Результаты обучения по фгос в основной школе. Метапредметные результаты обучения по фгос

Повышение квалификации учителей включает в себя несколько мероприятий. Одним из них выступает анализ уровня освоения общих программ. Его разработка основывается на представлении о составе и структуре результатов общего обучения. Рассмотрим их подробнее.

Общие проблемы

Они представляют собой универсальные виды деятельности. Сегодня школа все еще продолжает ориентироваться на предметные результаты. Она выпускает в настоящее время хороших исполнителей. Между тем современность ставит несколько иные задачи. Для их реализации необходимо качественное повышение квалификации учителей. Современность требует людей, готовых к самосовершенствованию, самостоятельному принятию решений. Человек, вышедший из школы, должен уметь учиться, воспринимать новые знания в постоянно изменяющихся условиях жизни. Перед педагогами стоит актуальная задача - развить у детей способность к самостоятельному успешному усвоению новых компетенций. Ее реализация сопровождается освоением Стандарт образования, действующий сегодня, устанавливает определенные требования. Их исполнение позволяет решить вставшие перед педагогом проблемы.

Метапредметные результаты (ФГОС)

Предполагаемыми итогами освоения программ выступает формирование:

  1. Умений планировать неречевое и речевое поведение.
  2. Коммуникативной компетенции.
  3. Умений четко устанавливать сферы знаемого и незнаемого.
  4. Способности ставить цели и формулировать задачи для их достижения, планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом, анализировать полученные результаты (и отрицательные, и положительные), делать соответствующие выводы (промежуточные и конечные), корректировать планы, устанавливать новые индивидуальные показатели.
  5. Исследовательских действий. К ним, в числе прочего, относят навыки работы с данными (способность извлекать сведения из различных источников, систематизировать и анализировать их, представлять разными способами).
  6. Умений вести самонаблюдение, самооценку, самоконтроль в ходе коммуникативной деятельности.
  7. Навыков смыслового чтения. К ним относят способность определять тему, выделять ключевую мысль, прогнозировать содержание по заголовку, основным словам, определять главные факты, прослеживать логическую связь между ними.

Метапредметные результаты обучения выступают в качестве "мостов", соединяющих все источники знаний.

Понятие

Стандарт образования предлагает качественно новый подход к Он предполагает устранение расколотости, разобщенности и оторванности различных научных дисциплин друг от друга. Метапредметы выступают в качестве новой специфической формы обучения. Она формируется поверх традиционных общих дисциплин. В основе метапредметного подхода лежит мыследеятельностный вид интеграции материала. Он также предполагает рефлексивную форму отношений к базовым элементам мышления. Любой метапредметный урок способствует развитию навыков самостоятельного освоения знаний. Здесь формируются условия для начала рефлексии ребенка. Он должен реагировать на собственные действия, осознавать, что он делал, как и что получил в итоге.

Универсальность подхода

Министерство образования, разрабатывая новые требования, исходит из существующих сегодня общественно-экономических условий. Универсальность предлагаемых подходов состоит в том, что дети получают знания об общих схемах, техниках, приемах, образцах мышления, лежащими над дисциплинами, но воспроизводящимися при работе с ними. Принцип метапредметности состоит в акцентировании внимания обучающихся на способах обработки и представления данных при изучении большого объема разнородного материала. В качестве ключевой компетенции выступает способность самостоятельно усваивать знания. Министерство образования, формулируя новые требования, ориентируется на необходимость активного получения детьми социального опыта, способности к самосовершенствованию и саморазвитию.

Особенности анализа

Оценка метапредметных результатов представлена в качестве проверки планируемых показателей. Они представлены в разделах универсальных действий:

  1. Регулятивных.
  2. Коммуникативных.
  3. Познавательных.

Метапредметные результаты - это не только универсальные приемы для осуществления действий. Они выступают и как способы регуляции поведения, включая планирование, коррекцию и контроль. Достижение метапредметных результатов становится возможным благодаря основным компонентам педагогического процесса. Речь обо всех дисциплинах, базисном плане. Метапредметные результаты - это навыки, которые используют школьники при получении и усвоении знаний. Они применяют их и при решении проблем, возникающих в реальных условиях жизни.

Объекты анализа

Основное направление, в рамках которого анализируются метапредметные результаты, - это область формирования ряда познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД. В их числе, в частности, умственные действия детей, ориентированные на проверку и управление своей работой. Оценке подвергаются:

  1. Способность воспринимать и сохранять учебные задачи и цель, самостоятельно трансформировать практическую проблему в познавательную.
  2. Навыки планирования своей работы, поиска способов ее выполнения. Эти способности развиваются в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации.
  3. Умение контролировать и адекватно оценивать собственные действия, корректировать их осуществление с учетом характера совершенных ошибок.
  4. Способность проявлять самостоятельность и инициативу в процессе усвоения материала.
  5. Умение вести поиск информации, сбор и выделение существенных сведений из разных источников.
  6. Способность использовать в работе знаковые и символические средства для моделирования изучаемых процессов и объектов, создания схем решения практических и познавательных задач.
  7. Умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом.
  8. Способность проводить логические операции анализа, сравнения, классификации, обобщения по родовым критериям.
  9. Умение нести ответственность за результаты действий.

Специфика

Метапредметные результаты - это, по сути, ориентировочные действия. Они формируют психологическую основу и выступают как важнейшее условие успешности при решении школьниками поставленных перед ними задач. По своей природе они выступают как личностные результаты каждого ребенка. Из этого следует, что уровень их развития может подвергаться качественному измерению и анализу.

Варианты проверки

Личностные результаты могут анализироваться в ходе выполнения диагностических, специально сконструированных задач. Они ориентированы на проверку степени сформированности определенного вида УУД. Достижение результатов можно рассматривать в качестве инструментальной основы и условия успешности реализации познавательных и практических задач. Это означает, что в зависимости от показателей проверочных работ по математике, русскому и прочим дисциплинам с учетом ошибок, которые были допущены, можно сформировать вывод о степени развитости УУД. Достижение результатов может также проявляться в успешности исполнения комплексных задач на межпредметной основе. Таким образом, существует несколько процедур, в рамках которых можно провести анализ.

Начальная школа

Образование в младшем возрасте предполагает формирование способности ребенка к саморегуляции и принятие им ответственности за собственные поступки. В начальной школе выделяют регулятивные УУД, отражающие суть К ним относят умения:

  1. Принимать и сохранять цели, следовать им в процессе учебной работы.
  2. Действовать по определенному плану.
  3. Преодолевать непроизвольность и импульсивность.
  4. Контролировать ход и результаты деятельности.
  5. Различать объективные трудности в задачах и процессе усвоения знаний.
  6. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Кроме этого, метапредметные результаты показывают степень сформированности настойчивости и целеустремленности, жизненного оптимизма, подготовленности к трудностям.

Контроль

В качестве основных методов выступают тестирование, проектирование, наблюдение. Контроль может осуществляться в разных формах. Он может быть:

  1. Фронтальным.
  2. Индивидуальным.
  3. Групповым.
  4. В виде письменного опроса.
  5. Персонифицированным и неперсонифицированным.

