Коре принцы. Историческая личность: Кванджон

Государство Корё

В начале Х в. территория Корейского полуострова представляла собой арену борьбы между отколовшимися от Силла независимыми властителями, наиболее крупными из которых были Кёнхвон, основавший в 892 г. государство Хубэкче, и Кунье, также провозгласивший в 901 г. создание собственного государства (в 904 г. оно получило название Маджин, а затем, в 911 г., - Тхэбон). Среди сподвижников Кунье выделялся Ван Гон , выходец из влиятельной семьи, выдвинувшейся в период развала государства Силла и владевшей землями в районе Сонака.

Участвуя в походах Кунье, Ван Гон зарекомендовал себя способным военачальником и приобрел большую популярность в Тхэбоне. В 918 г. он сверг Кунье и провозгласил создание государства Корё. У Ван Гона оставался, по существу, один противник - Хубэкче, так как ослабевшее Силла влачило жалкое существование и искало дружбы с Ван Гоном (в 920 г. между ними был заключен союз, в 931 г. Ван Гон лично нанес визит вану Силла и затем прислал посла с подарками). В 935 г. последний силлаский ван добровольно отдался под власть Ван Гона , а уже в следующем году было наконец уничтожено Хубэкче и тем самым завершено объединение страны. Столицей нового государства стал Сонак, переименованный в Кэген (совр. Кэсон).

Несколько десятилетий ушло на то, чтобы полностью покончить с сепаратистскими тенденциями местных властителей. При подчинении их Ван Гону им оставлялись в большинстве случаев прежние владения. К 80-м годам Х в. с ними было наконец покончено, и по всей стране введена единая административная система.

В это время с севера над Корё нависла серьезная угроза. В 946 г. киданьская империя Ляо завоевала Северный Китай. Покорив обитавшие в бассейне р.Амноккан племена чжурчжэней, кидани вышли к границе Корё. Правители Корё предприняли ряд мер для обороны страны, возведя несколько новых крепостей и усилив их гарнизоны. При этом они всячески избегали давать киданям повод к войне, сохраняя позицию нейтралитета между Ляо и сунским Китаем.

Однако в 993 г. кидани перешли Амноккан и вторглись в пределы Корё. Разгромив корёские войска в районе Понсана, они вышли к р.Чхончхонган и форсировали ее, однако, продвинувшись еще дальше на юг, потерпели серьезное поражение и вынуждены были начать мирные переговоры. От захвата корёских земель киданям пришлось отказаться, но Корё обязалось разорвать отношения с враждебными киданям Сунами. В том же году кидани покинули пределы Корё, и вскоре отношения с Сунами были восстановлены; северная граница стала усиленно укрепляться.

В 1009 г. ван Мокчон был свергнут одним из военачальников. Кидани немедленно воспользовались благоприятной ситуацией и снова, в 1010 г., вторглись в Корё. После неудачной осады Хынхванджина кидани направились в глубь страны и у Тхонджу в решающем сражении разгромили корёс-кую армию. В 1011 г. кидани разграбили столицу - Кэгён (двор бежал в Наджу). Между тем на захваченной территории продолжалось сопротивление, и кидани, не имея возможности подавить его, стали отступать.

В 1014 г. власть в Корё захватила группа военачальников. Вскоре, в 1018 г., последовало третье киданьское нашествие. После боя у Хынхванджина они двинулись на Кэгён, но, потерпев поражение в ряде боев, вновь были вынуждены отступить. При отступлении они были наголову разбиты у Куджу. После этого кидани оставили попытки завоевать Корё и установили с ним дипломатические отношения.

Наибольшего расцвета Корё достигло в XI в., особенно при ване Мунджоне (1047-1082). Именно он создал ту административную систему, которая просуществовала почти два с половиной столетия. Это было время торжества принципов централизации и государственной собственности на землю (которая с созданием Корё была восстановлена). Однако уже в начале XII в. стали обнаруживаться признаки ослабления государства и сокращения государственного земельного фонда. Из-за непомерного роста числа чиновников встал вопрос о прекращении выдачи им служебных наделов, материальное благосостояние и статус основной массы чиновничества начали падать. В то же время много земель было передано в награду "заслуженным сановникам", пожаловано или захвачено родственниками ванов, не выполнявшими реальных функций в сфере управления. В результате чрезвычайно усилились имущественные различия между основной массой чиновничества, непосредственно занятой делами службы, и высшей знатью, что приводило к острым противоречиям в среде господствующего класса. Обострились также противоречия между военным (менее привилегированным) и гражданским чиновничеством, между столичной и провинциальной знатью. Положение усугублялось произволом крупных землевладельцев в отношении крестьян, чьи наделы они захватывали (равно как и служебные земли мелких чиновников). Усилившийся налоговый гнет (в немалой степени за счет произвольных требований собиравших налоги чиновников) и утяжелившаяся трудовая повинность приводили к разорению крестьян - держателей государственных наделов; участившееся бегство земледельцев еще более ухудшало положение оставшихся, связанных с ними круговой порукой. В конечном счете это приводило к сокращению доходов государства. Одновременно появились могущественные семьи, происходившие не из правящего рода; захватывая государственные земли вместе с сидевшими на них крестьянами, они не только сосредоточивали в своих руках большие богатства, но и получали определенный политический вес. Немало земель принадлежало монастырям. В целом XI-XII века отмечены ростом крупного частного землевладения. Многие крупные землевладельцы содержали вооруженные отряды.

