Выделяют следующие виды игровых обучающих ситуаций. Игровые технологии в доу

Классификация игровых ситуаций и характеристика основных видов Игровые ситуации - один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности. Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые игры и дискуссионные занятия. В педагогической литературе мы видим несколько разных квалификаций игровых ситуаций. Обычно основанием классификации являются целевое предназначение игровой ситуации. Игровые ситуации подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игровые ситуации, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные. Игровые ситуации с правилами - это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры-забавы. Одни игровые ситуации создаются самими детьми под руководством учителя – это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила – это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры. Для развития полноценного игрового общения используется такая форма речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации. Существуют четыре вида обучающих ситуаций: Ситуации-иллюстрации; Ситуации-упражнения; Ситуации партнерского взаимодействия (ситуации-проблемы) Ситуации-оценки. Ситуации-иллюстрации, чаще всего используют в обучении младших школьников. Педагог разыгрывает простые сценки из жизни детей. Рекомендуется использовать иллюстрации, кукольный театр, игрушки. Параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые ситуации-упражнения. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах), где дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей. Где ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. С детьми постарше можно использовать ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Например: дети в ходе игр-драматизации берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера (добрый – злой, честный – лживый). Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей. Обучение игровому общению осуществляется в форме сценариев активизирующего общения. Сценарий общения может включать разговор педагога с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). В таких видах деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. В сценариях активизирующего общения ставятся и решаются следующие задачи: коммуникативное развитие детей; пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми – детской языковой и коммуникативной самодеятельности. Для развития полноценного игрового общения педагоги активно используют такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации. В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего школьного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения. Наряду с ситуациями-иллюстрациями мы успешно используем в образовательном процессе ситуации-упражнения. Теперь у нас ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Использовать такой вид игровых обучающих ситуаций можно на любых уроках начальной школы. Участие младших школьников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций. Одним из эффективных способов решения проблемы является использование в обучении детей младшего школьного возраста игровых коммуникативных ситуаций. Коммуникативная игровая ситуация актуализирует ведущие мотивы ребенка, значительно повышает уровень речевой активности, улучшает качества речевых высказываний школьников и повышает эффективность обучения. В начальной школе можно использовать в работе с детьми ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Как уже показала образовательная практика, все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация. а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в нее педагогом. Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения игровой ситуации; это разговор педагога с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Разрабатывая сценарии активизирующего общения, мы решаем важные задачи - коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми, то есть детской языковой и коммуникативной самодеятельности. В целях оптимизации образовательного процесса воспитатели конкретизируют эти задачи, выделяя обучающие, развивающие и воспитательные. В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Такой подход позволяет нашим педагогам успешно реализовать на практике «золотое правило» школьной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы, они об этом даже не догадывались». Это дает нам возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи. Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а при необходимости - уходить от неприятных ситуаций. Игровые обучающие ситуации позволяют нам успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка ребенка, развитие связной речи. Но чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, педагоги при составлении сценариев активизирующего общения стараются подбирать «конкретный языковой материал», специальные игровые задания, проблемные ситуации разной степени сложности. Игровые ситуации, которые решали задачи языкового развития, преобразуются нами так, чтобы одновременно и параллельно решать задачу формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми. Из всего существующего многообразия различных видов игровых ситуаций именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе. Дидактическая игровая ситуация (обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Игровая ситуация – драматизация. Для детей младшего школьного возраста наиболее притягателен процесс перевоплощения в конкретный художественный или реальный образ (это стремление к перевоплощению сохраняется на всех этапах развития личности ребенка). Особое внимание педагогу следует обратить на организацию подготовительного периода работы над создаваемой пьесой, в процессе которого решаются не только художественные, но и воспитательные задачи. Именно здесь происходит первое проникновение в замысел автора, понимание типичности или исключительности ситуации, воспроизведение композиции, сюжетных, смысловых кульминаций и понимание героев. Учитель помогает ребятам овладеть культурой языка произведения, проанализировать основные его компоненты. Установка на игровую ситуацию – драматизацию активирует мышление детей в направлении поиска ответов на возникающие вопросы, на решение способа имитации, разыгрывание роли и тому подобное. Вхождение в роль и действие внутри ее согласно сюжету требует от ребенка усиленной игры воображения. Для создания речевой ситуации, позволяющей правдиво раскрыть образ героя, учащемуся необходимо придумать и передать в действиях или слове то, что лишь намечено автором. Творческое воображение в этом случае также должно быть активным, но в строгом соответствии с замыслом автора. Игровая ситуация требует от детей поиска вариативности в применении выразительных средств в соответствии с характерами тех героев, с которыми им приходится общаться. О том, что игра-драматизация как средство формирования навыков выразительного чтения является эффективной, свидетельствует следующее: при работе над другими произведениями с более усложненными сюжетами и характерами персонажей подготовительные этапы занимают значительно меньшее время, так как опыт работы над произведениями у детей накапливается и помогает им проявлять возросшую самостоятельность и элементы творчества в работе над образами, сюжетом, текстами. На последнем этапе игры-драматизации ребята самостоятельно исполняют все роли в произведении. Воспитательная ценность игры-драматизации детей, построенной на максимальном проявлении их самостоятельности, сформулирована в следующих словах Л.