В качестве инструментов выступают:

  1. Карта наблюдений.
  2. Задания УУД.
  3. Дневник (лист) самооценки.
  4. Тест.
  5. Карта мониторинга.

Три уровня компетенции

На первой ступени приобретаются регулятивные навыки:


Второй уровень предполагает получение познавательных способностей:

  1. Принимать и сохранять учебные цели.
  2. Трансформировать практические задачи в познавательные.
  3. Работать с информацией и ее источниками.
  4. Проявлять самостоятельность и инициативу.
  5. Использовать символические и знаковые средства.

На третьем уровне (коммуникативном) дети учатся:

  1. Взаимодействовать с преподавателем и сверстниками в процессе решения задач.
  2. Слушать и включаться в диалог.
  3. Участвовать в групповом обсуждении вопроса.
  4. Интегрироваться в коллектив сверстников, выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие.
  5. Владеть монологической и диалогической речи.
  6. Выражать и отстаивать свое мнение, принимать другое.

Итоги работы

По окончании курса у школьников должны сформироваться регулятивные УУД, с помощью которых дети:

  1. Самостоятельно организуют рабочее место.
  2. Следуют плану внеучебной и
  3. Определяют с помощью педагога.
  4. Следуют инструкциям преподавателя, алгоритмам, описывающим стандартные действия.
  5. Определяют план решения задач на уроках, в рамках внеклассной деятельности, в различных жизненных ситуациях в процессе взаимодействия с педагогом.
  6. Корректируют выполнение заданий.

С помощью сформированных познавательных УУД учащиеся:


Используя коммуникативные УУД, дети:

  1. Соблюдают в повседневной жизни правила и нормы этикета при общении.
  2. Читают про себя и вслух тексты из учебников, научно-популярных и художественных книг, понимают содержание, в том числе по заголовку.
  3. Оформляют свои мысли письменно или устно, учитывая собственные школьные и жизненные речевые ситуации.
  4. Участвуют в диалогах.

При итоговой проверке уровня освоения основной программы школьниками анализируются результаты, необходимые для продолжения обучения.

Заключение

Как видно, метапредметные результаты тесно связаны со всеми направлениями воспитательной и педагогической работы. В настоящее время они имеют ключевое значение для формирования необходимых навыков у школьников любого возраста. Метапредметы выражают идею рефлективности относительно дисциплин. Как правило, ребенок, изучая материал по химии, физике, истории, биологии и пр., запоминает ключевые определения и понятия. На метапредметных уроках он делает другое. Школьник не запоминает, а прослеживает происхождение этих основных терминов и определений. Фактически он снова открывает эту сферу знаний для себя. Перед школьником разворачивается весь процесс появления тех или иных событий, объектов. На практике он заново открывает то, что стало известно в далекое время, восстанавливает и определяет форму существования этого знания. Однако это только начальный уровень. Проделав работу с различным предметным материалов, школьник формирует осознанное отношение не к какому-то конкретному понятию, а к способу своей познавательной деятельности. Совершенствуя свои навыки, ребенок быстрее начинает ориентироваться в материале. Проявляя самостоятельность и инициативу, он ищет новые источники информации, собирает и обобщает найденные сведения, сравнивает их с полученными данными на уроках.

Также очень важно для педагога установить тесный контакт с ребенком. Это особенно актуально на начальном этапе формирования УУД. От этого во многом будет зависеть стремление детей к дальнейшему самосовершенствованию, саморазвитию. В этой связи при работе нельзя акцентировать внимание на формирование конкретного навыка. Их развитие должно идти в комплексе и постоянно. Для успешной реализации задач учителю необходимо анализировать свою работу и деятельность школьников. С учетом тех или иных показателей должен формироваться план на предстоящий год.

Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности во . Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.

Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметные знания необходимы для решения как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.

В ФГОС метапредметные компетентности увязаны с , которые делают любую деятельность осознанной и результативной. Среди них:

  • стратегические;
  • исследовательские;
  • проектировочные;
  • сценирующие;
  • моделирующие;
  • конструирующие;
  • прогнозирующие.

Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях.

  • Метадеятельность — умение совершать любую деятельность с предметами, универсальный способ жизнедеятельности.
  • Метазнания — сведения о методах и приемах познания, структуре знаний и способах работы с ними.
  • Метаспособы — методы, которые помогают находить новые способы решения задач, нестандартные планы деятельности.
  • Метаумения — универсальные общеучебные навыки и умения.

К таким метаумениям относятся:

  • основы теоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение);
  • обладание навыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование);
  • (работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность и т.д.);
  • задатки творческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности);
  • регулятивные умения ( , формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, );
  • главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т.д.)

Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.

Содержание метапредметных компетентностей

В Федеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп.

Умение планировать и осуществлять свою деятельность :

  • самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;
  • проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;
  • сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;
  • самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;
  • способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;
  • рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;
  • оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;
  • оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения;
  • уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.

Умение работать в коллективе:

  • организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать;
  • , и самостоятельно;
  • согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;
  • находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;
  • проявлять толерантность, терпимость, ;
  • выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.

Умение осуществлять познавательные действия:

  • определять суть понятий, обобщать объекты;
  • находить аналогии;
  • самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
  • создавать, использовать и изменять символы, знаки;
  • создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач;
  • осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, оценить степень достоверности и применить на практике).

Умение использовать компьютерные технологии:

  • использовать различные источники получения информации с помощью компьютера;
  • определять надежность и достоверность источника;
  • уметь выбирать нужную информацию;
  • знать способы передачи, копирования информации;
  • использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.

Текст ФГОС ООО: Основные требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования

Текст Примерной ООП ООО: Целевой раздел.

1.2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

Текст Примерной ООП ООО: Содержательный раздел. 2.2.2. Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования


НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО и ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Текст ФГОС ООО

Текст Примерной

ООП ООО

Технологическая форма

(педагоги, учащиеся, родители

Обобщённая форма

(все группы пользователей)


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Система ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу основной образовательной программы


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

в соответствии с системно-деятельностным подходом их содержание описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

три группы результатов

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

Способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи средствами учебных предметов на основе научного знания и опыта деятельности по получению, преобразованию

и применению нового знания


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

дают представление о том, какими именно действиями овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса:

  • личностными;
  • познавательными;
  • регулятивными;
  • коммуникативными,

преломленными через специфику содержания того или иного предмета


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Устанавливают и описывают классы учебно-познавательных и учебно-практических задач , особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе – государственную итоговую аттестацию выпускников.

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


  • Учебно-познавательные задачи , :
  • Учебно-познавательные задачи , направленные на формирование умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний :
  • Первичному ознакомлению, от работке и осознанию теоретических моделей и понятий, стандартных алгоритмов и процедур; Выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, созданию и использованию моделей изучаемых объектов; Выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
  • Первичному ознакомлению, от работке и осознанию теоретических моделей и понятий, стандартных алгоритмов и процедур;
  • Выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, созданию и использованию моделей изучаемых объектов;
  • Выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.