В начале XII в. Корё пришлось столкнуться с чжурчжэнями, которые усиливались по мере того, как слабела киданьская империя Ляо. В 1104 г. в бою с ними у крепости Чонпхён корёские войска потерпели поражение. В 1107 г. чжурчжэни предприняли новое нападение, но были на этот раз отбиты с большими потерями.

Корёские войска, перенеся войну на земли противника, захватили значительную территорию, однако через два года под постоянным натиском чжурчжэней были вынуждены оставить ее, а после провозглашения чжурчжэньской империи Цзинь в Китае Коре пришлось признать вассальную зависимость от нее.

В это время реальная власть в стране принадлежала Ли Джагёму (его дед, Ли Джаён, занимал выдающееся положение при ване Мунджоне). Он женил вана Инджона на двух своих дочерях и сосредоточил в своих руках управление военным министерством и министерством чинов. Ван Инджон пытался в 1126 г. отстранить его, но эта попытка кончилась тем, что сам ван фактически был лишен свободы. В следующем году благодаря поддержке группировки сановников из Согёна (совр. Пхеньян) во главе с буддийским монахом Мёчхоном Инджону удалось отстранить от власти Ли Джагёма, но это привело к росту амбиций согёнской группировки. В Согёне усилились сепаратистские настроения, вылившиеся в крупнейший мятеж 1135 г. Идеологом мятежа стал Мёчхон, доказывавший с помощью геомантических построений, что столицу государства необходимо перенести в Согён. Под властью мятежников оказались значительные территории Северо-Запада, объявленные "Государством великих свершений". Правительственные войска во главе с выдающимся государственным деятелем Ким Бусиком после многомесячной осады весной 1136 г. взяли Согён штурмом и жестоко подавили мятеж. Это была победа сторонников укрепления государства.

Однако во второй половине XII в. вновь обострились отношения противоборствующих группировок. В 1170 г. ван Ыйджон был свергнут в результате военного переворота. Военачальники во главе с Чон Джунбу возвели на престол Мёнджона (брата свергнутого вана), но реальную власть оставили в своих руках, причем роль высшего органа управления фактически выполнял коллегиальный военный орган Чунбан.

С середины XII в. в стране участились крестьянские выступления. Они происходили в 1162, 1166 гг., а в 1176 г. разразилась настоящая крестьянская война под руководством Мани, охватившая несколько южных провинций. Восставшими были государственные крепостные (ноби) и другие крестьяне. В общей сложности ими было захвачено более 50 городов. В 1177 г., после подавления основных очагов восстания на юге, восстание перекинулось на северо-западные районы. Окончательно подавить его удалось только к концу 1178 г. Мани после жестоких пыток был казнен. Крупное восстание происходило в 1193-1194 гг. в провинции Кёнсан под руководством Ким Сами, Хё Сима и др.

В 1196 г. реальную власть в стране захватил полководец Чхве Чхунхон, создавший как бы собственную, параллельную династию правителей. До 1258 г., т.е. до самого монгольского завоевания, страной управляли он сам и его потомки, а ваны обладали лишь номинальной властью. Чхве Чхунхон много сделал для укрепления внутриполитической стабильности и успешно предотвращал выступления своих возможных противников, однако крестьянские восстания продолжались.

В 1198 г. в столице был раскрыт заговор ноби, в следующем году произошли крестьянские выступления на северо-востоке страны, в 1200 г. вспыхнуло восстание ноби и крестьян в провинции Кёнсан. В 1201 г. его удалось подавить, но в следующем году в этой провинции началось новое восстание, продолжавшееся до 1203 г.