С. Выготского: «Так же точно, как пьесу, нужно предоставлять детям делать и всю материальную обстановку спектакля, и точно так же, как навязывание детям чужого текста вызывает ломку в психологической установке детей, так же цель и основной характер спектакля должны быть близки и понятны ребенку. Ребенка будут связывать и смущать подмостки и все внешние формы театра взрослых, прямо перенесенные на детскую сцену; ребенок плохой актер для других, но прекрасный актер для себя, и весь спектакль надо организовать так, чтобы дети чувствовали, что они играют для себя, захвачены интересом этой игры, самим процессом ее, а не конечным результатом. Высшей наградой за спектакль должно быть удовольствие, испытываемое ребенком от подготовки спектакля и от самого процесса игры, а не успех или одобрение, выпадающее на долю ребенка со стороны взрослых». Игровая ситуация – соревнование. Под методом соревнования понимают введения дополнительного стимула, направленного на усиления мотивов и активизацию коллективной деятельности учащихся. В ходе правильно организованного соревнования дети всегда оживлены, увлечены, внутренне подтянуты. Изменение внешнего поведения и отношения к выполнению требуемых действий объясняется тем, что в соревновании ребенок выступает в позиции человека, от которого зависит успех коллектива. Именно в силу своей привлекательности эта позиция может изменить сложившееся у ребенка безразличное или отрицательное отношение к воспитываемым формам поведения. Гораздо эффективнее длительное соревнование, рассчитанное на определенный срок – месяц, четверть. Оно побуждает детей относительно долго следить за своим поведением – соблюдать правила вежливости, быть опрятным, прилежным. Среди игровых ситуаций, которые могут применяться педагогами на практике помимо игр-драматизаций и соревнований, можно выделить: творческие игровые ситуации и их разновидности в виде сюжетно-ролевых и деловых игр, дидактические, среди них развивающие и познавательные игры, различные игровые приемы поощрения и контроля, ритмические игровые ситуации и длительные тематические комплексные игровые ситуации. Творческая игровая ситуация предполагает преобразующую деятельность ученика, когда он строит игровой сюжет действия, в который включает участников-детей. Между участниками вырабатываются правила, обязательные для всех. Ребенок, став автором, режиссером и артистом, добровольно и динамично перевоплощался в своих героев, стремясь через них выразить то, что его больше всего волновало и тревожило. Творческая игровая ситуация может быть использована педагогом для формирования коллективистских отношений между детьми. Под ролевой игровой ситуацией понимается ограниченное по месту и времени соревнование в решении коммуникативных задач участников, исполняющих строго заданные роли в условиях четко определенной ситуации. Достижение успеха участника в ролевой игре зависит от сознательности участия (анализ и рефлексия собственного поведения). Отсюда возникают педагогические ресурсы стимулирования самопознания и самосовершенствования школьников. В арсенале банка игр каждого учителя, воспитателя группы продленного дня есть педагогически управляемые коллективные ролевые игры, воспитательный потенциал которых реализуется только при условии педагогического руководства ими. Самостоятельное развертывание их школьниками крайне затруднительно, поскольку они требуют подготовительного периода, продолжаются довольно долго во времени, многие из них предполагают экспертную функцию, осуществление которой не всегда по силам самим школьникам без педагога-руководителя. Как правило, эти игры нацелены на выполнение определенных педагогических задач. Деловая игровая ситуация – метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных, хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам. Дидактические игровые ситуации обеспечивают смену видов деятельности на уроке. Дидактическая игровая ситуация представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Игровая ситуация является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Существенный признак дидактической игровой ситуации – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. (Много таких игровых ситуаций встречается на страницах учебника «Математика», автор Акпаева А.Б.) такие игры должны занимать достаточно большое место в учебном процессе, расширяя кругозор детей, повышая их интерес к учебе. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игровой ситуации. Дидактическая игровая ситуация имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игровой ситуации всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игровой ситуации взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает процесс. Многие игровые ситуации такого характера можно использовать на разных уроках, меняя лишь содержание. Используя игровые ситуации на уроках, учитель обучает детей, не переутомляя их, приковывает внимание к материалу урока, заставляет напряженно мыслить. Применение дидактических игровых ситуаций повышает прочность и качество усвоения знаний, мотивацию учения, интерес к предмету, если игровая ситуация методически правильно разработана, соответствует содержанию изучаемой темы, целям и задачам урока, используется в сочетании с другими методами и формами, соответствует возрасту и интересам учащихся. Дидактические игровые ситуации воспитывают в учениках доброжелательность, инициативность, высокую работоспособность; стимулирует и активирует познавательные процессы: мышление, память, воображение; создают условия для формирования положительной мотивации учебной деятельности, что способствует повышению качества знаний учащихся. В познавательных игровых ситуациях на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков. Игровая ситуация должна соответствовать знаниям, которыми располагают играющие. Развивающие игровые ситуации требуют особой осторожности. Трудные, непосильные задачи могут ребенка отпугнуть. Здесь необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Но зато, когда ребенку удается осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игровой ситуации. У него появляется вера в свои силы, развивается «умственный аппетит», а это значит, что цель таких игровых ситуаций достигнута.