,

  • 2. Учебно-познавательные задачи , направленные на формирование навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний

, направленные на формирование навыка

  • 3. Учебно-практические задачи , направленные на формирование навыка решения проблем -проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределенности

, направленные на формирование навыка сотрудничества

  • 4. Учебно-практические задачи , направленные на формирование навыка сотрудничества , требующие совместной работы с разделением ответственности за конечный результат

, направленные на формирование навыка развёрнутой коммуникации

  • 5. Учебно-практические задачи , направленные на формирование навыка развёрнутой коммуникации , требующие создания письменного или устного текста-высказывания

, направленные на формирование навыка

  • 6. Учебно-познавательные и учебно-практические задачи , направленные на формирование навыка самоорганизации и саморегуляции , наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания (планирование, выполнение, контроль)

, направленные на формирование навыка рефлексии

  • 7. Учебно-познавательные и учебно-практические задачи , направленные на формирование навыка рефлексии , наделяющие учащихся функциями анализа собственной учебной деятельности

, направленные на формирование навыка

  • 8. Учебно-познавательные и учебно-практические задачи , направленные на формирование навыка ценностно-смысловых установок , требующие от учащихся выражения ценностных суждений или своей позиции по обсуждаемой проблеме

, направленные на формирование навыка ИКТ-компетентности

  • 9. Учебно-познавательные и учебно-практические задачи , направленные на формирование навыка ИКТ-компетентности

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

- Двух :

- Четырёх междисциплинарных учебных программ :

  • «Работа с текстом»;
  • «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»;
  • «Формирование универсальных учебных действий»;
  • «Формирование ИКТ-компетентности»;
  • «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»;
  • «Основы смыслового чтения и работа с текстом»

- Учебных программ по всем предметам


  • Пояснительная записка
  • Общая характеристика учебного предмета, курса
  • Описание места учебного предмета, в учебном плане
  • Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  • Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
  • Содержание учебного предмета
  • Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
  • Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Уровневость планируемых результатов

дополнение

расширение

перспективные: зона ближайшего

развития

углубление

опорный

учебный

материал

пропедевтика

актуальные: исполнительская

компетентность


Представлены в блоках:

«Выпускник научится» и

к каждому разделу программы


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОГРАММ

Планируемые результаты блока «Выпускник научится» - предполагают освоение учебных действий с опорным учебным материалом. Они должны и могут быть освоены подавляющим большинством учащихся.

Их освоение проверяется с помощью заданий базового уровня (действия зоны ближайшего развития учащегося) и с помощью заданий повышенного уровня.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОГРАММ

Планируемые результаты блока «Выпускник получит возможность научиться» - предполагают освоение учебных действий, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала (или выступающих как пропедевтика).

Этот уровень достижений могут продемонстрировать только отдельные способные и мотивированные учащиеся. Эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения учащимися.


ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ФГОС НОО И ФГОС ООО

  • Уровневость описания обобщённая форма, технологическая форма;
  • Группы результатов личностные, метапредметные, предметные
  • Виды действий личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные;
  • Типология задач учебно-познавательные и учебно-практические;
  • Принцип уровневости содержания опорный, повышенный.

РАЗЛИЧИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ФГОС НОО И ФГОС ООО

  • Больший объем содержания;
  • Шире спектр учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • Месторасположение в структуре основной образовательной программы

Традиционно многие родители оценивают эффективность школьного образования с точки зрения овладения ребёнком знаниями по отдельным предметам, к сожалению, не придавая особого значения совершенствованию образовательных навыков универсального характера и развитию личности ребёнка в целом. Умения и навыки, получившие при обучении в новой образовательной концепции название метапредметных результатов по ФГОС, всегда были важны в педагогической практике хороших учителей, но впервые получили статус самостоятельного направления педагогической деятельности.

Что такое метапредметные результаты обучения по ФГОС в начальной школе и далее

Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи.

Песталоцци И. Г.

Понятие метапредметных результатов согласно документам ФГОС

Метапредметы - это цикл предметов («Знание», «Задача», «Проблема», «Знак», «Смысл», «Ситуация»), радикально отличающихся от традиционного школьного набора предметов, принципиально новая образовательная надстройка, выстраиваемая поверх обычных предметов.

Основная цель метапредметов - научить учиться, помочь овладеть навыками самостоятельного критического мышления, умением формулировать, аргументировать свою точку зрения, оперировать информацией и грамотно вести дискуссию с оппонентами. Таким образом, ученики обучаются универсальным приёмам и техникам, которые эффективно применяются не только в работе с разнообразным предметным материалом, но и в жизни.

Принципы новой метапредметной структуры:

  • взаимосвязь всего учебного материала;
  • опора на базисные мыслительные операции универсального характера (осознание алгоритмов решения образовательных задач, умение видеть причинно-следственные связи, находить, систематизировать и самостоятельно анализировать информационный материал, обосновывать собственные выводы).

ФГОС формулирует комплекс требований к результатам метапредметного обучения. Согласно этому нормативному документу метапредметные результаты ориентируются на формирование у учащихся таких умений и навыков:

Понятие «Универсальные учебные действия» (УДД) ФГОС включает в себя такие подходы:

  • В широком смысле под УДД ФГОС понимается умение учиться, то есть способность к самообучению и саморазвитию путём целенаправленного и внутренне мотивированного освоения нового социального опыта.
  • В конкретном значении этот термин интерпретируется как система действий, позволяющих ребёнку реализовать самостоятельное овладение новыми знаниями и умениями.

Все УДД объединены в четыре смысловые группы:

  • личностные;
  • регулятивные;
  • познавательные;
  • коммуникативные.

Формирование метапредметных результатов

Для достижения метапредметных результатов нет необходимости вносить дополнительные элементы в учебный процесс, достаточно лишь изменить структуру содержания учебных дисциплин и соответствующим образом организовать познавательную деятельность учеников. К сожалению, учебники нового поколения, содержащие метапредметные компоненты, пока не разработаны, поэтому в современных реалиях учителям необходимо самостоятельно адаптировать свою педагогическую деятельность к новым требованиям. Стоит заметить, что ФГОС детально информирует о результатах метапредметного обучения, но не даёт практических рекомендаций по поводу способов формирования этих компетенций по конкретным школьным предметам в рамках урочной формы деятельности учителя.

Вид деятельности Классический урок Урок нового поколения
Озвучивание темы Учитель объявляет тему Ученики самостоятельно подходят к осознанию и формулировке темы благодаря правильно выстроенной работе учителя с классом
Постановка целей и задач Педагог сообщает готовые формулировки Учащиеся работают по алгоритму:
  • Восстановить в памяти приобретённые знания.
  • Определить область неизученного знания.
  • Освоить новые навыки и умения.