В начале XIII в. Коре пришлось опять столкнуться с киданями, которые были вытеснены монголами со своих земель. В течение 1216-1218 гг. кидани трижды вторгались на полуостров, но каждый раз, терпя поражение, отступали.

Тогда же Корё впервые оказалось лицом к лицу с более опасным противником - монголами. Борьба корейского народа против захватов монголов освещена в следующей главе.

Административная система Корё сложилась, с одной стороны, на основе тхэбонской, с другой - силлаской государственной традиций. Принципиально новым в чиновной системе Корё было отсутствие в ней собственно чинов: было установлено, как в Китае, 9 рангов, каждый из которых подразделялся на две степени. Степень стала главным фактором, определявшим положение человека в обществе и системе (в соответствии с ней производилась и выдача жалованья); для каждой должности предусматривалась определенная степень.

Системой степеней в Корё были охвачены все лица, получающие установленное содержание (в том числе и те, что не являлись в полном смысле слова чиновниками): чиновники центральных (столичных) учреждений, военные, провинциальные, придворные чиновники, титулованные женщины (жены, наложницы, дочери ванов), близкие родственники вана; лица, имеющие особые звания за заслуги (хун), лица, имеющие почетные титулы (чак);, гражданские чиновники без определенных функций (мунсанге) и военные чиновники без определенных функций (мусанге).

Центральный аппарат состоял из учреждений различных видов: высшие правительственные учреждения, отраслевые министерства, основные научно-учебные и другие крупные учреждения, управления (си), канцелярии (со), склады (чхан, ко), дворцовые учреждения, так называемые тогамы и другие учреждения, создаваемые на определенный срок для выполнения конкретных задач. Хотя на протяжении всей истории Корё в аппарате управления много раз проводились реформы и изменения, наиболее существенные были проведены в середине XI в. при ване Мунджоне (1047-1082), когда в основном и сложилась административная система. Был создан огромный чиновничий аппарат, определены и максимально унифицированы штаты всех учреждений и четко расписаны по рангам и степеням все должности в государстве. Штаты учреждений были увеличены в несколько раз за счет большого числа канцеляристов, стоявших ниже системы степеней, но тем не менее занимавших определенные должности. Совещательным органом при ване был Тобёнмаса, должности в котором занимались по совместительству высшими сановниками государства. В общей сложности в центральном аппарате Корё насчитывалось 150-170 учреждений, известно более 500 различных должностей, которые были заняты примерно 2,5 тыс. чиновников.

В административно-территориальном отношении Корё делилось на провинции (то), включавшие более мелкие административные единицы - населенные пункты разной величины с примыкающей территорией. Число провинций не было постоянным; в ХI-ХII вв. помимо них существовали два пограничных района (Восточный и Северный), включавшие каждый по две-три провинции. Для каждой провинции и более мелких административных единиц существовал определенный управленческий штат. Особый статус (малых столиц) имели три важнейших города: Пхеньян (бывшая столица Когурё), Кёнджу (бывшая столица Силла) и Янджу (бывшая столица Пэкче), называвшиеся Согён.Тонгён и Намген ("северная", "восточная" и "южная" столицы). Для управления ими существовали специальные органы, а Согён, игравший совершенно особую роль в государстве, имел еще и административный аппарат, дублировавший столичный.

Армия Коре состояла из соединений, делившихся на отряды (ён). Отряды эти имели единую организацию и штаты и возглавлялись чангунами. Для общего руководства имелся коллегиальный орган - Чунбан, состоящий из командиров крупных соединений и их заместителей. Военных чиновников насчитывалось около 4 тысяч.

В общей сложности в Корё было около 10 тыс. чиновников. За службу они обеспечивались условными земельными наделами в соответствии с рангом. В 1076 г. было введено жалованье зерном.

Чиновничество (янбаны) составляло господствующий класс Корё. Никакой юридической грани между родственниками вана и остальным чиновничеством (как в Силла) не существовало, но имущественная дифференциация в среде господствующего класса была очень велика, достигая пропорции 1:100. Комплектовалось чиновничество из всех слоев общества, преимущественно путем производства в чины за заслуги и через сдачу экзаменов, восстановленных в 958 г. (в них могли участвовать и свободные крестьяне) .

Как и в Объединенном Силла, главным объектом эксплуатации в Корё было свободное крестьянство (янъины), сидевшее на государственных наделах. Все крестьяне трудоспособного возраста были военнообязанными. Ниже их стояли чхонины ("подлые"): ноби и люди презираемых профессий. Ремесленники были довольно немногочисленны и в основном относились к государственному сектору. Купечество было также немногочисленным и действовало в основном в сфере казенных интересов. Источником комплектования его были богатые крестьяне. Хотя занятие торговлей считалось презираемым и статус купцов был ниже, чем земледельцев, их благосостояние и жизненный уровень значительно превосходили соответствующие показатели крестьянства.

