«Все люди одинаковы по природе — все хотят быть счастливыми. Вы хотели бы быть счастливым? Странный вопрос, а кто же не хочет? Материалы на тему

Лайфстайл 5392 2 10.08.2016, 15:25

Директор тюменского издательства «Русская Неделя», философ и литератор Мирослав Бакулин из тех людей, для которых, кажется, вообще нет никаких границ восприятия. В перестроечные годы он был одним из участников тюменского рок-клуба, в 90-х вместе с Владимиром Богомяковым вел шоу «Вечный Зов» на радио «Диполь-Патруль». Сегодня он издает религиозную и художественную литературу и проводит богословские лекции, на которых толкует Евангелие, скрупулезно расшифровывая культурные, языковые и исторические коды, которые скрыты в древних текстах. В этом году Бакулин выпустил свой новый роман «Петр Иванович». Георгий Елаев поговорил с писателем о том, почему панки становятся священниками, зачем старики брюзжат и как правильно бездельничать.

О чем рассказал Мирослав Бакулин:

Чего хотят все люди.
Волне мирового идиотизма и деградации молодежи.
Что читать, чтобы понять историю человеческой мысли.
О временах тюменского панка и почему нужно постоянно развиваться.

Мирослав Юрьевич, мы недавно с вами виделись на защите проектов у студентов кафедры издательского дела. Я хорошо запомнил, как жестко вы их критиковали. Зачем вы с ними так строго?

Они потом приходят ко мне на практику, как тут без строгости? В течение месяца студенты от рукописи доводят книжку до печати, проходят все циклы редакторской работы, работают на листоподборе, увозят книжки в типографию и при них их склеивают, чтобы они видели, как это делается. За двадцать четыре дня практики они должны стать профессионалами.

Но они же дети, тепличные немножко.

Что значит «дети»? Какие дети? Слушайте, Аркадий Гайдар уже в пятнадцать лет расстреливал людей и считался вполне взрослым человеком. Приходят взрослые, простите меня, тетеньки, которые могут рожать детей, дяденьки, которые могут иметь семью. Какие же они дети? Когда детство заканчивается?

Мне кажется, сейчас хорошо, если детство заканчивается лет в двадцать пять.

Ну тогда у нас надо большую часть страны отнести к детям, к которым вообще нет никакого спросу. Бухай, веселись, зависай, отдыхай, ничего не делай. Наверное, это хорошо, но хорошо ли для страны - не знаю.

Собственно, к чему я все это - у студентов ведь еще особое отношение к работе, трепетное. А вы с них мозолистые руки требуете.

Я женился не третьем курсе, к окончанию университета у меня уже был сын. Я работал сторожем, учился на дневном и при этом занимался массой вещей: рисовал, писал, зарабатывал на жизнь. С тех пор и привык жить самостоятельно. Мне всегда претила глупость и нежелание чем-либо заниматься, когда у человека вообще никаких интересов нету. А сейчас этот синдром повсеместно. Волна мирового идиотизма, которая на нас нахлынула: никаких интересов, авторитетов и знаний. Самая главная проблема в вузах заключается в том, что современный педагог не может объяснить свой предмет студентам; его просто не понимают. Ни хрена не понимают, ни одного слова.

«Люди не хотят друг на друга тратиться. Это же способность - тратиться и получать подарки. Раньше у русских людей было главное развлечение - выйти и поколотить кого-нибудь. Милое дело!».

Мои коллеги с кафедр политологии, философии, культурологи приходят ко мне и говорят: «Они нас не понимают!» Студенты приходят из школы настолько расслабленными, что свое время в вузе тратят попусту. Они не знают языков, не владеют техникой. Даже с компьютером не умеют общаться. А куда их потом девать-то? Их же нужно трудоустраивать. При этом они, как пел Моррисси, «but people keep the brain between the legs», беременеют, рожают, делают аборты. Почему нельзя относиться к этому ответственно?

В Израиле с удивлением узнал, что у хасидов деньги зарабатывают женщины - в основном в интернете, имея по 8-9 детей. Как к этому относиться? Вот вы, например, воспитываетесь в семье: чего хотят от вас родители? Чтобы вы вышли из семьи приличным человеком. Так же и вузовские преподаватели хотят, чтобы из студентов что-то выросло. Настоящий преподаватель читает одному студенту, самому умному и талантливому в аудитории. А если вы говорите, что в двадцать пять лет еще детство - я этого не понимаю, я очень старый.

