а иногда - и растения. С древних времён человек задавался вопросом о различии живого и неживого. В ходе развития мифологического мышления сформировалось понятие о душе как о некотором атрибуте живого существа. Наблюдение за дыханием живого, которое после его смерти исчезало, способствовало возникновению древних представлений о душе, как о дыхании, происходящем извне. Соответствующие наблюдения над кровью и прекращении жизни при большой её потере привели к тому, что в крови видели носительницу души. Сновидения привели к представлению о душе как о субстанции, существующей независимо от тела.

В связи с тем, что душа понимается как субстанция , ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, находящегося в крови, как было у большинства досократиков в греческой философии (Эмпедокл , Анаксагор , Демокрит). По Платону , душа является бессмертной и нематериальной и предшествует существованию в физическом теле. До рождения человека душа созерцает идеи в нематериальном мире, а после того, как вселяется в тело, «забывает» их. Отсюда суждение Платона о том, что все знания - лишь воспоминание забытых идей, познанных душой до рождения. Аристотель называет её первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной.

Понятие души в философии

Средоточием душевной жизни человека является самосознание , сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью.

Душа начала рассматриваться в качестве философского понятия, доступного рациональному анализу, у древних греков . Все досократики задавались вопросом о душе и особенно о связи её и тела - двух фундаментальных измерений человеческого существования. С точки зрения Платона , душа и тело существуют отдельно друг от друга, в то время как для Аристотеля они неразрывно взаимосвязаны. «Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. (…) Итак, душа неотделима от тела ; ясно также, что неотделима какая-либо часть её, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей», - пишет Аристотель , для которого «все естественные тела суть орудия души».

Душа в авраамических религиях

Иудаизм

Согласно пониманию некоторых христианских писателей (например, Тертуллиана), душа материальна (трактат De anima ), другие же - Отцы Церкви, (например, Августин) считают её духовной, как и в классической патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции.

Против такого понимания, являющегося господствующим в христианстве , выступал Иммануил Кант . Апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту, «прибежище ленивого разума». Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, а не субстанция; теория же субстанциальности души должна уступить место теории о её актуальности.

Бессмертие души

Учение о бессмертии души является составной частью вероучения всех христианских конфессий, за исключением адвентистов седьмого дня , свидетелей Иеговы и некоторых немногочисленных деноминаций.

Основная идея этого вероучения заключается в том, что душа продолжает сознательное существование в период времени между смертью и всеобщим воскресением. Она либо сразу идет в рай или ад , либо же некоторое время пребывает в некотором промежуточном месте. Это может быть либо так называемое лоно Авраама , либо чистилище (для некоторых душ, учение католической церкви). Согласно этим взглядам судьба души при этом решается на так называемом частном суде, непосредственно после смерти человека. А после всеобщего суда душа соединяется с воскресшим телом и её ждет или вечная жизнь или вечное мучение в аду (геенне огненной).

Отрицание бессмертия души

Отрицание безусловного бессмертия души (как присущего самой природе человека) иногда встречается в ранней патристике. В частности, Татиан писал в своей «Речи против эллинов»:

Душа сама по себе не бессмертна, эллины, но смертна. Впрочем она может и не умирать. Душа, не знающая истины умирает и разрушается вместе с телом, и получает смерть через нескончаемые наказания. Но если она просвещена познанием Бога, то не умирает, хотя и разрушается на время. Сама по себе она есть ни что иное, как тьма, и нет в ней ничего светлого. К этому относятся слова: «тьма не объяла света». Ибо не душа сохранила дух, но сама им сохранена, и свет объял тьму. Слово есть Божественный свет, а тьма душа чуждая ведения. Посему если она живёт одна, то уклоняется к веществу и умирает вместе с плотию; а когда она соединена с божественным духом, то не лишена помощи, но восходит туда, куда возводит её дух. Ибо жилище духа на небе, а душа имеет земное происхождение. (Татиан. Речь против эллинов 1:17)

Представления об условном бессмертии души содержатся в произведении Феофила Антиохийского «Послание к Автолику»:

Но кто-нибудь спросил нас: смертным ли по природе сотворен человек? нет. Значит, - бессмертным? Не скажем и этого. Но скажет кто-нибудь: итак, он сотворен ни тем, ни другим? и этого не скажем. Он сотворен по природе ни смертным и ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его ни смертным и ни бессмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие, и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог создал человека свободным и самовластным. Итак, что человек навлек на себя своим нерадением и непослушанием, то Бог ныне прощает ему по Своему человеколюбию и милосердию, если человек Ему повинуется. Как непослушанием человек навлек на себя смерть, так повиновением воле Божией желающий может доставить себе вечную жизнь. Ибо Бог дал нам закон и святые заповеди, исполняя которые всякий может спастись и, достигнув воскресения, наследовать нетление. (Феофил 2:27)

Во время Реформации отрицание бессмертия души встречалось среди некоторых анабаптистов. Известным сторонником убеждений об условном бессмертии души (представления о «спящей душе») был Мартин Лютер , за что он подвергался критике со стороны Жана Кальвина .