С утверждением государства Корё государственная собственность на землю была восстановлена, причем на более высоком уровне в смысле усиления условности держаний. Наделы чонсиква, выдаваемые за службу чиновникам, состояли в праве сбора в свою пользу государственного налога, полагавшегося с определенной территории, причем при изменении служебного положения заменялся и надел. На тех же основаниях выделялись земли для содержания государственных учреждений (конхэджон), пенсионные наделы для вдов и детей чиновников (кубунджон), для военных поселенцев (тунджон). Особо существовали земли самого вана (нэджанджон) и дворцовые (кунвонджон). Лицам, имевшим титулы знатности кон, ху, пэк, нам и ча, полагался сигып - надел от 3000 до 300 дворов, налоги с которых шли в их пользу.

Частные земли были представлены в первую очередь дарственными землями (саджон), переходившими в полную собственность их получателей (в основном родственников и приближенных ванов), а также наградными землями (конымджонси). Частными были также земли, подаренные буддийским монастырям. Правители Корё стремились ограничить рост частного землевладения, и до тех пор, пока в государстве сохранялась внутренняя стабильность, им это удавалось. С ослаблением государства многократно увеличивались злоупотребления со стороны могущественных сановников, стремившихся навечно закрепить за собой служебные земли, и частный сектор обнаруживал тенденцию к росту.

Крестьянские земли назывались минджон. Они закреплялись за крестьянами, но оставались собственностью государства, которое оставляло за собой право менять наделы, отбирать и т.д. Государство стремилось уравнять размер наделов и не допускать захвата их чиновниками.

Основной формой эксплуатации крестьянства был поземельный налог. При Ван Гоне он был установлен в размере 1/10 урожая, но уже в конце Х в. повысился до четверти. Существовал и подворный налог, вносимый тканями или другими предметами (в зависимости от местных условий). Помимо налогов в Корё существовал ряд повинностей, основной из которых была трудовая, а кроме нее - воинская (каждого крестьянина, призванного на действительную службу, обеспечивали несколько других военнообязанных), извозная и др. Мобилизации в случае войны подлежали и чхонины (они служили гребцами на кораблях и использовались на тяжелых работах).

Арендная плата, которую платили крестьяне, арендующие земли у частных владельцев, превышала ставки поземельного налога и доходила до половины урожая. Довольно широко была распространена казенная ссуда, предоставлявшаяся на льготных условиях, для нужд которой государством был создан специальный зерновой фонд, образовавшийся из специальных отчислений от налоговых поступлений. Она была, как правило, 10%-ной, тогда как частные ростовщики брали до 30-60%.

Основными зерновыми культурами, возделывавшимися в период Корё, оставались рис, ячмень и просо. Из технических культур выращивались в основном лен и конопля. Профессиональное ремесло было в основном казенным и сосредоточивалось главным образом в столице, где существовал целый ряд государственных учреждений, ведавших изготовлением различных предметов, а также мастерские, обслуживающие нужды вана и двора, и в нескольких крупных городах. Предметы повседневного обихода для нужд народа производились непосредственно в крестьянских семьях (ткани, циновки, деревянные изделия, посуда и т.п.).

Внутренняя торговля строго регламентировалась государством, создавшим специальное ведомство по контролю над ней. Рынки имелись лишь в нескольких крупных городах и работали раз в пять дней. В столице Кэгёне было несколько сот лавок. Государство пользовалось правом по собственному усмотрению изменять цены. Роль денег играли зерно и ткани. Попытки ввести металлические деньги не увенчались успехом (они находились в обращении лишь некоторое время в конце XI - начале XII в.). Большим успехом пользовались серебряные бутыли, введенные в обращение в конце XI в.

Внешняя торговля шла в основном за счет купцов, сопровождающих прибывающие в Корё посольства. Таким образом, иностранные купцы посещали страну нечасто, но зато очень большими группами - до нескольких сот человек. С киданями и чжурчжэнями торговля велась в приграничной полосе, а с Японией - через г.Кымджу. Основным внешнеторговым партнером Корё был сунский Китай. Традиционный корёский импорт состоял из драгоценных металлов, женьшеня, шелка, фарфора и бумаги; главным потребителем импорта был ванский двор. Из Китая ввозились также книги буддийского и конфуцианского содержания, художественные произведения.