А когда вы поняли, что повзрослели?

Думаю, что в тот момент, когда взял на руки своего первого сына. Сейчас ему двадцать девять лет исполнится. Вот тогда я стал абсолютно взрослым человеком, хотя и до этого был парень ответственный. Не знаю, надо ли жениться рано и заводить детей. Может, это не модно?

Так все-таки проблема в детях или в родителях?

Проблема в родителях! Сейчас же товарообменные отношения - вот тебе гаджет, только отстань. Я за тебя заплатил - сам учись. А поговорить, жить с человеком, тратиться на него не хочется. То же самое делают многие преподаватели: они не хотят тратиться на своих студентов. А они скажут высокие слова - перед Родиной ответственны за подрастающее поколение! И они должны каждый день совершенствоваться, чтобы быть не скучными, читая из года в год одно и то же.

Вот представьте себе - хуже преподавательской профессии нет вообще ничего. Ладно, если ты отсидел в вузе от звонка до звонка, а когда ты двадцать лет подряд ходишь и рассказываешь студентам одно и то же: это каким дятлом надо быть, чтобы выбрать такую профессию?! Я зашел как-то в аудиторию к коллеге по философии и вижу, как он спит на первой парте, а рядом стоит студент с уродливым учебником советских времен и читает вслух. Это теперь называется «лекция». Чушь несносная!


Проблема в том, что люди перестали общаться. А они ведь и так существа нежные, привыкли на все обижаться и жаждут ничего не понимать. Поэтому дело не только в том, что нас какая-то темпоральная волна идиотизма захлестнула, а в том, что нет целей. Я наблюдаю, как деградирует молодежь - это, конечно, ворчание старика, но все-таки - вижу, что она деградирует, даже будучи светлой и чистой. Просто потому, что нет приоритетов. Молодой человек, студент, живет с девушкой. Они оба пользуются противозачаточными средствами - он презервативами, а она - оральными контрацептивами. То есть они дважды страхуются, не доверяя друг другу, но при этом живут, как муж с женой. Она ему говорит: «Ты на мне не женишься, пока я не закончу университет». Он, будучи человеком верующим, из-за того что они живут в блуде, не может причащаться в церкви. Сам себя отлучил, живя с этой девушкой, а она ему говорит: «Я не крещусь, пока ты меня замуж не возьмешь, и в церковь с тобой ходить не буду». О каком крещении может идти речь, она в Бога-то не верует! Зачем жить с такой?

Это то состояние, о котором говорил Господь: «Можете хулить меня сколько хотите, но один грех вам не простится ни здесь, ни там - хула Духа Святого», это когда человек не способен понять, «а че он делает не так?».

А как это понять?

Иоанн Златоуст говорил: «Чему уподоблю грешника? Уподоблю грешника голодной собаке, которая лижет пилу, разрывая себе язык, дуреет от запаха крови и продолжает лизать пилу». Это четвертый век, 1600 лет назад. Когда человек сидит задницей на колу, простите, и даже не понимает, что происходит. И нет рядом искреннего человека, который бы сказал: «Что ты делаешь?».

«Господь дает нам людей, встречи, фантастические книги, удивительных женщин - все вообще удивительное, и как мы этим воспользуемся - зависит от нашей свободы. Проблема в том, что люди не умеют ей пользоваться».

Все люди одинаковы по природе - все хотят быть счастливыми. Почему ты несчастлив? Как-то встретил своего коллегу-преподавателя и сказал ему: «Здравствуйте, надеюсь, у вас все хорошо?». Он стрельнул в меня своими двумя лазерами и ответил: «Все хорошо только у идиотов». «Ну, наверное, я идиот, - говорю ему. - А вот вы, профессор, преподаете философию, столько книжек прочитали и написали, почему вы несчастливы?». Какой смысл быть профессором и не быть счастливым?

Вот по поводу той истории о студентах - не скажу за большинство, но я иногда ощущаю себя зажатым в тиски, когда тебе все вокруг твердят, что ты должен быть успешным, чего-то достигать…

Кому должен?

В том-то и дело, кому? Себе, возможно, но точно не стране ведь - сейчас не модно ради страны трудиться. Должен худеть, зарабатывать больше денег, накапливать вещи - какая-то бесконечная фрустрация.

Ну это же бессмысленно. И эта бессмысленность была показана полторы тысячи лет назад. У Блаженного Августина была теория предопределения, ее потом Уильям Блейк сформулировал в стихах:

Кто рождается на свет
Лишь для горести и бед,
Кто рождается на вечность
Лишь для радости беспечной.