Решетникова Оксана Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска "Детский сад № 13"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "Игровые обучающие ситуации как одна из игровых форм работы с дошкольниками"
Дата публикации: 21.03.2016
Раздел: дошкольное образование

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
«
Игровые обучающие ситуации

как одна из игровых форм работы

с дошкольниками»

Форма проведения
: беседа с элементами практикума.
Цель
: Раскрыть значение совместных игр детей и воспитателей для развития ребенка; упражняться в решении педагогических ситуаций, ознакомить с современными игровыми технологиями и использования игровых обучающих ситуации в работе с дошкольниками.
Предварительная работа
:  Мониторинг детей по методике «Незаконченное предложение» Цель: провести исследование игровых интересов детей. Детям предлагается завершить следующие предложения: Моя любимая игра - это... В детском саду я люблю играть…... С (Имя отчество воспитателя) мы играем в... С ребятами мы играем...  На мольберте оформлен девиз метод.объединения: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять» (М. Горький), в котором выделены цветом ключевые понятия совместной игровой деятельности: «интерес», «удовольствие», «развитие».  Оформлена выставка книг «Играем с детьми вместе», выставка игр и игрушек.
План проведения
: 1. Открытие методического объединения (игра «Разброс мнений») 2.Анализ результатов социологического исследования «Незаконченное предложение». 3. Беседа «Игра дело серьезное. Ее значение» 4. Решение педагогических ситуаций (Работа в микрогруппах) 5. Игровые обучающие технологии 6. Практическая часть: определить вид ИОС; фрагмент НОД с использование ИОС. 7.Подведение итогов встречи. Рекомендации по теме метод. объединения. Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Что дает игровая деятельность детей? Умеют ли дети сорадоваться, состра дать во время игры? Почему об этом мы предлагаем вам поговорить? Условия сегодняшней школы, дошкольного образования, требуют от нас педагогов внедрение современных образовательных технологий. Разнообразие их велико. Учитывая особенности детской деятельности, а основным видом деятельности детей дошкольного возраста, является игра, особое внимание уделяется применению
игровых технологий.
Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность.
Игра представляет собой проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или «преобразовать» какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе. Средством для воспроизведения социальной действительности является игровое действие, предполагающее определенную степень условности. Учитывая особенности игровой деятельности дошкольников, можно выделить задачи социального и нравственного развития ребенка, а также развития его творчества, воображения, познания. Игра «Разброс мнений» Ведущий раздает карточки с первыми словами предложения, а участники его продолжают: Дети моей группы любят играть….. Мы с детьми играем в игры... Эти игры могут научить ребенка...
Анализ результатов социологического исследования
В е д у щ и й. О результатах анализа «Незаконченное предложение» нам сообщит психолог... (Ф.И.О.)
Беседа «Игра дело серьезное. Ее значение»
Ведущий: Обратите внимание на мольберт, на котом помещен девиз нашей встречи. Вы видите следующие слова: «интерес», «удовольствие», «развитие». Это ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательных возможностей игры. - Как вы думаете, для чего нужна игра ребенку? (Высказывание воспитателей) Игра - путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому детские игры - важное средство самовоспитания. Для детей игра - это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых «понарошку». Ребята преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами. Игра - это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и 2 минут, но, если это игра «Море волнуется...», ребенок, даже самый непоседливый, простоит неподвижно и 5 минут.
Игра - школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению... Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится и, наоборот, - для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы. Ведущий: Надо помнить, что игра - ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание ребенка. Это и средство диагностики психического состояния, и личностного развития ребенка. Это и ме- тод коррекции дефектов, недостатков, отставания в развитии. В игре у детей появляются желания помочь неумелому, проявить сопереживание удачам и неудачам каждого, предостерегают («Смотри, здесь бугор!»), успокаивают («Не бойся, мы с тобой!»). Во многом все зависит от того, как мы педагоги создадим условия, сумеем учитывать внутренние особенности детских позиций, мотивы поведений. Рассмотрим несколько ситуаций. Наша задача проанализировать поведение воспитателя в ситуации, правильность выбора его действий в соответствии с особенностями детских мотивов.
Решение педагогических ситуаций
Цель: проанализировать поведение взрослого и подвести итоги решения ситуации. В каждой из приведенных на слайде (фотография играющих детей) ситуаций показаны основные особенности внутренней позиции дошкольника. 1. Дети старшей группы детского сада играли в игру «Гараж». Саша и Андрей захотели быть начальниками. Назревал конфликт. Воспитатель пришел им на помощь: «В вашем гараже много разных машин, и одному начальнику трудно будет справиться с работой. Должны быть инженеры, механики, слесари, водители». Андрей согласился быть инженером, а Саша - начальником, в игру включились и другие дети. Задание. Определите, каково содержание мотивов поведения дошкольника в ситуации? Как влияет на развитие личности ребенка его общение со сверстниками и взрослыми? 1. Мотив поведения дошкольников в данной ситуации вызван созданием условий воспитателем для нормальных взаимоотношений детей в игре. Дети сумели договориться о своих совместных действиях, подчиняясь общему замыслу игры. . Основной мотив поведен детей в этой ситуации - проявление интереса к миру взрослых. 2Дети подготовительной группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры. Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана. - Товарищ капитан, - обратился Клим к Саше, товарищу в роли капитана, - разрешите мне уйти с корабля? Саша твердым голосом ответил:
-Запрещаю! Клим беспрекословно повиновался и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания. Задание. Определите, какие качества личности формируются у детей в данной игре? (В игре «Моряки» формировались такие качества личности, как коллективизм, умение согласованно действовать и при необходимости подчиняться. Действия педагога были направлены на формирование правильных ролевых отношений, развивающих общение детей.)
Игровые обучающие технологии.
Ведущий: Обратимся к нашему сегодняшнему девизу Игра - дело серьезное. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу...» Эта мысль принадлежит А. Макаренко, замечательному педагогу, который подчеркивал огромное значение детской игры. В развивающих играх заключается один из основных принципов обучения – от простого к сложному, когда ребенок может самостоятельно, по способностям, подняться до «потолка» своих возможностей. Ряд современных методик позволяют использовать в работе различные развивающие игры. На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования использует разные виды мероприятий интегрированного характера в целях воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Игра была и остается основной формой работы с детьми и ведущим видом их деятельности. Если игра, организованная воспитателем для процесса обучения, имеет определенную дидактическую цель, то такую форму игры называют
игровой обучающей