Таким образом, устанавливая границы знания и незнания, ученики самостоятельно формулируют цели и задачи

Планирование работы Педагог излагает план действий для реализации поставленных образовательных целей и задач Ученики сами определяют оптимальные способы и последовательность своей деятельности (учитель выступает в роли помощника и консультанта)
Практическая реализация Учитель организовывает и направляет реализацию практических задач в рамках фронтального метода деятельности Ученики реализуют ранее намеченный план действий в формате индивидуальной или групповой методики, учитель выступает в роли консультанта
Контроль Учитель полностью контролирует качество и объём выполняемой практической деятельности Ученики осуществляют самоконтроль, а также взаимный контроль за работой, педагог по-прежнему лишь консультирует
Оценивание Педагог оценивает практическую деятельность воспитанников на уроке Самооценка и оценивание результатов работы своих одноклассников
Подведение итогов урока Учитель проводит опрос, которые позволяет выяснить уровень реализации поставленных задач Ученики проводят самоанализ результатов выполненной работы
Задание на дом Учитель даёт задание для всего класса Учитель предлагает разноплановые варианты заданий, ученики выбирают задание с учётом индивидуальных возможностей и потребностей

Фотогалерея: задания на примере учебников для начальной школы

Умения наблюдать, сравнивать, анализировать, моделировать, классифицировать Умение вести диалог Умения синтезировать, обобщать, видеть аналогии Умение рассуждать при решении текстовых математических задач Умение наболюдать и анализировать в практической ситуации Умение на практической ситуации построить логические умозаключения Умение устанавливать отношения между данными и вопросом Умение выстраивать алгоритм к решению задачи Умение устанавливать причинно-следственные связи Умение строить речевое высказывание Умение искать и выделять нужную информацию Умение устанавливать причинно-следственные связи Умение выделять общее и различное Умение провести простейшую аналогию Умение использовать знаково-символические средства Умение формулировать проблему Умение логически мыслить Умение выстраивать логическую цыпочку рассуждений Умение совершать логические операции сравнения, синтеза и обобщения Умения проводить сравнение о обобщение Умение провести анализ Умение анализировать, сравнивать, обобщать (3 класс) Умение совершать логические операции (4 класс) Умение использовать знаково-символические средства Умение использовать знаково-символические средства для решения задач Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем Овладение основами пространственного воображения (3 класс) Умение принимать задачу и действовать по плану Умение анализировать условие и вопрос задачи Умение знать разные способы получения информации Умение выдвигать гипотезы

Предварительная разработка метапредметного урока

Подготовка к метапредметному уроку отличается от процесса подготовки к классическому уроку и состоит из нескольких основных шагов:

  1. Формулировка темы занятия, которая может отличаться от темы, предлагаемой программным вариантом. Например, тема урока по истории в 5 классе в результате обсуждения учениками поставленной учителем проблемы получила название: «Признаки сильного государства», а в программе это тема звучит как «Римская империя».
  2. Чёткое определение учителем области нового знания (правило, понятие, причинно-следственные связи, алгоритмические схемы и т. д.). Распознание сферы нового знания базируется на восстановлении в памяти уже знакомой информации, имеющей отношение к изучаемой теме. Например, чтобы разобраться с грамматическими правилами склонения числительного, ученики должны отличать числительное от других частей речи, быть знакомыми с такими понятиями, как «род», «падеж», «количественное, порядковое, собирательное, дробное, смешанное числительное» и т. д.
  3. Постановка целей и задач должна иметь формулировку, допускающую проверку уровня их реализации. Например, формулировка «освоить принципы построения уравнения» целью не является, поскольку задаёт лишь общий вектор образовательной деятельности, а не конечный её результат. Если перефразировать цель как «проработать свой вариант построения уравнения», то она сориентирует на конечный продукт, который можно проанализировать и оценить. Формы конечной образовательной продукции:
    • проекты и моделирование;
    • тесты;
    • исследование и текстовое описание;
    • мнения и выводы на основе экспериментальной деятельности.
  4. Моделирование проблемной ситуации. Не стоит полагаться на спонтанное появление в нужный момент проблемной ситуации, имеет смысл детально продумать своевременность её возникновения, варианты обыгрывания, предполагаемый результат разрешения. Возможны два сценария проблемной ситуации:
    1. Проблемный диалог, подводящий к осознанию необходимости приобретения новых знаний, которые помогут преодолеть возникшее «затруднение».
    2. Конфликт двух фактов, точек зрений, стимулирующий проведение сравнительного анализа, осознание противоречия, которое вызывает эмоциональную реакцию удивления и приводит к формулировке цели урока в виде вопроса.
  5. Планирование проекта учебных действий - постановка цели, обсуждение и формулировка темы, планирование согласованных действий, осмысление ресурсной базы и временных границ реализации проекта. Учитель заранее продумывает возможные сценарные варианты развития событий на уроке для того, чтобы быть способным придерживаться грамотной стратегической линии поведения, позволяющей вовремя скорректировать развитие действий в нужном направлении. Приёмы: выдвижение гипотез, активизация ранее изученного материала, разработка детального плана, определение источников информации.
  6. Перспективы решения проблемы. Планирование учителем разрешения проблемной ситуации включает:
    • Свой вариант формулировки итоговых выводов по проблеме.
    • Подбор таких источников новой информации, которые не будут содержать готовых выводов, например, наблюдая особенности написания орфограммы, ученики сами могут предложить формулировку правила, а затем сопоставить его с академическим вариантом в учебнике. Кроме того, это может быть опорный алгоритмический рисунок, схематическая таблица, символически отображающие логические связи и закономерности, необходимые для содержательного умозаключения.
    • Диалог, способствующий развитию логики. Виды диалогов:
      • подводящий диалог выстраивается вокруг логически связанных вопросов, вытекающих один из другого;
      • побуждающий диалог опирается на поиск новых, нестандартных решений, стимулирующий творческие возможности учащихся.
    • Опорный конспект в форме тезисов или таблицы, целесообразно открывать каждый новый элемент схемы по ходу разрешения проблемы.
    • Прогнозирование возможных способов решения поставленной задачи. Возможно, это будет звучать как ответ на вопрос такого плана: «Какое же решение проблемы мы нашли?». Основные критерии оценки достижения учебной цели важно определить заранее, в дальнейшем, сопоставляя реальный результат с запланированным, учитель получает возможность проанализировать эффективность своей педагогической практики.
  7. Разработка заданий для апробации нового знания. Стоит ориентироваться на поисково-проблемный характер заданий, создающих условия для исследовательской активности учеников в индивидуальной или групповой форме работы.

Видео: технология проблемного обучения (на примере урока истории в 8 классе)

Формы и методы контроля и проверки

Комплексная письменная работа (тестирование):

  • выбор предлагаемого ответа;
  • краткий или развёрнутый ответ.

Уровни сложности:

  • базовый (2/3 всех тестовых заданий) - стандартные задачи с очевидным алгоритмом решения;
  • повышенный (1/3 всех тестовых заданий) – ученик самостоятельно выбирает подходящий алгоритм решения нестандартного задания.

Комплексная письменная работа оценивается любым учителем по балльной системе. Ученик получает 1 балл (3 балла за развёрнутый ответ) только в том случае, если его ответ абсолютно соответствует заявленным критериям.

Пример заданий из комплексной письменной работы (начальная школа).

