Виртуальная реальность в образовании. Приём вкр для публикации в эбс спбгэту "лэти" Технологии виртуальной и дополненной реальности в образовании

Успешных проектов, позволяющих использовать технологии дополненной реальности в образовании, совсем немного. Вот несколько удачных примеров:

PhysicsPlayground - пособие по физике, представляющее собой трехмерную среду, с помощью которой можно совершенствовать знания о строении Вселенной.


Dow Day совмещает современный план Виксонсинского университета с тем, что там происходило в 1967 году. Студенты, преподаватели и гости вуза могут стать свидетелями акции против войны во Вьетнаме, наблюдая ее через собственные смартфоны.


Elements 4D – набор из 6 кубиков, на каждом из которых изображен химический элемент. Если навести камеру смартфона на кубик, на экране он станет стеклянным, а внутри появится образец вещества.


Несмотря на видимую эффектность и эффективность решений, есть немало проблем. Во-первых, нет технологичной базы, стандартов разработки ПО и применения технологий дополненной реальности. Во-вторых, неудобно каждый раз наводить гаджет на маркер и держать его продолжительное время. Если же для использования приложения нужны «умные» очки, возникает другая сложность – их малодоступность.

Сейчас дополненная реальность находится на стадии избавления от иллюзий: выявляются недостатки технологии, восторженных публикаций становится всё меньше, зато начинается работа над ошибками. О том, как эта отрасль будет развиваться и чем пригодится образованию, я узнал у сотрудников ведущих агентств.

Олег Юсупов, руководитель MaaS Agency:

MaaS Agency — отраслевое маркетинговое агентство, которое решает проблемы позиционирования, презентации продукта или услуги в инновационном цифровом формате, а также внедряет цифровые решения в сфере архитектуры.

Пока мы не сможем сказать, что благодаря такому-то решению школа сэкономила столько-то денег, дополненная и виртуальная реальность будут оставаться нишевым рынком. Можно говорить лишь о единичных случаях – в первую очередь, это касается виртуальной реальности. Например, проект Discipulus , открытый в Университетском колледже Лондона, позволяет создавать «медицинские аватары» пациентов, собирая информацию с носимых датчиков. Курсы лечения можно будет тестировать прямо на них, до того как начать лечить самого пациента.

В виртуальной реальности приходится решать множество моральных дилемм. Именно психологи чаще всего задействуют эмпирический материал виртуальной реальности и активно пользуются возможностями симуляторов. Многие психотерапевты открыли в Second Life кабинеты , где успешно лечат пациентов.

Люди начинают по-новому ощущать окружающе пространство. Лучше всего это видно на примере маленьких детей, для которых журнал – «это сломанный iPad», а взаимодействие с телевизором по умолчанию должно быть жестовым.

Иван Юницкий, креативный директор MaaS Agency:

Если судить объективно, рынок дополненной реальности в образовании находится на зачаточной стадии. Основная проблема – минимальное взаимодействие тех, кто разрабатывает технологии и их внедряет в обучение. Среди причин можно назвать недостаток финансирования учебных заведений и низкий уровень осведомленности об эффективности таких технологий.

Пока технологии виртуальной и дополненной реальности наиболее активно используются в медицинском образовании. Существует множество программ, моделирующих внутреннее строение организма, нервную и кровеносную систему и др. Эффективность такого формата обучения доказана давно: человек быстрее воспринимает и лучше запоминает визуальные образы.

Денис Пономаренко, руководитель OrdinLab:

OrdinLab – инженерная команда, основанная в 2014 году, занимающаяся IT-технологиями в сфере образования и бизнеса. На сегодня реализовано 12 проектов в области дополненной реальности и интерактивных инсталляций.

Если говорить о ближайшем будущем (2-4 года), то нас ждет бум технологий дополненной реальности в полиграфии. Можно будет просто навести камеру смартфона на страницы учебника и получить красочную 3D-модель Бородинского сражения, историческую сводку, важные факты. На высших уровнях образования такие технологии пригодятся, чтобы сканировать сложные технические агрегаты и создавать наглядные пособия по работе с ними.

В далеком будущем (10-15 лет) мы увидим совмещение виртуальной дополненной реальности: люди будут сидеть на месте и моделировать целые вселенные с помощью носимых гаджетов. Компании, которые занимаются разработкой подобных продуктов в России, слишком торопятся создать гарнитуру дополненной реальности именно сейчас. Пока технический прогресс не позволяет создать именно такие носимые гаджеты, которых хочет потребитель, нужно сосредоточиться на разработке и тестировании программных продуктов для мобильных устройств. Нужно показать, что это реально работает, что это помогает получать информацию в новом и удобном виде. Потом можно будет перейти к новому этапу: человек будет готов и примет это как должное. При этом пользователь должен принимать прямое участие в разработке – в конце концов, именно ему этим пользоваться.

Разделы: Начальная школа

Мы уже не мыслим себя без гаджетов, постепенно заменяя живое общение общением в соцсетях. Язык интернета – это особый язык, использующий условные знаки, символы, смайлики. И в результате этого многие учащиеся перестают читать, и, как следствие, снижается способность к логической, образной, эмоциональной речи.