ситуацией
(НОС), основными характеристиками которой являются: ■ короткий и несложный сюжет; ■ оснащение необходимыми игрушками, атрибутикой; ■ специально организованное игровое пространство; ■ наличие дидактической цели и воспитательной задачи; ■ обязательное проведение и руководство игрой взрослым. Можно выделить несколько
типов ИОС.

ИОС с игрушками-аналогами
- изображениями реально существующих предметов и объектов - могут быть использованы во всех возрастных группах. Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3-летнего возраста можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях, например, живых существ на основе типичных признаков, причем сопоставлять изображения можно не только с реальными объектами, но и с их изображениями на репродукциях картин, наглядных пособиях.
ИОС
с
литературными персонажами
используют куклы, изображающие персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Это герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов. Они воспринимаются детьми эмоционально, формируют воображение, становятся объектами подражания.

ИОС в виде воображаемого путешествия
зоопарка, достопримечательных мест города и др. Дети в игровой форме получают новые знания и закрепляют ранее полученные. Роль экскурсовода в игре исполняет воспитатель. Игровые образовательные
ситуации-иллюстрации
используются в работе с младшими дошкольниками. Основу содержания ситуаций-иллюстраций составляют литературные художественные произведения. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий воспитатель демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
Игровые образовательные ситуации-упражнения
целесообразно проводить начиная со средней группы, когда ребенок является не только слушателем, но и активным участником. Включаясь в ситуацию-упражнение, дети тренируются в выполнении определенных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
Игровые

образовательные

ситуации-проблемы

ситуации-
оценки проводятся в старшем дошкольном возрасте. В ситуациях-проблемах взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в таких ситуациях, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их, постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. Ситуации-оценки предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого потребуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его.
Практическая часть

Задание № 1. Определить,
к какому типу относятся игровые обучающие ситуации. 1. Уж ты котенька, коток, Котя - серенький лобок! Поздоровайся с детьми, Сколько деток, погляди! Как у нашего кота Шубка очень хороша! Как у котика усы Удивительной красы! Глазки смелые, Зубки белые!
{Ситуация-иллюстрация.)
2 . «Путешествие семьи» (стихотворение «Как вести себя в поезде» из книги Г. Шалаевой «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» (М: Эксмо, 2006)). Определить, какие правила нужно соблюдать, отправляясь в путешествие на поезде. Дочка. Я смотрю, смотрю на поезд, Оказалось, длинный он. Значит, надо долго-долго Нам еще искать вагон. Мама. Вот поэтому пораньше Пришлось к поезду прийти. На билетах написали, Что вагон наш номер три. Дочка. Долго мы его искали, Сбились с ног уже совсем, Вдруг смотрю - в окошке цифра. Три! Вот, мама, посмотри!

(Ситуация-упражнение. Необходимо приходить на вокзал заранее до отправления

поезда.)
Сын. Едем мы уже давно, Поезд дальше мчится. Я устал смотреть в окно. Спать пора ложиться. Я б наверх, конечно, лег: Там ведь интересно! Отец. Не ложись там, сынок, Там довольно тесно. Детям спать вверху нельзя - Можно и свалиться, Стукнуться об пол иль стол, Больно ушибиться. С ы н. Ничего, я подрасту - Это же несложно. Вот тогда и наверху Спать мне будет можно.
{Ситуация-упражнение. Маленьким детям нельзя спать на верхней полке, потому

что они могут упасть.)
Задание № 3. Дина коллекционирует открытки. Ее друзья (всего друзей двадцать) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. На дне рождения выяснилось, что все открытки одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью? {Подарить другому, сделать поделку, разрезать на пазлы, превратить в закладку для книги и др.)
(Проблемная ситуация.)