Задача № 3.
3.1. Папа спросил Петю, как он понимает народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнёшь». Петя ответил: «Это очевидно! Чем больше семян посеешь, тем богаче будет урожай». Папа предложил Пете доказать свою точку зрения. Для этого на даче они вместе вскопали три грядки одинакового размера. На первой Петя посеял 20 семян огурцов, на второй 100 и на третьей 1000. Петя в течение всего лета тщательно ухаживал за всеми тремя грядками: убирал сорняки, поливал, удобрял. В конце августа с первой грядки Петя с папой собрали 10 кг огурцов, со второй 20 кг, а с третьей 8 кг.
Найди в тексте гипотезу Петиного эксперимента и способ её проверки. Подтвердилась ли Петина гипотеза в результате эксперимента? Запиши свои рассуждения в бланке ответов.

Комментарий
Данная задача важна для определения стартовых возможностей пятиклассников, потому что связана с таким способом познания окружающего мира, как эксперимент. Без элементарных умений по постановке и проведению экспериментов у учащихся будут трудности в освоении таких систематических курсов, как биология, физика и химия.
Неправильное выполнение этого задания говорит также о неумении выделять и анализировать требуемый фрагмент текста, делать соответствующие выводы.

Типичные ошибки
Учащиеся отвечают не на все поставленные вопросы; не понимают термин «гипотеза», поэтому не находят её в тексте; неправильно соотносят результат с гипотезой - результат выдаётся за гипотезу.

Задача №6.
6.1. Настя учится в первом классе. Она умеет писать только те слова, в которых гласные звуки находятся под ударением и гласный звук [у] всегда обозначается буквой «у».
Какие из перечисленных ниже слов можно продиктовать Насте? Запиши их.

бегун, пушинка, стучал, гостил, сухарь, снегирь, вечер, подснежник, дождевик, в парке, целый.

Комментарий
С одной стороны, это задание на выбор объекта из текста по заданным признакам. С другой стороны, через введение персонажа - первоклассницы - проверяется умение понимать позицию другого человека, видеть его «границу знания/незнания».

Типичные ошибки
Среди выбранных слов указываются слова, не соответствующие поставленной задаче (в которых есть безударные гласные (слабые позиции)); выбираются не все слова, удовлетворяющие заданным требованиям; удерживаются слабые позиции только в корне слова.

Задача № 7.
7.1. Факториалом натурального числа n (обозначается п!) называется произведение всех натуральных чисел от 1 до п включительно. Например, 4! = 1∙2∙3∙4 = 24, 50! = 1∙2∙3∙ … ∙49∙50 (многоточие означает «и так далее»).
Во сколько раз 100! больше, чем 99!?

Комментарий
Задание вызвало наибольшую реакцию педагогов. «Как могут дети в начальной школе находить факториал?!» В действительности «находить» факториал здесь вовсе не требуется (кстати, весьма распространённая ситуация, когда для нахождения отношения, в котором находятся объекты, совсем не обязательно знать эти объекты по отдельности). Задание принципиально рассчитано на работу с новым понятием, вводимым непосредственно в тексте в готовом виде. От ученика требуется умение читать текст. Если он понят, то нетрудно увидеть, что 100! = (99!) ∙ 100, а, значит, правильный ответ 100.

Типичные ошибки
Непонимание текста; попытка действия «в лоб» – вычисления 100! и 99!; замена кратного отношения «во сколько раз» разностным «на сколько».

Проектная деятельность (на следующем уроке, после выполнения комплексной тестовой работы). Виды проектов:

  • информационно-познавательный с поисковой направленностью;
  • экспериментально-исследовательский;
  • творческий;
  • социальный;
  • игровой;
  • с элементами конструирования.

Видео: творческий проект учащихся первого класса

Видео: творческий видео-проект «Игра в автора»

Смысловые части проекта:

  • вводная - приветствие, определение целей и задач, планирование;
  • основная - групповая форма работы (5–7 человек);
  • заключительная - непосредственно презентация;
  • итоговая часть, подготовка выводов.

Видео: групповой познавательный проект «Школа кулинаров» (3 класс)

Видео: индивидуальная исследовательская работа по информатике Visual Basic (9 класс)

Учитель организует рабочую зону, сдвигая при необходимости парты, выкладывая необходимые материалы и инструменты. Заместитель директора школы подбирает специалистов, которые будут наблюдать за реализацией проектной деятельности: завуч, учитель-предметник, социальный работник, психолог, учителя начальной и средней школы.

По результатам проектной деятельности группой экспертов заполняется бланк наблюдения за работой группы.

На основании этих бланков учитель заполняет таблицу достижений работы в группах. Карта наблюдений за индивидуальными метапредметными результатами.

Карта является информационным накопителем, отражающим достижения учащегося. На основании это информации проводятся коррекционные действия, направленные на улучшение качества обучения. Карта наблюдений состоит из 38 метапредметных навыков, предложенных в соответствии с годом обучения. По заданному стандарту составляются индивидуальные электронные таблицы.

Результаты контрольных проверок и проектной деятельности оцениваются в баллах и заносятся в таблицы (каждого ученика, группы и всего класса), на основании этих данных электронная программа формирует диаграмму.

Ход работы над метапредметными результатами, технологии и приёмы развития

Целеполагание - рождение осознанной внутренней мотивации деятельности ребёнка.

Способы диагностики личностных стимулов и целей ребёнка: беседа, наблюдение, тестирование или анкетирование. Уровни целей:

  • Формальная, связанная с желанием ребёнка получить внешнее признание со стороны ближайшего окружения в форме похвалы или отличной оценки.
  • Смысловая, основанная на стремлении узнать и понять новый учебный материал.
  • Творческая, проявляющая внутренний импульс создавать нечто новое, творить и созидать.

К моменту перехода ребёнка в среднее звено школы у него должен быть сформирован второй уровень целеполагания.

В процессе изучения обычных школьных предметов перед детьми ставятся такие задания, которые рассматривают цель с одной стороны как мотив, а с другой как результат обучения, например: «Определите цели изучения истории на вторую четверть», «Сформулируйте цель своей домашней работы по математике», «Разработайте схематический алгоритм для решения задач», «Составьте сложный план анализа характеров главных героев литературного произведения».

Цель должна быть понятна ребёнку и оформлена им самим в виде фразы, началом которой могут быть слова: «Я хотел бы уметь…». Например:

  • Я хотел бы уметь быстро находить полезную информацию в интернете.
  • Я хотел бы уметь делать самостоятельные выводы.
  • Я хотел бы уметь видеть главную мысль, которую старался донести автор произведения.

Пример создания учителем на уроке ситуации, очерчивающей границы области непонимания, и обнаружения проблемы, разрешение которой станет целью урока (Окружающий мир).