Кто для радости беспечной,
Кто для смерти бесконечной.

То есть будто бы Господь предопределил жизнь для всех. Суждено тебе родиться вором - воруй. Суждено родиться начальником - начальствуй, никого не боясь. Сейчас на Западе эта теория очень сильно довлеет: нужно в кампусе жить с девчонкой определенного круга. Стал аспирантом - должен уехать из кампуса, снимать квартиру и сменить девчонку. У тебя должна быть определенная марка автомобиля, одежды и так далее. Стал преподавателем - снова меняешь социальную игру. Это и есть карьера, и по тебе видно - если ты успешен, то тебя и Бог любит. А если «yes, I’m a loser, so why don’t you kill me», как поет Бек в известной песне… Лузер - последний человек.

У нас сейчас примерно так же, только Бога в этой картине нет.

Когда меня в детстве спросили, кем я хочу стать, я сказал, что хочу стать старичком. И всегда мне нравились сумасшедшие, всегда импонировали люди, которые выходили из системы и плевали на точки зрения других людей. Да и сейчас, если бы попался молодому человеку на дороге кто-то постарше, кто бы потратил какое-то время на его душу - это было бы хорошо. Мне везло в юности встречать таких людей на пути, сильно везло - да и всю жизнь. Потому что все эти теории - это чушь! Господь дает нам людей, встречи, фантастические книги, удивительных женщин - все вообще удивительное, и как мы этим воспользуемся - зависит от нашей свободы. Проблема в том, что люди не умеют ей пользоваться! Но ничего страшного - жизнь все-таки длится дальше двадцати пяти лет, поэтому у всех есть шанс открыться. Это же интересно!


Глупейший вопрос сейчас задам, но как «открыться» и избежать этой ямы непонимания?

Много читать, много думать, не тратить время на перематывание сериалов, а взяться за самообразование. Начать с IV века до Рождества Христова - Платон, Антисфен, Анаксагор, Сократ. Потом перейти к неоплатоникам, потом перейти к основам христианской культуры, потому перейти к Средневековью. Хотя бы дать себе представление о том, что творилось на Земле в течение двух с лишним тысяч лет. Мозги сначала скрипят, но потом начинают работать, входишь во вкус, новые слова, языки осваиваешь.

А почему именно с этого надо начинать?

Потому что это история человеческой мысли, и если вы не читали сократических сочинений Ксенофонта Афинского, то тогда вообще все сложно. Люди тогда тоже думали головой. Все уже было, просто более сжато, но глубоко.

Сейчас люди защищают диссертации по философии тапочек, философии гвоздей, про запятые в романе Шолохова. Потому что все эти гаджеты и прочее не делают человека умнее, они делают его ленивее: открыл Википедию и прочитал, ее же люди писали. А люди могли ошибиться, возьми оригинальный текст почитай - нет, надо сжатенько, кратенько. «Анна Каренина» в двадцати страницах с комиксами. Все крошечное, маленькое, лишь бы не заморачиваться.

Сейчас мысли молодых свободнее, чище от всяких заморочек. На перекрестке стояли два фраера, один другому говорит: «Пошли шампусика с тобой наберем и девок разведем на кайф». Второй постоял, помолчал и выдал: «А смысл? Давай водкой загасимся».

Хорошие какие!

Ну вот так они задумчиво постояли и пошли гаситься, потому что девки - это же надо шампанское, песни, разводить их как-то… Две стороны одной монеты.

Так, может, это естественно?

Я вообще был в восхищении от этих людей, от того, на каком уровне они себя ментально содержат. Тогда можно вообще на жизни не заморачиваться - на стихи, на любовь, на отношения с детьми. Я знаю одного человека, который никогда не водил сына на рыбалку, по грибы и даже за руку с ним ни разу по городу не прошелся. Достойный человек, профессор. А сын живет просто: он после университета затаривается алкоголем под завязку и вот так, как митек (митьки - группа русских художников, которые вели довольно пьяный образ жизни. - Прим. ред.), каждый день приходит домой. Ему никто не мешает, потому что отец с ним даже не здоровается. Так можно вообще мимо жизни пройти. Люди не хотят друг на друга тратиться. Это же способность - тратиться и получать подарки. Раньше у русских людей было главное развлечение - выйти и поколотить кого-нибудь. Милое дело!

Это тоже дарение?