Деловая игра. (Поупражняемся в использовании игровых обучающих ситуации в

Занятие в старшей группе Образовательная область:
«Безопасность».
«Электроприборы и электричество» с использованием

игровой обучающей ситуации-оценки

Задачи: (прописаны на слайде)
обобщать и расширять знания о бытовых электроприборах, их назначении и правилах безопасного поведения при пользовании электроприборами в быту; развивать мыслительную активность, любознательность; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; формировать умение осторожного обращения с электроприборами; вызывать радость открытий, полученных посредством опытов; в о с п и т ы в а т ь у м е н и е р а б о т а т ь в к о л л е к т и в е.
На столе разложены необходимые пособия для занятия. (карточки с загадками об

электроприборах,
набор слайдов с изображениями электроприборов; экран; прозрачная пластмассовая труба с шариками внутри; подносы; пластмассовые палочки по количеству
детей; бумажные шарики; кусочки вязаных шерстяных шарфиков; аудиозапись с музыкальным сопровождением; звуковоспроизводящая аппаратура. Ход занятия Профессор (ведущий). Уважаемые друзья, приветствую вас в школе фиксов! Демонстрация мультфильма «Школа фиксиков». Звучит музыка, входят, танцуя, два ребенка: один - в костюме Симки, другой - Нолика. Профессор. Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. С и м к а. Вот интересно, для чего они нужны? Нолик. Говорят, что без них человеку было бы трудно. Профессор. Да, да, да! Попробуем разобраться в этом вопросе. Присаживайтесь. Для начала давайте разберемся, какими электроприборами пользуется человек? Пыль найдет и вмиг проглотит, Чистоту для нас наводит. Длинный шланг, как хобот нос, Коврик чистит... {пылесос). Профессор показывает слайд «Пылесос». Профессор. Расскажите, для чего нужен пылесос? Ответы детей. - Если кнопочку нажать, Будет музыка звучать. (Музыкальный центр.) Профессор показывает слайд «Музыкальный центр». - Расскажите, для чего нужен музыкальный центр? Ответы детей. Профессор. Гладит платья и рубашки, Отутюжит нам кармашки. Он в хозяйстве верный друг. Имя у него - ... (утюг). Профессор показывает слайд «Утюг». - Расскажите, для чего нужен утюг? Ответы детей. - (О чем еще можно еще поговорить используя данный прием ИОС на занятии?) Холодильник, миксер, настольная лампа и т.д.) Профессор. Зачем люди придумали электрические приборы? (Ответы детей.) А чтобы работали все эти приборы, куда их включают? (Ответы детей.) Для того чтобы приборы работали, их включают в розетку. (Показывает слайд «Розетка».) Розетка - это входные ворота в электрическую сеть. А что же это такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться? (Ответы детей.) Правильно. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем- то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы - электроны. Профессор показывает модель: в прозрачной трубке двигаются шарики, изображающие движение тока по проводам.
Физкультминутка.
Детям предлагается представить, что они превратились в маленькие электроны, которые двигаются друг за другом по проводам. Профессор. Чтобы не произошли неприятности, необходимо соблюдать правила безопасности при пользовании электроприборами. Проверим, знаете ли вы их.
Вопросы:
- Можно ли включать в розетку неисправные электроприборы? (Нет.) - Можно ли прикасаться к оголенному проводу? (Пет.) - Можно ли мокрыми руками трогать электроприборы? (Пет.) - Можно ли оставлять без присмотра включенные электроприборы? (Пет.) - Можно ли вставлять в розетку предметы? (Нет.)
- М о ж н о л и г о р я щ и й э л е к т р о п р и б о р т у ш и т ь в о д о й? (Нет.) Профессор. Симка и Нолик знают одну поучительную историю, которая приключилась с маленькой девочкой, послушайте ее. Симка. В гости к нам пришла соседка, Мы резвились с ней полдня, Спицу вставили в розетку, Из розетки - столб огня! Мы с соседкой еле-еле Прыгнуть в сторону успели. Папа мой, большой знаток, Нам сказал.. Нолик. ...«В розетке - ток. Вам розетку эту я Трогать не советую. Утюги и провода Не хватайте никогда! Ток невидимый без рук Вас ударить может вдруг!» (М. Монакова «Розетки мне неинтересны!») Профессор. Ребята, чему учит нас это стихотворение? {Ответы детей.) Правильно, если не соблюдать правила безопасности при пользовании электроприборами, может случиться беда, может возникнуть пожар. А еще существует электричество, которое называется статическим. Оно живет повсюду, само по себе, и его можно поймать. Я приглашаю вас на время стать волшебниками и поймать статическое электричество.
Опыт.
Взять пластмассовую палочку и прикоснуться ею к бумажным шарикам, лежащим на столе. После прикосновения положение бумажных шариков не изменилось. Затем взять шерстяной шарф и натереть им пластмассовую палочку. Медленно поднести палочку к бумажным шарикам так, чтобы она не прикасалась к ним. Положение бумажных шариков изменится. Бумажные шарики притянутся к пластмассовой палочке. Палочки наэлектризовались и притянули к себе бумажные шарики. При трении палочки о шерстяной шарф возникает статическое электричество. Профессор. Молодцы! Я готов принять вас в школу фиксиков и вручить эмблему школы каждому, кто вспомнить правила обращения с электроприборами. Дети называют правила и получают эмблему. Профессор. Главное правило пользования электроприборами для дошкольников: «Нельзя включать электроприборы самостоятельно, без взрослого». И если вы будете соблюдать все эти правила, то электричество будет всегда вашим другом. А более подробно про электроприборы вы узнаете, если будете посещать уроки школы фиксиков Подведение итогов деловой игры: Какие Игровые образовательные ситуации использовались на нашем занятии?
Подведение итогов методического объединения
В е д у щ и й И в заключение хочется вспомнить предупреждение мудрого В. Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей -не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с по - мощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. В конце встречи воспитателям вручается памятка по игровым образовательным ситуациям. (Обзор выставки книг.)

Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам игровые и проблемные ситуации для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, родителям. Он направлен на усвоение ребенком общественных норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств.

Цель
Усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе, через игровые и проблемные ситуации.
Задачи
Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на создание игровых и проблемных ситуаций.
Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Воспитывать моральные и нравственные качества.

Игровые ситуации

Вежливая просьба
Цель: Знакомство детей с формами выражения просьбы, адресованными старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.
1.Давайте поиграем в детский магазин. Света - продавец, а другие дети - покупатели. Разложим на "прилавке" игрушки. (Каждый ребенок выбирает себе покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо ему отвечает. Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них - "пожалуйста".)
2.Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Ваня. Вика, подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?
3.Мама велела прийти домой в 3 часа. Но у вас нет часов. Вам придется обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
4.Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда не забывали - ни дома, ни на улице, ни в детском саду, ни в магазине - употреблять их.


Об уступчивости
Цель: Объяснить детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу.
1.Максим и Юля, вы хотите поиграть в шашки. Попробуйте решить, чей ход будет первым.
2.Пусть Дима будет дядей Колей, а Оля и Лена - его племянницами. Дядя Коля приехал к ним в гости. Он привез одну большую морскую звезду. Оля и Лена должны принять подарок, но не поссориться. Давайте послушаем разговор и посмотрим, как дети будут себя вести.
3.Мы все хотим посмотреть на маленького смешного щенка. Давайте сделаем это без давки, уступая друг другу.
4.Воспитатель принесла книжку с картинками. Сережа, уступи Кате. Пусть она первая посмотрит книжку. Катя, поблагодари Сережу. А может быть, стоит посмотреть книжку вместе?


Утешение
Цель: Соединить сопереживание со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь ребенка слова утешения.
1.Давайте найдем слова утешения (задание дается попарно).
2.Маша прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее.
3.Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.
4.Ваня сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Ване.
5.Поиграем в больницу. Кукла Катя больна. Медсестра сделала ей укол. Кате больно. Пожалейте ее.


Обращение к взрослому человеку
Цель: Закрепить обращение к взрослому по имени отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости.
1.Миша, как твое отчество? Значит, ты будешь Михаил Сергеевич - Колин сосед. Коля, представь, что ты встречаешь своего взрослого соседа в подъезде и хочешь показать ему свою новую машину. Как вы будете разговаривать? Быть вежливыми вы должны оба.
2.Пусть Оля будет детским врачом - Ольгой Алексеевной, а Маша придет к ней на прием. Поговорите между собой.
3.Пусть Коля будет Николаем Петровичем, отцом Сережи. А ты, Витя, пришел к Сереже в гости. Ты должен обратиться к Николаю Петровичу и попросить его помочь тебе и Сереже разобраться в инструкции к конструктору.

Проблемные ситуации

1.Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой. Ваши действия. ("Извините, я случайно вас задел. Простите, я нечаянно.")
2.Лена пришла нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: "Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет!"
Правильно ли поступила Лена, этично? И почему?
3.Кто из девочек поступил этично?
… Лена подошла к воспитателю и сказала: "Вы сегодня такая красивая!" А воспитатель подумала: "А в другие дни я, наверное, некрасивая".
… Оксана Сергеевна увидела Таню и сказала: "Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно хорошо!"
-Спасибо, - сказала Таня, - мне очень приятно.
Хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказать, т.е. хвалить так, чтобы этим не обидеть человека, не забывать о тактичности.
4.Мама зовет сына: "Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду".
Миша отвечает: "Сейчас".
Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Миша, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду.
-Ну зачем ты вымыла, - обижается сын, - я бы вымыл, немного погодя.
Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Миша был действительно занят, то что он должен был сказать? Этично или неэтично поступил Миша?
5.Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?
6.Мой знакомый мальчик спрашивает: "Стоит ли мне возвращать игру другу, если я брал ее давно и забыл вернуть? Друг о ней уже не вспоминает". Как вы думаете, что мне посоветовать мальчику? "Долг платежом красен", - что означают эти слова?
7.Послушайте небольшой рассказ и скажите, кого из мальчиков вы считаете культурным человеком.
… Федя радовался весеннему солнцу, теплому ветерку, он вышел на прогулку. Здорово было бы сейчас поиграть в лошадки! Земля подсохла, и нет луж. Где бы взять прутик для игры? Федя огляделся вокруг и увидел маленькое деревце, посаженное кем-то осенью. За зиму оно окрепло, и сейчас почки на нем набухли, вот-вот появятся зеленые листочки. Федя подбежал к деревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось, но не ломалось, а маленькая веточка надломилась. Федя недовольно махнул рукой на деревце и пошел играть с ребятами.
… Юра вышел на прогулку, сразу увидел сломанное деревце и очень огорчился. Какой же злой человек испортил эту красоту?- подумал Юра. Он вернулся домой, взял, с разрешения папы, изоленту и, соединив сломанные ветки, закрепил их лентой. Веточка со временем прижилась, зазеленела листиками, радуя прохожих, а красная ленточка на ветке осталась как напоминание о культуре людей.