- Что это? Семечко. А это? Яблоко.
- Что мне нужно, чтобы это семечко стало яблоком?
- Вода. Земля. Питательные вещества, приемлемая температура…
- Вот все это перед вами.
- Могу ли я сейчас при помощи этих помощников сделать из семечка яблоко?
- А что нужно ещё?
- Время.
- Хорошо, времени у нас предостаточно, ещё 5 лет учёбы. Но!
- Что я могу сделать, чтобы собрать урожай? (Посадить, поливать, заботиться…)
- А что сделает природа?
- Как она вот это (воду, землю и т. д.) превращает вот в это (яблоко)?
- Не понимаете? А хотите понять?
(Основная часть)
- Так что же происходит?
- Человек может помочь природе?
- В чём?
- Чья роль важнее?
- Теперь, когда вы понимаете, что происходит на самом деле, изменилось ли ваше отношение к окружающему миру?
- Что бы вы ещё хотели понять?
- Какие явления природы вызывают у вас непонимание?
- Кто из вас хочет на следующем уроке сделать то, что делала сегодня я? Удивить класс? (Урок Ю.А. Каримовой, учителя МОУ СОШ № 96 г. Волгоград)

Основная ошибка целеполагания: учитель и ученик поверхностно воспринимают результат их сотрудничества, то есть образ результата не сформирован. Часто учитель ориентирован на процесс («учиться», «формировать», «объяснять» и т. д.), а не результат («научиться», «сформировать», «объяснить» и т. д.).

Видео: постановка целей урока по математике (начальная школа)

Моделирование проблемной ситуации.

Основной приём создания познавательной проблемы: погружение учеников в проблему противоречия, которое вызывает у них реакцию удивления. Реализация этого приёма потребует от учителя раскрытия его творческого и научного потенциала.

Пример ситуации «с удивлением» (Урок истории в 11 классе).

Учитель А.И. Молев (г. Москва), абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2010
- Ребята, возьмите в руки ваши учебники. (Дети ждут привычной фразы учителя: откройте учебник на такой-то странице, но их ожидания не сбываются - и срабатывает эффект обманутого ожидания, становится интересно).
- Но мы пока учебник открывать не будем, а посмотрим на изображения на обложке. Вы знаете, что там изображено? (как ни странно, но дети затрудняются с ответом: то, что постоянно мелькает перед глазами, не вызывает интереса). Несмотря на то что вы видите обложку чаще, чем отдельные страницы, она пока не стала для вас источником информации. Давайте попробуем поработать не с тем, что внутри, а с тем, что снаружи учебника - с изображением, которое кто-то создавал и которое зачем-то определённым образом организовано.
- Что мы здесь видим? Одиннадцатиклассники выясняют с помощью учителя, что в центре (а не где- то на периферии) – не просто «мужчина», а «большевик» - герой одноимённой картины Кустодиева. Справа вверху - одна из семи высоток Москвы, построенных в середине века, это эпоха Сталина. Внизу маленькая фотография, это Охотный ряд, как он выглядит сейчас. Хронологически получается: революция, середина века, наше время.
Учитель задаёт проблемные вопросы: почему «большевик» помещён в середину и он больше, чем все остальные изображения? Имеет ли значение цветовая гамма обложки? Можем ли мы предположить, какими взглядами на историю XX века обладает автор этого учебника?
То есть оформление обложки - это некое сообщение автора учебника нам всем, и мы должны «прочитать» это сообщение, расшифровать его язык. Далее, используя в начале урока при работе с обложкой учебника освоенный способ деятельности, одиннадцатиклассники расшифровывают «сообщение» авторов афиши Международной выставки новейших изобретений в Санкт-Петербурге в 1909 году и выясняют представления наших соотечественников, живших в начале XX века, о будущем России и человечества.

Видео: создание проблемной ситуации на уроке русского языка в начальной школе

Видео: создание проблемной ситуации (мастер-класс)

Акцентирование противоречия между теорией и практикой.

Как правило, учитель предлагает задание, для реализации которого у учеников недостаёт теоретических познаний, что и стимулирует их познавательную деятельность.

Пример такого задания на уроке биологии в 8 классе.

Учитель А.Р. Гарифзянов (г. Тула), абсолютный победитель конкурса «Учитель года России - 2010.
Учитель предлагает из имеющихся на столах материалов создать модели живых существ, обитающих в разных природных средах: водной, воздушной и почвенной. Но модели животных, обитающих в одной среде, у ребят получаются абсолютно разными. Почему? Ведь организм в ходе эволюции должен приспосабливаться к среде обитания, и животные, которые живут в одной среде, должны быть в чем-то похожи. Почему этого не произошло? Возникает проблемная ситуация: учащиеся понимают, что для решения задачи им не хватает знаний. Учитель приглашает их в виртуальный музей, где они сравнивают организмы, живущие в одной среде, и механизмы, созданные человеком для работы в этой же среде, и выявляют общее в форме тела, окраски и т. д. В конце урока учитель предлагает переделать (или сделать заново) неудачные модели. Они оказываются очень похожими. Интересно, что восьмиклассники справились не только с моделями «водных» организмов, о которых в основном шла речь на уроке, но и с представителями других природных сред: учащиеся смогли перенести полученный в результате учебной деятельности способ работы на другой объект.

Формулировка вопросов, обнаруживающих проблему, и требующих размышления, поиска аргументов, умения делать обобщающие выводы.

Проблемные вопросы, преломляющие теоретические знания в практическую плоскость, являются эффективным средством, борющимся с формальным, поверхностным усвоением знаний. Пример вопросов по русскому языку.

  1. Являются ли родственными (однокоренными) слова: Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька? Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный? Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп? Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество? и др.

При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.

  1. Что объединяет записанные слова? Какое из них “лишнее”? Очки, каникулы, ножницы, санки. (Лишнее слово очки, оно может употребляться и в единственном числе: очко) Стульчик, диванчик, огурчик. (Лишнее слово огурчик по количеству слогов и по морфемному составу) Мозоль, тюль, шампунь. (Мозоль - имя сущ. женского рода, остальные - мужского).

Разрешение задач проблемного характера.

По математике это задачи с намеренной ошибкой или противоречием в условии, например, избытком или недостатком данных, с отсутствием вопроса или с умышленно внесённой ошибкой. Такие задачи работают на развитие внимания и аналитических навыков учеников.

Примеры для начальной школы:

  • В корзинке лежат 8 яблок. Карлсон съел 4 яблока, Малыш съел 2. Сколько яблок они съели вместе? Какое число не использовалось для решения задачи? Попытайтесь переформулировать вопрос таким образом, чтобы это число оказалось востребованным.
  • Белочка собрала 8 орешков, 3 орешка она съела. Дети озадачены тем, что задача не имеет вопроса, учитель просит их самостоятельно поставить вопрос и решить задачу. Более сложные условия могут предполагать несколько разнообразных алгоритмов возможного разрешения, которые должны будут обнаружить и предложить сами ученики.
  • В вазе лежит 5 персиков и 4 яблока. Сколько груш лежит в вазе?
  • В вагоне поезда ехало 50 пассажиров. На станции вышли 5 человек, а 2 человека вошли в вагон. Сколько часов поезд находился в пути?
  • Заслуженной популярностью пользуются у детей задачи Г. Остера.

Выполнение проблемных заданий теоретического и практического плана, которые начинаются словами, означающими активные познавательные и мыслительные действия: сравни, докажи, опиши, поэкспериментируй т. д.