Совершенно понятно, что переломить существующую тенденцию невозможно, значит, необходимо использовать интерес учащихся к информационным технологиям, чтобы стимулировать их познавательную активность.

Что же такое дополненная реальность? Это - результат введения в поле восприятия любых сенсорных данных с целью дополнения сведений об окружении и улучшения восприятия информации. В своей работе мы использовали маркерную технологию: при попадании маркера в видеокамеру на нем появляется 3D объект. Для создания проекта дополненной реальности были привлечены ученики 11 класса, и использовалась программа EV Toolbox (eligovision.ru).

Для создания проектов можно использовать любую программу дополненной реальности.

Используя проекты дополненной реальности, мы провели интегрированные уроки развития речи и математики, а также сделали виртуальную постановку сказки «Гуси лебеди», что являлось первым шагом в создании виртуального театра. Для постановки мы взяли сценарий сказки «Гуси-лебеди» Олеси Емельяновой, добавили рассказчика. Автор текста очень живо и весело смогла передать содержание русской народной сказки.

Для проведения уроков и театрализованного представления потребовался проектор с экраном, ноутбук (или компьютер с видео камерой) с установленной программой EV Toolbox и проектами.

Для интегрированного урока учениками 11 класса были созданы трехмерные фигуры с помощью программы Blender 3D.

Одиннадцатиклассники подготовили игровое поле с пустыми квадратами, маркеры с фигурами, а также карточки с примерами для устного счета.

В начале урока учитель предложил провести необычную математическую разминку. В разминку можно включить любые задания для устного счета: на знание таблицы умножения, деления, примеры на сложение и вычитание. Ученик, правильно назвавший ответ, выходил к игровому полю и выставлял фигурку на нем.

Если учитель хочет, чтобы фигурки стояли на определенном месте, то можно на пустые квадраты положить карточки с правильными ответами. Обучающиеся поменяют карточку с правильным ответом на фигурку .

После того, как разминка была окончена, а фигурки стояли на своих местах, учитель предложил придумать небольшую сказку (историю), используя выставленные на игровом поле фигуры.

На этом уроке дети могут работать по одному, в парах, группах.

После выполнения задания ученик выходил к игровому полю и рассказывал свою сказку (историю). Остальные ученики помогали с места, если это было необходимо, подсказывали свой сюжет развития событий, передвигали и меняли местами маркеры. Вся игра была видна на проекторе.

Ребята с нетерпением ждали второго урока развития речи, повторяли таблицу умножения, чтобы правильно отвечать и выходить к игровому полю ставить фигуру. Подумали ребята и о сюжете новой игры (появились различные варианты сюжетных линий).

На втором уроке обучающиеся разбились на группы. Каждая группа подготовила свой рассказ, и представитель команды выходил к игровому полю и рассказывал историю, члены группы передвигали маркеры по игровому полю.

Мы провели несколько уроков развития речи с использованием дополненной реальности, и ребята с большим увлечением сочиняли и рассказывали свои сказки.

В прошлом году мы приняли участие в городском проекте «Мастерская сказки». В процессе подготовки к театрализованному представлению третьеклассники изучали традиции и обычаи русского народа на уроках окружающего мира, литературного чтения и во внеурочное время.

Между учениками третьего класса были распределены роли, и ребята с большим энтузиазмом выучили слова героев в ожидании необыкновенного исполнения сказки.

Как только маркеры с героями попали в объектив камеры, и на экране появилось 3D-изображение, сказка началась. Двигая маркер по игровому полю, ребята перемещали героев, управляли их появлением или уходом со сцены. Процесс очень увлек детей. Зрителям так же было интересно следить за героями и разворачивающимися перед ними событиями.

В результате проделанной работы удалось повысить познавательную активность обучающихся. Ребята не просто озвучивали готовые роли, но и вживались в образы.

Дети получили прекрасный опыт работы в команде.

Хохлова Татьяна Юрьевна

Магистрант

НГПУ ФТП

г. Новосибирск

Аннотация: в статье показана возможность использования AR технологии в образовательной среде с целью визуального моделирования учебного материала, дополнения его наглядной информацией; преимущества и недостатки данной технологии.

Ключевые слова: , образование.

ТЕХНОЛОГИЯ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

 Технология дополненной реальности в образовательном пространстве стала использоваться относительно недавно. Дискуссия о термине «дополненная реальность» и возможности использования данной технологии в предметной области «информатика» неоднозначно и позволяет говорить о несформированности самого термина. Многие эксперты называют дополненную реальность «улучшенной», «расширенной» и даже «дополнительной». Более точным все же будет название «дополненная реальность», так как данная технология может как дополнять окружающий мир объектами мира виртуального, так и устранять из него объекты.

Так для нас было продуктивным обращение к электронному ресурсу, в котором д ополненная реальность рассматривалась как «ответ современных технологий на проблемные вопросы, которые возникают у нас каждый день. Она более понятна большинству людей, ее проще воплотить, чем виртуальные миры. Дополненная реальность позволяет нам сделать ежедневную реальность богаче. В сочетании с неисчерпаемостью Интернет-ресурсов, ее возможности безграничны.»