Маргарита Иванова
Консультация для педагогов «Игровые обучающие ситуации, как одна из эффективных форм работы с дошкольниками»

На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования использует разные виды мероприятий интегрированного характера в целях воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста . Игра была и остается основной формой работы с детьми и ведущим видом их деятельности. Если игра, имеет определенную дидактическую цель, то такую форму игры называют игровой обучающей ситуацией (ИОС, основными характеристики которой являются :

Короткий и несложный сюжет.

Оснащение необходимыми игрушками, атрибутикой.

Специально организованное игровое пространство .

Наличие дидактической цели и воспитательной задачи.

Обязательное проведение и руководство игрой взрослым .

Можно выделить несколько типов ИОС.

ИОС с игрушками-аналогами – изображениями реально существующих предметов и объектов – могут быть использованы во всех возрастных группах. Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 летнего возраста можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях, например,живых существ на основе типичных признаков, причем сопоставлять изображения можно не только с реальными объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.

ИОС с литературными персонажами используют куклы, изображающие персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Это герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов. Они воспринимаются детьми эмоционально, формируют воображение , становятся объектами подражания. Такие ОС формируют развития контактов между детьми необходимо помочь им быстрее познакомиться, узнать имена и внешность друг друга, условно их можно назвать «Знакомство» .

Рассмотрим некоторые из них.

Игровая ситуация «Мишка –Топтыжка знакомится с ребятками»

Цель : Развивать интерес детей друг к другу, желание заполнить имена сверстников, способствовать сближению детей, установлению доброжелательных отношений, формированию умения действовать согласно игре.

Описание. Воспитатель приносит мишку : «Дети это Мишка Топтыжка. Он хочет поздороваться с вами и поиграть» .

Мишка : «Здравствуйте, детишки! Я Мишка-Топтыжка! Я хочу с вами поиграть. Но я не знаю, как вас зовут. Назовите мне свои имена! Ой как много имен, как много детей, я не могу запомнить. Лучше я по кругу пробегу, свою лапку протяну, кто свое имя назовет, тот мне лапку пожмет»

После знакомства Мишка говорит :

Всех ребяток я узнал,

За собой вас в круг позвал.

За руки мы все возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Затем Мишка приглашает отдельных детей поплясать с ним под музыку. Танцуя, Мишка поощряет детей, повторяет их имена.

В заключении Мишка прощается с детьми :

Вот какие мы друзья,

Очень всем доволен я.

А теперь мне в лес пора,

До свидания, детвора!

Дети хором прощаются с Мишкой.

Игровая ситуация «Ладушки-оладушки»

Ладушки-ладушки

Напекли оладушки,

Для. (перечисляем имена детей группы)

ИОС в виде воображаемого путешествия в зоопарк, достопримечательных мест города и другие. Дети в игровой форме получают новые знания и закрепляют ранее полученные. Роль экскурсовода в игре исполняет воспитатель.

К игровым ситуациям воображаемого путешествия относятся «Путешествие в Страну обуви» , «Путешествие в мир прозрачного и непрозрачного» , «Путешествие в игрушечное царство» , «Путешествие в страну одежды» , «Инструменты – помощники человека» и другие.

Иллюстрации используются в работе с младшими дошкольниками . Основу содержания ситуаций -иллюстраций составляют литературные художественные произведения. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий воспитатель демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения . Дети с интересом участвуют в ИОС «Чья эта игрушка?» , «Чьи это вещи?» Кто это? и другие

Игровые образовательные игры-имитации образов животных и птиц, сказочных персонажей, различных состояний природы. В старшей и подготовительной группе игры-имитации становятся более сложными и приобретают черты театрализованных этюдов, в которых дети изображают целое событие с участием нескольких персонажей. Интерес детей к игровым импровизациям возрастает, если при этом используются предметы для ряженья. Театрализация стихотворных произведений и сказок способствует эмоциональному развитию каждого ребёнка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.

Игровые образовательные ситуации – упражнения целесообразно проводить начиная со средней группы, когда ребенок является не только слушателем, но и активным участником. Включаясь в ситуацию-упражнение , дети тренируются в выполнении определенных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия .

Игровые образовательные ситуации-проблемы и ситуации -оценки проводятся в старшем дошкольном возрасте .

В ситуациях -проблемах взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в таких ситуациях , ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их, постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое и речевое поведение .

К числу проблемно - игровых ситуаций , побуждающих малышей к сопереживанию и практической помощи, можно отнести такие :

«Потерявшиеся» - задача детей – понять состояние потерявшегося и помочь отыскать своих родителей или хозяев.

«Бездомные» У собачки, котёнка или маленькой обезьяны нет домика, и холодно, одиноко. Дети приходят им на помощь. Строят им домики.

«Голодные» . Дети находят проголодавшееся существо (котенка, щенка) . Они жалеют их, кормят голодных.

Ситуации -оценки предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самых детей. В этом случае игровая проблема уже решена , но от взрослого потребуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Практическая часть.

1. Определите, к какому типу относятся игровые обучающие ситуации .

Уж ты котенька, коток,

Котя - серенький лобок!

Поздоровайся с детьми,

Сколько деток,погляди!

Как у нашего кота

Шубка очень хорошо!

Как у котика усы

Удивительной красы!

Глазки смелые,

Зубки белые! (ситуация-иллюстрация )

2. Провести инсценировку. Определить, какие правила нужно соблюдать, отправляясь в путешествие на поезде.

Дочка. Я смотрю, смотрю на поезд,

Оказалось, длинный он.

Значит, надо долго-долго

Нам ещё искать вагон.

Мама. Вот поэтому пораньше

Пришлось к поезду прийти.

На билетах написали,

Что вагон наш номер три.

Дочка. Долго мы его искали,

Сбились с ног уже совсем,

Вдруг смотрю – в окошке цифра.

Три! Вот, мама, посмотри!

(ситуация-упражнение . Необходимо приходить на вокзал заранее до отправления поезда)

Я устал смотреть в окно.

Спать пора ложится.

Я б наверх, конечно, лег :

Там ведь интересно!

Отец. Не ложись там, сынок,

Там довольно тесно.

Детям спать вверху нельзя-

Можно и свалиться,

Стукнуться об пол иль стол,

Больно ушибиться.

Сын. Ничего, я подрасту –

Это же несложно.

Вот тогда и наверху

Спать мне будет можно.

(ситуация-упражнение . Маленьким детям нельзя спать на верхней полке, потому что они могут упасть.)

3. Ситуация (Ситуация-проблема )

Дина коллекционирует открытки. Её друзья (всего друзей двадцать) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. На дне рождении выяснилось, что все открытки одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?

(Подарить другому, сделать поделку, разрезать на пазлы, превратить в закладку для книги.)

Используемые средства и приемы в игровых обучающих ситуациях обеспечивают благоприятную адаптацию детей в детском саду, способствуют сближению детей, проявлению интереса к сверстникам, желание узнать имена друг друга. Обогащать представления о мальчиках и девочках. Способствуют пробуждению отзывчивости, готовности прийти на помощь. Понимать эмоциональное состояние других людей. Обучение осуществляется с применением косвенных методов и имеет игровую коммуникативную мотивацию. Это позволяет синхронизировать процессы обучения и воспитания дошкольника , сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.

Игровая обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

В содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

Игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

С помощью игровых обучающих ситуаций можно решить различные программные задачи по экологическому воспитанию детей.

Выделим несколько видов игровой обучающей ситуации, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

Виды игровой обучающей ситуации

ИОС с игрушками-аналогами

ИОС с литературными персонажами

ИОС типа путешествий

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи.

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами в своей работе мы используем во всех возрастных группах, причем сопоставляем их не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях, а также макеты природных уголков выполненных своими руками.

Игрушки-аналоги мы включаем в любые игровые обучающие ситуации, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Во всех случаях они помогают в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» . С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.

При разработке ИОС я всегда учитываю, чтобы все слова и действия куклы соответствовали ее литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении.

Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации.

Игровые обучающие ситуации типа путешествий

Игра-путешествие мною используется в работе с детьми разных возрастных групп. Путешествие – сюжетно-ролевая игра, в которой дети посещает новые места или учреждения. В этой игре их внимание сосредотачивается на разных моментах, сюжете, ролевых действиях, воображаемых ситуации. Важная особенность игровой обучающей ситуации в путешествии - в ней всегда есть ведущей (экскурсовод, руководитель похода), роль которую берет на себя взрослый. В своей работе я широко сотрудничаю с инструктором ФК, с педагогами дополнительного образования, музыкальным руководителем. Содержание игровой обучающей ситуации не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности. Игровые действия должны проводиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе. Таким образом, наблюдая за игровыми действиями воспитателя, включаясь в сюжеты игровых обучающих ситуаций, отслеживая системность развития природных явлений на картинках, моделях, дошкольники обучаются собственной игре, и переносят приобретенные знания в свою игровую деятельность, которая осуществляется самостоятельно и в свободной деятельности.

В заключении хотелось бы сказать, что в работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию мы с коллегами используем интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной театральной деятельности, физической культуры, игры, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей. Я заметила, что при использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии дети становятся более внимательными, они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных, интересующих их вопросов.