В идеологической области доминировали конфуцианство и буддизм. Вся система образования и подготовки кадров чиновников всецело находилась под влиянием конфуцианства. Помимо высшей конфуцианской академии существовало некоторое число казенных и довольно много частных школ, созданных конфуцианцами по собственной инициативе.

Буддизм в период Корё достиг своего наивысшего расцвета. Буддийские монастыри получали земельные наделы на тех же основаниях, что и государственные учреждения, а высшие чины сангхи приравнивались в этом отношении к чиновникам. Буддийская церковь располагала огромными богатствами, пожертвованными ей ванами и частными лицами. В отличие от периода Силла в Корё монахи принимали.активное участие в политической жизни, их вооруженные отряды участвовали в борьбе за власть. Со временем буддизм начал все больше подвергаться нападкам конфуцианцев, наиболее радикальные из них требовали не только лишить сангху материальной базы, но и полностью запретить буддийское учение.

Высокого уровня развития достигли в Корё гуманитарные науки. Имелось специальное ведомство по составлению исторических сочинений. Были созданы такие выдающиеся произведения, как "Самгук саги" ("Исторические записи трех государств") Ким Бусика и "Самгук юса" ("Забытые дела трех государств") Ирёна. Было издано ксилографическим способом более 6 тыс. томов Большого свода буддийских сутр ("Тэджангён"); в XIII в. начал применяться металлический шрифт. Имелись достижения в медицине, астрономии и других науках.

Буддизм продолжал стимулировать развитие изобразительного искусства, особенно скульптуры. Для нужд двора и высших сановников производилось значительное количество высокохудожественных предметов роскоши. Особенно знаменит был корёский фарфор. Высокого уровня в период Корё достигла дворцовая и парковая архитектура.

Крупнейшим поэтом периода Корё был Ли Гюбо, оставивший около двух тысяч произведений (в том числе и прозаических). Известен и еще ряд поэтов, но из их сочинений мало что дошло до нашего времени. Широкое распространение имели фольклорные песни. В столице время от времени проводились массовые празднества, где исполнялись различные песни и танцы. В области музыки и хореографии наиболее значителен был вклад Чо Ёна, жившего в XI в. и создавшего немало оригинальных танцев.

Часть I - Общая история двух государств.

Старушка с тазиком.

В начале 90х мне посчастливилось побывать в Южной Корее, городе Пусан. В те времена, корейские товары, не были столь знамениты, как сейчас. На слуху, была японские марки. Тем не менее, наши соотечественники уже успели протоптать тропинку до магазинов в Кореи. Не скрою, не минула и меня чаша сия. При дефиците товаров, на то время, в нашей стране, потратить 1миллион воний, это около 1000$ в Кореи, не составляло большого труда. Что было и сделано в первые дни прибывания. У меня оставалось еще пару дней пребывания в Кореи, вот об одном из этих дне я вкраце и расскажу. Не скрою, для человека, первый раз выехавшего за рубеж, многое было в новинку. Широкие и идеально чистые центральные улицы, с высотными стеклянными домами вдоль дорог, притягивали мой взор. На первом этаже, большинства зданий, располагались магазины и офисы. Город в дневное время казался вымерший, редкие автомобили проезжали по широким магистралям и если встречался прохожий, чаще всего это был соотечественник с очередной покупкой.)) Так вот, убегая от своих соотечественников и от майской жары, с центрального проспекта, за нырнул я в переулок и попал в старый квартал. Вот в одном из переулков, я и натолкнулся на эту старушку с тазиком. Два ряда домов и мощенная мостовая, шириной около четырех метров, которая тянулась весьма на продолжительное расстояния. Посреди пустой улице, прямо на камнях расположилась старая кореянка с тазиком, в котором долго и методично жамкала нарезанную морскую капусту. Всю эту картину, завершал выход этой улицы на современную магестраль, где красовались новые, современные здания. Вот так образ старой и новой Кореи, на долго отложился в моем сознании. Этот образ вызывал противоречия. И только в дальнейшем, изучая историю и культуру Кореи, я понял, что не было бы той современной Кореи, без этой бабушки с тазиком. Не было бы, того духа страны, который глубоко, корнями уходит в свою историю. И который отмечается во всем, на каждом шагу, пребывания в Кореи.

Немного истории
Если мы хотим понять, что такое современная Корея, то без этого ни куда. Я попробую выделить, только самые интересные моменты истории, которые корейцы чтят и с которыми сталкивается каждый приезжий иностранец.