В продолжение уточнения можно привести определение дополненной реальности (augmented reality, AR) как «среда с прямым или косвенным дополнением физического мира цифровыми данными в режиме реального времени при помощи компьютерных устройств - планшетов, смартфонов и инновационных гаджетов, а также программного обеспечения к ним» .

На вопрос о возможности использования технологии дополненной реальности в образовании можно ответить утвердительно, ибо данная технология позволяет сделать уроки увлекательными, интересными, понятными.

С помощью дополненной реальности можно «оживить» статичные страницы книг и учебных пособий, совершить прогулку по джунглям, почувствовать себя участником исторического события.

Однако почти на всех направлениях обучения чаще всего используются электронно-информативные или интерактивные средства. Практически все школы оборудуют кабинеты компьютерной техникой, проекционной аппаратурой, ЭОР и другими современными средствами обучения. Чаще всего возможности этой техники не используются в полной мере. А технология дополненной реальности либо не используется совсем, либо применяется крайне редко. Дополненная реальность может использоваться в изучении любого предмета, будь то физика или история, биология или литература. Уже сейчас можно найти много программ для юных математиков (Pocket Tutor ), начинающих биологов (AR Flashcards ) и другие.

Как и у любой новой технологии у AR есть свои преимущества и недостатки. С одной стороны она позволяет значительно расширить возможности образовательного процесса. Мнение американского философа и педагога Джон Дьюи: « Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра», произнесенное в начале 20 века актуально и сегодня. Школа должна идти в ногу со временем и демонстрировать детям то, с чем им придется работать в самое ближайшее время.

Недостатки этой технологии выходят за рамки образовательного процесса и связаны, в первую очередь, с социальными последствиями (применение контактных линз с дополненной реальностью, проблемы, связанные с конфиденциальностью информации ).

Каким образом можно использовать технологию дополненной реальности в образовательном процессе. В первую очередь как вспомогательное средство для максимизации наглядности и интерактивности изучаемого предмета, более глубокого погружения в него, проведения виртуальных лабораторных работ. Использование дополненной реальность и 3 D моделирования совместно мотивирует учащихся к изучению программирования и 3 D моделирования. Данная технология может быть использована при выполнении проектных заданий, для визуализации результатов работы обучающихся над проектом, сделав его максимально интерактивным.

Таким образом, технология дополненной реальности позволяют педагогу вовлечь учащихся в исследование, разрабатывая для этого учебные ситуации, использовать современные технологии, инструменты и способы деятельности для достижения качественного результата.

По мнению Катхановой И.Ф. и Бестыбаевой К. И. на данный момент нет возможности применения AR в образовательном процессе, так как нет какой-либо единой методологии применения технологии дополненной реальности в образовательной среде . Не так уж и много приложений, которые можно использовать в образовании, но, тем не менее, дополненная реальность – это наиболее результативный способ познания окружающего нас мира, и путь, по которому мы рано или поздно пойдем, потому что живем в стремительно развивающийся век информационных технологий.

Список литературы

    Дополненная реальность=школа будущего [Электронный ресурс] http :// evtoolbox . ru / ev - toolbox / education (дата обращения 20.12.16)

    Что такое дополненная реальность? [Электронный ресурс] (дата обращения 20.12.16)

    Как технология дополненной реальности помогает в образовании детей. [Электронный ресурс] (дата обращения 20.12.16)

    Социальные последствия дополненной реальности [Электронный ресурс]

    Технология дополненной реальности в образовании. Интерактив плюс. [Электронный ресурс] (дата обращения 20.12.16)

Подробности Опубликовано 28.01.2020

Обновление тематических коллекций в ЭБС «Лань»

ЭБС «Лань» информирует о том, что за ноябрь и декабрь 2019 года обновлены доступные нашему университету тематические коллекции в ЭБС «Лань»:
Инженерно-технические науки - Издательство «Лань» - 29
Математика - Издательство «Лань» - 6
Физика - Издательство «Лань» - 5
Ознакомиться с полным списком новой литературы Вы можете .
Надеемся, что новая коллекция литературы будет полезна в учебном процессе.

Режим работы библиотеки в период сессии

Подробности Опубликовано 09.01.2020

Уважаемые студенты и сотрудники университета! В период сессии (с 09.01.2020) библиотека работает:

  • абонементы: пн.-пт. с 10:00 до 18:00
  • читальные залы №1 и №2: пн.-пт. с 10:00 до 17:00
  • фотографирование на читательские билеты: пн.-пт. с 11:00 до 16:00, пом. 11-30 (1 корпус, 1 этаж).

С новым, 2020 годом!

Подробности Опубликовано 27.12.2019

Дорогие читатели! Коллектив библиотеки поздравляет вас с Новым годом и Рождеством! От всей души желаем счастья, любви, здоровья, успехов и радости вам и вашим семьям!
Пусть грядущий год подарит вам благополучие, взаимопонимание, гармонию и хорошее настроение.
Удачи, процветания и исполнения самых заветных желаний в новом году!