Конечно! Особенно когда стенка на стенку, все стоят таким образом, что друг друга защищают и на полную катушку по мордасам бьют. Это ж было веселье! Я не хочу сказать, что сейчас все прям печально, всегда пару умных глаз можно найти в аудитории, но это становится редкостью. В 90-е годы у меня в Строительной академии была проклятая аудитория, в которой было много наркоманов. Девки нюхали кокаин из пудрениц, а парни ширялись героином. Из них мало кто остался жив. Но они приходили на лекции! Я им говорил: «Зачем?! В субботу, в восемь часов утра, зачем вы приперлись убитые в… нафиг?». А потом их находили в 312 аудитории, они там лежали с передозом.

Раз уж вспоминать начали, вы же застали всю эту движуху тюменского панка. Вот скажите, сейчас же такое в принципе невозможно?

Почему? Вполне возможно. Тогда времена были посуровее, нас, танцующих твист и рок-н-ролл, снимали с подоконников. Менты приходили, винтили, вызывали в КГБ, в комсомол, но никто не боялся. Было жить интересно. Я думаю, что и сейчас все это есть - можно найти любые барабаны, любые клавиши и струны. Это раньше из канализационных труб делали бонги, чтобы играть на улице, но это от бедноты. Раньше не было «лучше», раньше было гораздо больше тупых и ограниченных людей, мало читающих. Мы их называли гопникам, и для них главным удовольствием было бить морды. Но тем не менее - появлялась книжка, скажем, про дзен-буддизм, и все из нашего круга быстро ее проглатывали. И никто не считал зазорным тратить ночь на чтение. Сейчас есть еще такие маньяки, которые заходят в «Фаланстер» и у них начинают нервно дрожать руки, но я таких встречал мало.

А как вся эта история с панком повлияла на людей?

До этого у них не было никаких шансов перемениться. И само общение дало им возможность стать другими, поэтому все держались друг за друга. Человек воспринимал окружающих как возможность самому вырасти. Нравилось инакомыслие, нравилось, что у человека другая точка зрения. Сейчас один человек слушает другого и думает, что бы быстрее ответить? Он не слушает, он думает, что бы сказать. И у него не остается времени! Раньше люди собирались просто помолчать. Собрались, посидели и разошлись - хорошо помолчали.

«Ладно, если ты отсидел в вузе от звонка до звонка, а когда ты двадцать лет подряд ходишь и рассказываешь студентам одно и то же: это каким дятлом надо быть, чтобы выбрать такую профессию?!»

Я знаю, что многие мальчишки и девчонки из моего поколения выучили английский, французский и другие языки только из любви к рок-музыке. Pink Floyd слушали, надо же было переводить, чего они там завывают. Садились со словарями и переводили. Многие потом уехали, к слову.

А как вы с Мирославом Немировым познакомились?

На филфаке, он учился на пятом курсе, я - на первом. Мы встретились: «Как тебя зовут?» - «Мирослав» - «Да ну, ты гонишь!» - «А как тебя зовут?» - «Мирослав» - «Да ты гонишь!». В городе было всего два Мирослава и оба оказались студентами одного факультета. «Пойдем забухаем!» - а я принципиально не пил, и говорю: «Я не бухаю». А он босиком, штаны шнуром от магнитофона подвязаны… Веселый был парень. Вот такие личности притягивались друг другу от серой комсомольской жизни.

А вас что привлекло?

А меня не надо было привлекать, со мной в школе за партой сидел Игорь Жевтун, который потом в «Гражданской обороне» играл. Дружили мы и с Вовой Богомяковым, и покойным Юрой Шаповаловым. Это был круг людей, где не надо было выяснять, кто ты такой, можно было просто задать вопрос жизненной ориентации: «Ты кого слушаешь?». Битломаны, киноманы были, люди, которые слушали Rolling Stones. Мы дружили с девчонками из училища искусств, которые потом уехали учиться в Питер. Мы к ним приезжали в гости, ходили на концерты. В общем, мы держались друг за друга, вместе лабали, ездили друг к другу, сейшены устраивали.

И люди действительно менялись?

Кардинально, потому что они позволяли людям с иной душевной конструкцией встраиваться в свою душевную конструкцию. Я вот стал общаться с художниками и понял, что я необразованный человек: не знаю биографию Врубеля, не отличаю Дега от Мане. И я заставил себя пойти в областную библиотеку и полгода сидел там, читал книги по истории искусств.