  • Сравни, что общего у человека и животного и чем они отличаются?
  • Докажи, что без воды всё живое на Земле погибнет.

Дискуссионное обсуждение различных мнений и точек зрений по поводу конкретной ситуации или явления.

Взгляды могут быть самыми противоречивыми, но основные требования - это необходимость аргументировать, защитить свой подход или интерпретацию и уважать право оппонента на альтернативную позицию.

Пример дискуссии на уроке немецкого языка в 11 классе.

Учитель С.Д. Прокофьева (г. Псков)
Урок построен как дискуссия по поводу: нужно ли строить Охта-центр в Санкт- Петербурге. Сначала дискуссия (на иностранном, между прочим, языке) ведётся с позиции красиво-некрасиво. Но это тупиковый подход, поскольку имеется разное понимание красоты. Тогда учитель спрашивает: «А кто с точки зрения профессии может быть заинтересован в этой проблеме?» Ребята называют архитекторов, экологов, менеджеров по туризму, юристов и т. д. Учитель предлагает им тексты, в которых излагается аргументированная позиция профессионалов по этой проблеме, и дети видят, исходя из чего формируются разные позиции по поводу одной и той же проблемы.
По мере того как учащиеся выражают данные позиции, им совершенно необходима становится новая лексика. Слов явно не хватает: «мыслей много, а сказать не могу!», поскольку дискуссия ведётся, разумеется, на немецком языке. В распоряжении одиннадцатиклассников словари, справочники, можно спросить учителя или заглянуть в интернет. И вся справочная литература нарасхват. Таким образом, умело сформированная учебная ситуация легко и органично решает проблему мотивации обучения, которая для многих педагогов современной школы остаётся камнем преткновения.

Видео: урок музыки в 7 классе (3 часть). Дебаты

Мастерство ведения диалога - альтернатива пассивному слушанию.

Проблемный диалог побуждает внимательно слушать и слышать собеседника, проявляя при этом собственную интеллектуальную активность.

Этапы рассмотрения проблемы:

  1. Демонстрация альтернативных позиций или противоречивых данных.
  2. Активизация осознания.
  3. Включение в разрешение проблемы.
  4. Формулировка вопроса.

Например, на уроке учитель просит детей рассмотреть две иллюстрации: геоцентрическую модель космоса (по Птолемею) и гелиоцентрическую (по Копернику). Затем путём вопросов побуждает детей к осознанию противоречий между двумя рисунками и пониманию сути проблемы. Финальный вопрос (Чья научная точка зрения верна?) записывается на доске.

Видео: подводящий диалог на уроке физики

Видео: проблемно-диалогическое обучение

Распространённые ошибки учителей:

  • Смешивание понятий проблемы и затруднения. Если ученик не справляется с решением математического примера, то не стоит эту ситуацию рассматривать как проблемную.
  • Учителя иногда не разделяют вопросы, требующие воспроизведения готовой информации и те, что не имеют готового ответа, то есть не отличают информационные вопросы от проблемных.
  • Педагог торопится озвучить правильный ответ, не давая ученикам время для поиска необходимой информации или обдумывания своей версии.

Умение задавать вопросы (постановка проблемы) и предлагать гипотезы (варианты разрешения проблемы).

Все вопросы можно скомпоновать в две большие группы:

  • Простые и сложные вопросы, которые уточняют информацию. Формулировка подобных вопросов включает частичку ли: «Правда ли, что у тебя есть младший брат?».
  • Восполняющие вопросы, которые компенсируют недостающее знание, обычно имеют в своём составе слова «что», «где», «когда», «какой» и т. д.

Развивать и тренировать умение задавать вопросы можно с помощью специальных упражнений:

  • По системе Э. П. Торранса, который предлагал своим ученикам задавать вопросы персонажам, изображённым на картинках.
  • Простая просьба придумать вопросы, которые помогут больше узнать о предложенных предметах (книга, игрушка, инструмент и т. д.).
  • Игра «Угадай вопрос». Ученик мысленно читает вопрос на карточке, озвучивает свой ответ, например, «Я с удовольствием много читаю», его одноклассники должны понять, какой был вопрос.
  • Игра «Найди причину» с помощью вопросов. Учитель описывает ситуацию «Саша учил уроки весь день, но не смог правильно ответить у доски. Как вы думаете, почему?». Задание можно выполнять всем классом, задавая вопросы вслух, или индивидуально, записывая вопросы на листочек бумаги.

Упражнения, развивающие умения выдвигать гипотезу:

Назовите условия, при которых перечисленные предметы (один или несколько) проявят свои полезные качества или наоборот окажутся абсолютно бесполезными:

  • стебель цветка;
  • компьютер;
  • конструктор;
  • ягоды;
  • чайник;
  • скрипка;
  • грузовой автомобиль.

Примеры вопросов, развивающих навыки построения гипотез:

  • Почему идёт дождь?
  • Почему некоторые птицы имеют яркое оперение?
  • Почему случаются извержения вулканов?
  • Почему зимой дождь превращается в снег?
  • Почему птицы летают низко над землёй?
  • Почему ночью не видно солнце?
  • Почему многие дети любят спортивные состязания?
  • Любопытные задания в провокационном стиле используют в элитных английских школах, например, нужно предложить как можно больше идей, иллюстрирующих ответ на вопрос: «Что бы произошло на планете, если бы исполнились самые заветные желания каждого человека?» (Дж. Фримен).
  • Детям необходимо придумать гипотетическую импровизацию на темы: «Что произойдёт, если слоны станут такие как мышки?», «Представьте, что вы оказались в царстве великанов» и т. д.

Формирование и совершенствование навыков учебных действий (наблюдение и эксперимент).

Наблюдение - исследование какого-либо явления природы без вмешательства в процесс явления со стороны исследователя…

Словарь Брокгауза и Ефрона

Этапы организации и проведения наблюдения:

  1. Установление цели, например, третьеклассников просят проследить процесс прорастания луковички.
  2. Создание необходимых условий для реализации наблюдения (подготовить почву, осуществлять полив, обеспечить достаточное освещение и т. д.).
  3. Планирование своих действий.
  4. Определение способов фиксации информации (текстовое описание, график, фотография, рисунок, видеозапись).
  5. Действия, непосредственно связанные с самим наблюдением:
    • практическая реализация;
    • восприятие;
    • осмысление;
    • фиксирование полученных данных или информации.
  6. Итоговый анализ результатов:
    • сопоставить полученные результаты и поставленные цели;
    • оценить степень достоверности результатов.
  7. Оформление выводов.

Эксперимент - в отличие от наблюдения этот способ исследования предусматривает активное воздействие на объект с помощью инструментов, приборов, материалов.

Этапы экспериментальной деятельности:

  1. Постановка цели - знания, которые хотим получить или законы, которые хотим подтвердить опытным путём.
  2. Выдвижение гипотезы, например, в виде такой формулировки: «если…, то…».
  3. Подготовка условий для успешной реализации опыта.
  4. Установление последовательности действий.
  5. Выполнение опытов, измерений.
  6. Фиксирование результатов исследования (записи, графики, таблицы, фото, видео, аудиозаписи и т. д.).
  7. Систематизация полученных данных, анализ и подведение итогов в форме ключевых выводов.