В настоящее время некоторые религиозные направления, в числе которых Адвентисты седьмого дня и Свидетели Иеговы , имеют отличные от других христианских конфессий представления о природе души. Главная особенность этих представлений - душа сама по себе не обладает бессмертной природой, душа смертна .

Свидетели Иеговы верят, что душа перестает существовать, когда человек умирает. Эти взгляды обосновывают следующими стихами из Библии: «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают» (Еккл. ); «Всё,что найдет рука твоя сделать, делай по силам твоим; потому что в преисподней, куда ты пойдешь,нет ни дела, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. ), «Душа согрешающая, та умрёт» (Иез. ),

Спасение души

В христианстве понятие «душа» неразрывно связано с понятием спасения . Спасение души человека понимается как спасение самого человека и от смерти, которая тоже считается последствием греха, и от вечного наказания за грех (в аду или геенне огненной). Большинство христиан считает, что после воскресения умерших души спасённых воссоединятся с телами и в этих телах спасённым будет гарантирована вечная жизнь .

О душе в Библии

В богословии выделяются следующие значения слова «душа» в Библии:

  1. Человек.

    И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою

    Быт.2:7(сродни Пет.3:20; Рим.13:1; Деян.2:41)

  2. Живое существо.

    И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной

    Быт.1:20(сродни Быт.1:24)

  3. Жизнь.

    Сберегший душу (жизнь) свою потеряет её; а потерявший душу (жизнь) свою ради Меня сбережет её

    Мф.10:39(сродни Лев.17:11; Мф.2:20; 16:25; Ин.13:37; 15:13)

  4. Внутренний мир человека.

    У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее

    Деян.4:32(сродни Пс.102:1)

  5. Одна из трёх сущностей человека.

    Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

  6. Дух (жизненная сила) тяготеет к Богу, а душа (человек) - к вещественным началам :

    Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

  7. Бессмертный дух человека. Душа, в качестве духа, мыслится и без тела:

    Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

    2Кор.12:2(сродни:2Пет.1:14)

Душа, в качестве духа, вечна и бессмертна:

Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется… видимое временно, а невидимое вечно.

2Кор.4:16,18(сродни Мф.22:32)

И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить.

Отношение к смерти Апостолов:

Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас.

Флп.1:21-23(сродни: 2Кор.5:8)

Душа и царь Соломон

Книга Екклесиаста (Соломона) в Библии уникальна в своём роде, так как здесь даётся много промежуточных и ограниченных рассуждений, взглядов на жизнь плотского человека-скептика, который принимает только то, что «делается под солнцем», всё испытывает, опираясь исключительно на собственный ум. Первоначальные предпосылки Екклесиаста о душе пессимистичны и приземлённы: И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться (Еккл.8:15). Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому (Еккл.9:2). Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению (Еккл.9:5).

И всё-таки после философских размышлений окончательные выводы, к которым приходит Екклесиаст, следующие: Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд (Еккл.11:9). Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл.12:13). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (Еккл.12:7).

Душа в других религиях и учениях

Буддизм

Теософия

Попытки обнаружения материального проявления души

В 1854 году с гипотезой о существовании особой «субстанции души» на физиологическом конгрессе в Геттингене выступил немецкий анатом и физиолог Рудольф Вагнер (англ.) русск. , что, впрочем, не имело никаких последствий в научном мире.

В 1901 году американский врач Дункан Макдугалл поставил серию экспериментов по прямому взвешиванию души в полном соответствии с научной методологией своего времени. Макдугалл использовал напольные рычажные весы, позволявшие взвешивать грузы от одной унции (28,35 г) до 250 фунтов (113,4 кг). Врач выполнил 6 измерений души умирающих людей с их согласия. В пяти измерениях он обнаружил посмертную потерю веса в диапазоне от 15 до 35 г. Один раз ему не удалось точно зафиксировать момент смерти и эксперимент был отбракован. Позднее Макдугалл 15 раз повторил свой эксперимент на собаках - и на этот раз с нулевым результатом. Макдугалл сделал вывод, что при жизни человек обладает материальной душой, в то время как животные души не имеют. Результаты своих экспериментов Макдугалл опубликовал только через 6 лет. Их напечатали в известных журналах, таких как American Medicine и American Journal of the American Society for Psychical, а позднее эти публикации пересказала Washington Post и New York Times . При этом Макдугалл подчеркнул, что для научной оценки его выводов нужны новые точные эксперименты в большом количестве. Однако новых научных экспериментов в этой области опубликовано не было.

О душе в художественных произведениях

Виктор Гюго в книге «Человек, который смеется» написал:

В воздухе чувствовалось приближение бури… Наступила минута того тревожного предчувствия, когда кажется, будто стихии вот-вот станут живыми существами и на наших глазах произойдёт таинственное превращение ветра в ураган… Слепые силы природы обретут волю, и то, что мы принимаем за вещь, окажется наделённым душою. Кажется, что все это предстоит увидеть воочию. Вот чем объясняется наш ужас. Душа человека страшится встречи с душою вселенной

Виктор Гюго, собрание сочинений в 10 томах, М.1972, Т.9, стр. 55-56

См. также

  • Диалог Платона