Это сколько лет вам было?

Девятнадцать-двадцать, наверное. Сидел, от руки все переписывал, пока не разобрался. Потом стал изучать средневековое искусство, кандидатская у меня была о средневековой иконописи. Потом переключился на философию. А как еще, если тебе сказали: «Папаша, ты за Врубеля не знаешь? Ты лох, что ли? Или гопник?».


Ну не сказать, чтобы сейчас было по-другому - люди точно также встречаются, чего-то устраивают вместе.

Сейчас вообще никаких проблем, но нету полета, что ли. Я старых рокеров спрашиваю: «Вы кого сейчас слушаете?». А они как слушали Porcupine Tree, так и слушают.

Наверное, музыкантам сейчас сложнее проявить изобретательность.

Так где музыка-то? Как будто она кончилась в 80-х, куда она делась-то?

Никуда и не делась, хорошей музыки сейчас хоть отбавляй.

Мне моя молодежь поставляет гигабайтами эту музыку, я ее слушаю, но что-то вообще никак. Старички типа Ника Кейва и Моррисси могут дать такого чада, что мама не горюй, и тексты сочиняют так, как будто им все еще восемнадцать. Чтобы слушать достойную музыку, нужно иметь хорошее образование, знать кто такой Гендель, чем отличается квинтет от квартета. А этого нет!

А вам не кажется, что нынешние 20-летние в вашем возрасте будут примерно то же самое говорить, только про современную музыку?

Конечно, будут! Это закон природы, брюзжание - жанр, который связан с разочарованием. Потому что любой человек надеется, что за ним придут гораздо более умные люди, что будет еще более прекрасная музыка. С годами эта надежда вянет, приходит реализм. Так что и через двадцать лет будут брюзжать, но это будет качественно другое брюзжание. Мы-то лучше брюзжим сейчас.

Давайте теперь о ваших книгах поговорим. Когда я читал «Зубы Грешников», мне показалось, что она вообще универсальная, я даже маме ее подарил.

Ну она слащавая и паточная, она писалась долго.

А вот когда читал роман «Петр Иванович», то ощутил в нем что-то мамлеевское.

Мамлеев?! Свят-свят-свят! Это был литературный эксперимент, на котором я закончил свои экзерсисы и больше этим заниматься не буду. У меня была сложная ситуация в жизни: болела дочка, она умирала и умерла в конце концов. Я три года практически жил в раковом корпусе и занимался тем, что восполнял свои пробелы в знаниях о европейском XIII веке. Это было фантастическое время, когда религиозное мировоззрение было подавляющим, а башмачники на рынке дрались в ходе религиозных дебатов. Спать мне по ночам не хотелось, я мог позволить себе больше читать, чем думать. Поэтому «Петр Иванович» не должен ни у кого вызывать чувства гармонии. В «Зубах Грешников» есть чувства молодого человека, который обрел некие «драгоценные жемчужины», о которых говорил Господь. А здесь человек стоит на пороге зрелости и размышляет о других вещах. Фиг его знает, может, этот эксперимент не удался.

У человека много оттенков, если он с уважением умеет относиться к чужой мысли, даже с подобострастием, ведь именно подобострастие рождало гениев. Способность смотреть другому человеку в рот - это основа гениальности. А не какие-то сверхданные, которые ты можешь использовать. Босх смотрел с восторгом на Эразма Роттердамского, Брейгель с восторгом смотрел на Босха, Сальвадор Дали с бесконечным обожанием смотрел и на Босха и на Брейгеля.

Но откуда это берется?

От способности любоваться, наслаждаться другим человеком. Тем, что рядом с тобой живет такой кайфовый человек.

Если попробовать представить, что существует такая пирамида любования, где у нее вершина?

Да, есть краеугольный камень, источник - Господь Иисус Христос с его замечательным чувством юмора и прекрасными шутками в Евангелии, где - удивительно - Бог воплотился и стал человеком. Для этого надо было иметь большое чувство юмора; причем Он знал, чем все это закончится.

«Мне всегда претила глупость и нежелание чем-либо заниматься, когда у человека вообще никаких интересов нету. А сейчас этот синдром повсеместно, волна мирового идиотизма, которая на нас нахлынула: никаких интересов, авторитетов и знаний».

Я только на старости лет приступил к Евангелию, сравнивая арамейские и греческие подстрочники, чтобы можно было толковать. До этого тоже надо дорасти, и человек растет - от падения к падению. Чем больнее ты долбанулся мордой, тем лучше.