Видео: проект «Исследование качества окружающей среды» (10 класс)

Умение работать с текстом.

Навыки работы с текстом:

  • понимать смысл и видеть основную идею текста;
  • определять структуру текста, воспринимать планомерность развития событий;
  • овладеть основами поискового, ознакомительного, аналитического чтения.

Универсальные приёмы эффективной работы с текстом:

  1. Акцентирование главной информации с помощью слов-указателей (усилительные частицы, вводные слова, союзы, подчёркивающие следствие или обозначающие противопоставляющую информацию). Пример задания по русскому языку.
    Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь - это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
    В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
    А. Сибирь занимает две пятых пространства Азии, и поэтому в планах экономического развития России этому региону уделяется большое внимание.
    Б. Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.
    В. В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.
    Г. В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
    Более важная информация звучит после союза «но» и выделяется с помощью усилительной частицы «именно». Поэтому правильный ответ соответствует варианту В.
  2. Определение концентрированной мысли по ключевым словам. Пример текста.
    Ширина европейской железнодорожной колеи была принята задолго до изобретения паровоза . Она точно соответствует расстоянию между колёсами древнеримских колесниц , с которыми римляне совершали завоевательные походы по территории современных Англии и Франции. Народы Европы делали свои колесницы по римским образцам . Этот же стандарт был учтён и при строительстве железных дорог .
    Итак, главная мысль текста такова: ширина железнодорожной колеи в Европе равна расстоянию между колёсами древнеримской колесницы (11 слов - 25% от исходного текста). Можно ещё короче: расстояние между рельсами равно расстоянию между колёсами древнеримской колесницы. (9 слов - 19% от текста).

Видео: фрагмент внеурочного занятия по смысловому чтению. 7 класс

Групповой стиль работы.

То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно.

Выготский Л. С.

Причины востребованности групповой формы организации работы:

  • Большая наполняемость классов, которая не позволяет реализовывать индивидуальный подход, поскольку на одного ученика в среднем приходится две минуты урочного времени.
  • На уроке чаще работают «активные» ученики, остальные дети привыкают к пассивной модели поведения, что в дальнейшем снижает уровень заинтересованности учёбой.
  • Фронтальный стиль работы учеников всего класса над одним заданием для всех малоэффективен, поскольку все дети имеют разный уровень подготовки от откровенно слабого до очень сильного.

Осваивать навыки группового метода нужно с первых дней пребывание учеников в школе, обычно лучше практиковаться во внеурочное время (игры, внеклассная работа).

Этапы работы в группах:

  1. Учитель формулирует проблему, ставит учебную задачу.
  2. Каждый участник выдвигает свою позицию, предположение, высказывает свою точку зрения по вопросу. Во время сотрудничества дети развивают умение слушать и уважать мнение своих товарищей.
  3. Определение источников информации.
  4. Согласование и распределение обязанностей.
  5. Реализация задания.
  6. Озвучивание результатов совместной деятельности.
  7. Общий вывод о результативности работы отдельных групп.

Способы распределения детей на группы:

  • По желанию самих учащихся.
  • Случайные группы (по ряду или жребию).
  • Игровая форма, например, по месяцу рождения или по начальной букве фамилии, имени и т. д.
  • Учитель выбирает лидера, а тот самостоятельно набирает в свою команду участников.
  • Педагог делит класс на группы, исходя из своих соображений, например, учитывая уровень подготовки детей или дружеские взаимоотношения.

Видео: внеклассное мероприятие «Найти слона в удаве» 7 класс

Ошибки учителей:

  • Отстранённость педагога во время работы в группах. Учитель должен наблюдать за ходом работы, выступать в роли арбитра в конфликтной ситуации, способствовать активному включению в сотрудничество детей с низкими учебными возможностями.
  • Нельзя лишать ребёнка права участвовать в групповой работе.
  • Недопустимо компоновать пары из слабых учеников.
  • Дети при столкновении с любой проблемой сразу обращаются к учителю, необходимо стимулировать самостоятельность в поиске ответов на вопросы. Учителю желательно включаться в процесс работы, направляя и поддерживая участников, когда дети ведут себя достаточно активно.
  • Не всегда выдерживается оптимальная продолжительность групповой работы (в начальных классах до семи минут, в средних - достаточно пятнадцати минут, для старшеклассников можно увеличить время работы до двадцати минут).
  • Педагог должен распланировать время работы так, чтобы учащиеся успели сообщить о результатах выполнения задания, иначе такой метод организации урока теряет смысл.

Самооценка.

Видео: самооценивание учащихся по критериям

Современная российская школа всё больше ориентируется на личность ученика. Социум осознаёт, что истинной целью образования является не столько освоение детьми материала предметных знаний, сколько становление здоровой и развитой личности ребёнка в рамках образовательного и воспитательного процессов. В новых условиях существенно меняется роль педагога, поскольку от него требуется понимание потребностей каждого ребёнка, умение вовлекать в работу всех учеников, обучать навыкам самостоятельного мышления, развивать самооценку своих воспитанников.

Планируемые предметные результаты

Предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

Филология

Русский язык:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Литературное чтение:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Иностранный язык:

1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

Математика и информатика:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Обществознание и естествознание (Окружающий мир):

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Основы духовно-нравственной культуры народов России:

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7) осознание ценности человеческой жизни.

Искусство:

Изобразительное искусство

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Музыка:

Результаты изучения учебного предмета (музыка)

Личностные результаты

1.Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.

2.Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

3.Формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

4.Приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.

5.Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

6.Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие,) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных.

7.Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

8. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.

9. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

10. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

11. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

ПРЕДМЕТНЫЕ.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам.

Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенном в Стандарте, предметные результаты содержат в себе:

· Основы системы научных знаний

· Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания

· Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Оценка достижения этих предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфолио ученика. Портфель достижений - это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

· поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

· развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;

· формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. В состав портфеля могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов целесообразно включать следующие материалы:

1. Выборки детских работ

2. Результаты стартовой диагностики

3. Материалы текущей оценки: листы наблюдений, оценочные листы

4. Результаты и материалы тематических работ

5. Результаты и материалы итогового контроля

6. Достижения во внеучебной деятельности

(по предметам на слайде)

Особенностями системы оценки являются:

· комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

· использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

· оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

· оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

· сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

· использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

· уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

· использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

· использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

· использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Формы контроля и учета достижений обучающихся

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

· устный опрос

· письменная самостоятельная работа

· диктанты

· контрольное списывание

· тестовые задания

· графическая работа

· изложение

· творческая работа

· диагностическая контрольная работа

· диктанты

· изложение

· контроль техники чтения

· анализ динамики текущей успеваемости

· участие в выставках, конкурсах, соревнованиях

· активность в проектах и программах внеурочной деятельности

· творческий отчет

· портфолио

· анализ психолого-педагогических исследований