Древний Чосон - Первое протогосударство на территории Кореи

Согласно легенде, у Властелина Неба Хванина (буддистами отождествлялся с Индрой) был сын Хванун, который хотел жить на земле среди долин и гор. Хванин позволил сыну с 3000 последователей спуститься на гору Пэктусан, где тот основал Синси, Город Бога. Вместе со своими министрами дождя, облаков и ветра Хванун установил законы и моральные нормы для людей, научил их различным ремеслам, медицине и возделыванию земли.
Тигр и медведица молились Хвануну чтобы стать людьми, услышав их, Хванун дал им по 20 долек чеснока и стебельку полыни, сказав им есть только эту священную еду и избегать солнечного света в течение 100 дней. Тигр не выдержал и вышел из пещеры после 20 дней, однако медведица осталась и вскоре превратилась в женщину. Женщина-медведица, Уннё была благодарна и сделала подношения Хвануну. Но вскоре Уннё стала грустить и просила возле священного дерева Синдансу чтобы у неё был ребенок. Хванун, тронутый её просьбой, взял её в жены и вскоре она родила сына, названного Тангун Вангом.
Тангун унаследовал трон отца, построил новую столицу Асадаль рядом с современным Пхеньяном (местонахождение до сих обсуждается среди историков) и назвал своё царство Чосон, которое современные историки называют Кочосон, чтобы не путать с более поздним государством Чосон.
Согласно «Самгук Юса» Тангун начал править в 2333 году до н. э., согласно описанию в «Тонгук Тоннам» (1485) на 50 году правления китайского императора Яо. Другие источники приводят разные даты, однако все они относят начало царствования Тангуна ко времени правления Яо (2357 до н.э.-2256 до н.э.). По некоторым источникам Тангун прожил 1908 лет, по другим («Ындже сиджу») - 1048 года.
Во всяком случае 3 октября, день Тангуна, отмечается как день основания нации, и культ Тангуна имеет значительное число приверженцев. Корейцы ведут отсчет своей истории, именно с этой даты - 2333 году до н. э.. То есть на их дворе, сейчас 4348 год от рождества Тангуна.)))

Хотелось бы так же, как корейцы знать свои легенды. У нас на дворе, по старому лето исчислению, сейчас был бы уже 7525 год.

Вернемся к нашим корейцам.
108 году до н. э. Древний Чосон был покорен китайской империей Хань, основав четыре китайских округа.

Троецарствие

с 57 по 19 век до н.э. образуются три государства.
Пак Хёккосе основал государство Силла.
Чумон основал государство Когурё.
Онджо - основал государство Пэкче.
Не буду утомлять читателей, всеми этапами междоусобных войн этих королевств. Отмечу, только, что в 370-380 года н.э, на эти территории проникает будизм.
И после многовековых битв, в 668 году, побеждает Силла, которое контролирует большую часть полуострова.

Корё

Корё – сокращено от Когурё (кор. 고구려) название одного из корейских племён.
В 918 году - Ван Гон основывает королевство Корё, которое в 935 поглотит Силлу.
Так в 936 году - Корё заканчивает объединение корейских земель и образуя единое государство на всем полуострове.
В официальных документах Корё именовало себя империей. Столица Кэсон называлась «столицей империи (кор. 皇都)», королевский дворец - «императорским дворцом(кор. 皇城).» Другие термины, такие как Ваше Величество (кор. 陛下), Принц (кор. 太子), Императрица (кор. 太后), также предполагают императорский статус государства.
Многие годы Корё ведет войну с Кида́ни (китаи) - кочевые монгольские племена, в древности населявшие территорию современной Внутренней Монголии, Монголии и Маньчжурии
1270 - Монголы захватывают Корё. Начало 80-летнего монгольского ига.
После монгольского нашествия термин «империя» к Корё больше не применялся ввиду оккупации страны монголами.
Далее история весьма темная и не однозначная.
Корё в 1388 году, чтобы сдержать великодержавное давление китайской династии Мин, направило почти 40-тысячную экспедиционную армию на Ляодун. Ли Сон Ге тогда командовал ее правым крылом, что равнялось должности заместителя командующего экспедиции. Чтобы узурпировать власть, Ли Сон Ге с соучастниками на острове Вихва отказался от похода на Ляодун и повернул экспедиционную армию назад. После этого предательства они взяли в государстве реально политическую власть в свои руки, изгнав из центрального правительства множество оппозиционных чиновников. И образовав новое государство Чосон, вместо Корё.