Ну слушайте, о чем мы говорили в начале и к чему сейчас пришли? Так все-таки…

Есть ли шанс у современных молодых людей найти что-то? Если они будут пытаться искать, то найдут. Вот у Мирослава Маратовича Немирова спросили: «Почему в молодости все были панками с зелеными ирокезами, а сейчас все в церкви?» И он ответил: «Мы же искали силу. Мы хотели найти такую мощь, и мы его нашли - Бога». Кто круче Него? Представьте себе арку - нагрузка в ней на все кирпичи распределяется равномерно за счет того, что в середине есть треугольный камень. Вот что это такое!

Подвижников древности от современных христиан отличала решимость. Нужно решиться и заставить себя пойти в библиотеку, прочитать, пусть в Википедии, но четыре биографии Моцарта, чтобы понять, как за такую короткую жизнь можно было успеть столько всего написать. При том что у него были уродливые уши, которых он стеснялся. Бетховен не слышал - он в зубы себе брал один краешек шнура, а второй - в фортепиано и по вибрации черепа пытался слушать музыку, которую играет. Была бы решимость, а для нее нужна визуальная цель, а для нее нужно человека подтолкнуть.

Поэтому не может быть никакого детского сада в высшей школе. Какой источник информации у тебя будет, какие знания ты будешь получать, сможешь ли ты применить их на самом деле - вот ты учил в школе химию, мыло сможешь сварить? Нет. Физику проходил? Давай почини электричество. Знания и опыт сегодня отделены.

А что вас подтолкнуло к тому, чтобы создать «Русскую Неделю»?

У меня был выбор: пойти в банк либо в монастырь. Для меня выбор был очевидный, поэтому почти десять лет проработал в одиночку в «Сибирской Православной газете». Сам покупал бумагу, сам верстал, сам писал, сам фотографировал. А потом решил бросить высшую школу, потому что мне никогда не нравилось преподавание, но для меня это было послушанием. Много путешествовал, познакомился со всеми, с кем хотел: с музыкантами, художниками, писателями. Посмотрел, насколько они свободны, и понял, насколько несвободен я. Они делали то, что им нравится, и делали это кайфово. Надо было просто сказать себе: «Кто придумал, что эта система вокруг должна нас поглотить?». Мы никому ничего не должны. Гораздо вольготнее работать на себя, на других людей и на идею, если таковая имеется.

А вообще «Русская Неделя» - это от слова «не делать», то есть русское безделье. В воскресенье вообще раньше нельзя было работать. Как сказал Веничка Ерофеев: «Это тяжелая и суетная работа русского бездельника». Он же предоставлен себе, сам читает книги, сам занимается творчеством, сам куда-то идет и сам себе строжайший судья и противник.


А бывали у вас такие моменты, что приходишь домой и ничего не хочется, потому что все тлен и неизбежно обратится в пыль?

Бывало по молодости, и даже более радикально: зашел на кухню, и не то, чтобы жить - дышать не хотелось. Я был еще студентом тогда, встал за холодильник, спрятался от маленькой иконки Христа, первой, которую я купил. И вот Он улыбается мне, благословляет. Я Ему говорю: «Не хочу я Тебе сегодня молиться, не буду с Тобой разговаривать. Все, на что я надеялся, все планы в жизни - все рухнуло, все суета и тлен». А Он смотрит на меня и улыбается. И вдруг у меня, как сатори у японцев, когда человек вдруг прозревает умом все враз. И я понял, что моя жизнь придумана не мной, не моими родителями, не моими друзьями, а Им. И Он задумал ее, как очень крутое приключение - только что надо перенести ее, а не ныть на каждом углу о том, что все плохо. Каждое наше слово и дело, как камешек, брошенный в воду, где расходятся бесконечные круги, которые неизвестно где и как отзовутся.

Текст : Георгий Елаев
Фото: Сергей Драчёв

Материалы на тему

10.08.2016, 11:12

Эта книжка написана для тех, кто хочет вырасти счастливым и помочь всем стать счастливыми.

Значит, она и для тебя. Уверен я: и ты, дружок, мечтаешь, чтоб у тебя и у других людей жизнь была совсем хорошая. Правда ведь? Кто этого не хочет?

Много я слышал разных споров о счастье. Одни говорили: «Сила, здоровье – в них все счастье». Другие не соглашались: «Богато жить, все иметь – вот что такое счастье!» Третьи спорили: «Счастье – это слава: чтоб все тебя знали!» «Дело свое в жизни хорошо знать – значит счастливым быть», – утверждали многие. А иные добавляли: «Главное для счастья – это чистая совесть, чтобы людям в глаза не стыдно было смотреть».

И еще немало всяких рассуждений о счастье приходилось мне слышать.

Не слышал я только, чтобы кто-нибудь говорил: «Не желаю я счастья. Не хочу хорошей жизни! Хочу быть несчастным».

Не встречались мне такие чудаки.

Все люди хотят быть счастливыми.

Но как понимать счастье? В чем оно?

Вот лежит передо мной письмо, которое пришло из Белоруссии. Написал его один школьник. Его зовут Виталий Колядич.

«Прошу Вашего совета, что надо делать, чтобы стать очень счастливым, и как разобраться, кто счастливый, а кто нет». Да, нелегко ответить сразу на такое письмо! Вот, говорили некоторые, счастье – это богатство, деньги. Конечно, богатым всегда жилось лучше, чем бедным. Но ведь настоящего счастья, например верной дружбы, за деньги не купишь. Если, скажем, человек знает, что добыл деньги нечестно, обделил кого-то, отнял у других, а людям вокруг живется плохо и они его клянут, то как ни богат человек, а ему немножко не по себе. Совесть точит. А от совести никакими деньгами не откупишься.

Конечно, очень важно быть здоровым, сильным, справляться с любым делом. Но вот как быть, если не может найти человек себе дела, не дают ему работы для его сильных, умелых рук? А ведь так происходит с миллионами людей в Америке, во всех капиталистических странах. Значит, не в одной силе счастье!

Ошибаются и те, которые считают, что все счастье в славе; будто счастлив тот, кого все знают. Слава славе рознь. Добрая слава действительно радует человека. А от худой славы он не знает, как отделаться… Слава о плохих делах человека тащится за ним везде по пятам, позорит его, попрекает. Какая уж тут радость?! Нет, значит, не всякая слава – счастье. Человеку надо жить, работать и относиться к людям так, чтобы честно заслужить настоящую славу.

Находятся еще и такие, что верят в счастье случайное, слепое, которое достается без разбору тем, кому просто, как они говорят, везет в жизни. Но ведь это же неверное, короткое и непрочное счастье. Сегодня случайно удалось что-то человеку, но, если он вслепую набрел на удачу, завтра счастье может изменить ему…

Да, не на всякое счастье мы с тобой согласны. Не годится нам счастье нечестное, жадное, слепое, бессовестное, одинокое. Ну, например, разве можно быть по-настоящему счастливым, если вокруг тебя все другие несчастны? Если ты из-за лени, страха или жадности не сделал в жизни того, что должен был сделать?..

Мы за счастье с честью!

По-нашему, счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для всех. Кто любит людей и кого они уважают и любят. Кто чувствует, что у него хватает сил, знаний и умения, чтобы вместе со всеми людьми делать жизнь лучше. Радуется жизни тот, кто знает и любит свое дело, смело думает о завтрашнем дне, не боится трудностей, чувствует себя нужным человеком среди других людей и отдает им все свои силы. Ведь счастье – это не только иметь, брать, получать. Разве ты, например, не радуешься, когда можешь что-нибудь подарить отцу с матерью, товарищу или подруге, как-то помочь им? Значит, счастье и в том, чтобы отдавать, помогать другим, делиться с ними радостью. Тот только и счастлив по-настоящему, кто может сказать людям: «Мое счастье – частичка нашего большого общего счастья».

Но была ли когда-нибудь на земле совсем счастливая жизнь?

И может ли она вообще быть?

Давай потолкуем обо всем этом!

В этой книжке говорится о том, как люди тысячи лет искали дорогу к счастью. Как поняли они, наконец, что мешает им быть счастливыми. Как взялись они смело делать жизнь совсем хорошей. И какова она будет, эта совсем хорошая жизнь.

Чтобы заглянуть в будущее и увидеть эту уже близкую совсем хорошую жизнь, надо знать, что было с людьми в старые времена, что происходит в наши дни. Вот давай и разберемся во всем по порядку.

Что такое счастье? Каждый человек задавал себе этот вопрос. В чём моё счастье и как его найти? Все хотят быть счастливыми, но лишь у немногих это получается. Каждый человек создаёт счастье своими руками. Необходимо научиться быть счастливым, уметь создавать счастливую жизнь.