Чосон

1392 - Ли Сон Ге коронован, официальное начало династии Чосон.
1394 году в качестве официальной религии было принято конфуцианство.
1446 - Король Седжон объявляет о разработке корейского алфавита хангыль.
1592 - Начинается Имджинская война, серия вторжений японских сил под командованием Тойотоми Хидейоши.
1627 - Первое вторжение маньчжуров в Корею.
1636 - Второе вторжение маньчжуров в Корею.
В 1637 году маньчжурская армия разгромила Чосон, которая была вынуждена покориться, стать «данником» Цинской империи и разорвать отношения с Китаем.
Внутренняя политика Чосона целиком управлялась конфуцианской бюрократией и зависила от Китая(где влавствовали манжуры до 1911года). Несмотря на попытки адаптировать западные достижения, Чёсон оставалась закрытой страной.

Общая история

Дальше придется, немного расширить рамки истории и выйти за пределы Кореи.
Столкновения с русскими на северной границе Маньчжурии начинаются с русско-китайской войны 1658 года, в ходе которой русские также впервые встретились с корейцами.
Итогом военного противостояния стал подписанный в 1689 году Нерчинский договор, по которому русско-китайской границей сделали реки Амур, Аргунь и Горбица.
В ходе японско-китайской войны (1894-1895) часть Маньчжурии была занята японцами, но по Симоносекскому договору возвращена Китаю.

Ослабление цинского правительства привело к усилению русского влияния в Маньчжурии и Кореи, которая постепенно была включена в сферу русских коммерческих и политических интересов. Во многом это было связано с заключенным в 1896 году, после разгрома войск Цинской империи в японско-китайской войне, союзническим договором.

В 1900 года вследствие восстания боксёров район КВЖД в Маньчжурии был занят русскими войсками.
В 1903 году Россия учредила в Порт-Артуре Наместничество Дальнего Востока, и российское правительство рассматривало проект закрепления Маньчжурии как «Желтороссии», основой которой должны были стать учреждённая в 1899 годуКвантунская область, полоса отчуждения КВЖД, формирование нового казачьего войска и заселение русскими колонистами.
Притязания Японии на Маньчжурию и Корею и отказ Российской империи вывести русские войска в нарушение союзнического договора из Маньчжурии и Кореи повлекли за собой русско-японскую войну 1904-1905, театром военных действий которой была вся южная Маньчжурия до Мукдена. И которую, Россия благополучно проиграла. Война завершилась Портсмутским миром, подписанным 23 августа (5 сентября) 1905 года и зафиксировавшим уступку Россией Японии южной части Сахалина и своих арендных прав на Ляодунский полуостров и Южно-Маньчжурскую железную дорогу.
1910 - Япония аннексирует Корею.
1916 - Последняя волна антияпонских восстаний ыйбёнов.
1919 - Движение первого марта разгоняется военными и полицейскими.
1920-е - «эра культурного управления» генерал-губернатора Сайто Макото.
1945 - После капитуляции Японии Корейский полуостров разделятся на зоны влияния СССР и США по 38 параллели.
1948 - В Северной и Южной Корее устанавливаются независимые режимы, возглавляемые соответственно Ким Ир Сеном и Ли Сын Маном.
1950 - Начало Корейской войны.
1953 - Формальное окончание Корейской войны, официально мирный договор не подписан до сих пор.
В Южной Корее на протяжении нескольких десятилетий правили военные диктаторы, проводившие политику модернизации страны. В конце 1980-х годов страна стала демократическим государством.

Послесловие

Самого название Корея, в корейском языке не существует, это название принято у европейцев. Некоторые связывают это название из исторических династий Корё. Но так или иначе, сами корейцы, Официально называют КНДР - (кор. 조선 민주주의 인민공화국- Чосон минджуджуи инмин конхвагук) и Республика Корея (кор. 대한민국- Тэхан мингук).
Сегодня разговорным названием Кореи в Южной Корее является Тэхан или Хангук, причём Южная Корея называется Намхан (남한, 南韓; «Южный Хан»), а Северная - Пукхан (북한, 北韓; «Северный Хан»). Менее формально южане называют КНДРИбук (이북, 以北; «Север»).
В КНДР используются названия Чосон для Кореи, Намджосон (남조선, 南朝鮮; «Южный Чосон») для Южной Кореи, и Пукчосон (북조선, 北朝鮮; «Северный Чосон») для Северной Кореи.