Каждый человек хочет быть счастливым, но люди по-разному понимают смысл счастья, по-разному оценивают ведущие к нему пути, его содержание.

«Человек создан для счастья», - утверждали выдающиеся мыслители всех времён и народов. Но одни видели счастье в возвращении к старым временам, тосковали о «золотом веке», другие – грезили о невиданной стране Утопии. Третьи стремились покорить мир, четвёртые хотели освободить человечество от всякого угнетения. Кому-то для счастья достаточно было куска хлеба, а кому-то – мало и царства. А в чём же видит счастье современный человек?

Понятие о счастье, мне кажется, с годами не изменилось. У каждого человека по-прежнему счастье свое. Никто до сих пор не может точно дать ответ на вопрос: что такое счастье. Для одного человека счастьем будет жить и работать. Когда утром хочется с радостью идти на работу, а вечером возвращаться домой к любимому человеку, детям.

Считает ли человек себя счастливым? На этот вопрос ответ может дать человек лишь сам себе. Я смело могу сказать, что я счастлива, но моё счастье не в деньгах. Деньги – это лишь способ достижения цели, а цель у меня, например, не денежная.

Надо уметь быть счастливым без денег, уметь видеть счастье. Надо уметь видеть лучи солнца, капли дождя, первый снег, узоры мороза на стекле – рисунки природы.

Я приведу пример человека, который умеет быть счастлив духовно. Шёл снег. Снежинки танцевали в каком-то древнем танце. Они танцевали и целовали меня в лицо, руки. Казалось, они рождались из неоткуда и таяли у меня на губах. Я облизнула свои губы: они были холодными и влажными. Оказывается, снег не такой уж и сладкий, как кажется на первый взгляд, я бы сказала, что он вовсе безвкусный…

Я огляделась. Всё вокруг было укутано снежным одеялом. Молоком снег был разлит по округе. Казалось, ступишь на это белое покрывало и провалишься куда-то вниз. На только что выпавшем снегу оставили свои следы снегири. Их красные грудки горят огоньками среди белизны. Природа чиста и невинна как дитя. Каждый год зима приходит к нам, чтобы сделать этот мир чище и светлее. Всё покрывается белой краской. Ты стоишь на улице. Смотришь по сторонам. Всё белым-бело. И в этот миг у тебя появляются сомнения: а на земле ли я? Тебе кажется, что ты на миг очутился в каком-то другом мире, на другой планете. Именно такое чувство испытываю я, только выйдя на улицу. От белизны уже рябит в глазах. Я заглядываю внутрь себя. И чувствую, что я счастлива. Всё-таки, как мало нужно человеку для счастья, всего лишь мгновенье зимы!

Суметь это всё увидеть и понять – это и есть своеобразное счастье. Все его ищут, а оно рядом, нужно только оглянуться вокруг. Оглянуться и научиться быть счастливым, создать счастье своими руками. Человек, который счастлив духовно, мне кажется, будет счастлив во всём. Ведь счастливый человек встречает меньше проблем на своём жизненном пути, а всем встречающимся проблемам находит решение.

В своей жизни мы можем найти себе оправдание, а можем – здоровье, любовь, понимание, приключение, богатство и счастье. Мы создаем свою жизнь силой своего выбора. Мы чувствуем себя совершенно беспомощными, когда уклоняемся от возможности сделать выбор, когда не хотим строить свою жизнь сами.
Ричард Бах

Мы участвуем в дорожном движении, не зная его правил, то есть живем в мире, не зная, как он устроен. А это – путь к аварии. Мы живем, то есть чувствуем, мыслим, говорим, действуем – значит, вмешиваемся в течение пространственных энергий. Ведь все знают, что мысль человеческая – это сила. А какая? Добрая или злая? Бури чувств и эмоций тоже известны каждому. А нужны ли они миру? И мало кто из нас задумывается: а что именно наши мысли и чувства несут миру?

А мы задумались. И путем анализа своей жизни, поступков и сопоставления внешней жизни с внутренней поняли, насколько важнее жизнь внутренняя. Ведь она и является причиной и наших успехов, и наших неудач. Мир внешний только реагирует на те импульсы, которые наш внутренний мир в него посылает. И если мы научимся предвидеть реакцию мира, пространства, жизни на наши поступки (а мысль и чувство – это тоже поступок), мир примет нас в свои объятия. Проблемы превратятся в интересные уроки, и мы будем их решать для того, чтобы еще чему-то научиться в этом мире.