Историческая личность: Кванджон Являясь истинным поклонником романа Тун Хуа «Поразительное на каждом шагу» и его китайской экранизации, я решила посмотреть южнокорейскую дораму «Алые сердца». Хотя изначально не планировала это делать, так как боялась испортить впечатление об оригинале. Однако я ошибалась. Сериал «Алые сердца» сложно назвать ремейком: единственное, что связывает его с китайской экранизацией - идея телепортации во времени и сам факт того, что девушка из будущего оказывается втянута в дворцовые интриги. В остальном же корейская версия отличается от предшественника. Помимо этого, меня приятно удивила актёрская игра, причём не только Ли Джунки блещет талантом. На мой взгляд, даже Айюотлично справляется с ролью, на что, кстати говоря, я не рассчитывала. Однако давайте пока не будем об этом, ведь тема нашего разговора - «Историческая личность». Итак, с самого начала «Алых сердец» главная героиня упорно твердит имя императора Кванджона - братоубийцы и душегуба. И если вы внимательно, так же, как я, смотрите сериал, то уже знаете, что его роль исполняет Ли Джунки. Так кто же такой Кванджон? Кванджон - четвёртый император корейского государства Корё, правивший в 950-975 годах. Он является четвёртым ребёнком основателя династии Ван и королевства Корё - императора Тхэджо. Родился принц Ван Со в декабре 925 года на территории ныне принадлежащей Северной Корее, если быть точнее, в провинции Хванхэ-Пукто. Согласно сохранившимся летописям того времени, с самого детства будущий император отличался от братьев не только изобретательным складом ума, но и особой жестокостью (поговаривали, что на нём лежит проклятье, способное разрушить страну). Свой сильный характер принц Ван Со проявил позднее, после того как взошёл на престол: он не щадил политических соперников, жестоко расправляясь с ними, тем самым нагнетая обстановку всеобщего страха в кругах власти. В 943 году скончался император Тхэджо. Согласно последней воле почившего правителя, на престол взошёл его первый сын - принц Ван Му, он же император Хеджон. Наследника поддерживала клика влиятельной знати во главе с землевладельцем из уезда Хесон. Однако противники нового императора были куда сильнее. Главным оппонентом Хеджона в борьбе за трон оказался Ван Гю - аристократ из южной части долины Хангана, две дочери которого были супругами Ван Гона, а третья - женой Ван Му. Главной целью вельможи было свержение ныне правящего императора и возведение на его место одного из сыновей своей дочери. Коварный план Ван Гю практически осуществился: в 945 году Хеджон скончался, по официальной версии, от сильного нервного расстройства. Однако в этот момент в игру вмешался правитель Пхеньяна, который путём вооружённых столкновений воздвиг на престол третьего сына Ван Гона - принца Ё, известного по посмертному имени Чонджон. Ван Гю и все его сторонники, в том числе один из принцев (признаюсь честно, я так и не смогла найти его точного имени) были казнены. Чонджон превзошёл своего предшественника в сроках пребывания на троне всего на несколько лет. В 949 году он скончался при загадочных обстоятельствах: по официальной версии, его смертельно напугала молния, ударившая по одному из дворцовых павильонов (довольно странно, вам так не кажется?). После чего власть перешла четвёртому сыну Ван Гона - принцу Ван Со, известному по посмертному имени Кванджон. На одном китайском сайте я прочитала, что некоторые историки придерживаются мнения, что именно Ван Со приложил руку к гибели своего родного старшего брата - императора Чонджона. Достоверность этих доводов я проверить не могу, поэтому остаётся лишь гадать. Но как сказал принц Ё: «Был ли в Корё такой император, который не убивал братьев в борьбе за трон?». Кванджон пришёл к власти в период политических смут: многочисленные кланы, которые объединил Тхэджо, не переставая боролись за власть, и трон постоянно находился под угрозой. Признавая необходимость создать стабильное правительство, Кванджон принял ряд законов, призванных централизовать власть и ослабить силу феодалов. Известный корейский политик и поэт времён Корё Чхве Сынро (927–989) разделил период правления Кванджона на три этапа: 1) группировка сил; 2) укрепление власти; 3) ослабление позиций. На ранних этапах правления Кванджона власть была сконцентрирована преимущественно в руках могущественных кланов Корё. Чтобы стать ближе к народу, тем самым заручится его поддержкой, император прибег к маленькой хитрости: он начал активно проповедовать буддизм. Религия смогла приблизить Сына Дракона к подданным, и тогда Кванджон приступил к активным действиям. Начиная с 955 года, император стал проводить реформы, призванные укрепить его власть. Во-первых, Кванджон изгнал богатые кланы из суда Корё, создав в 958 году национальную гражданскую службу судебной экспертизы. Во-вторых, ввёл систему экзаменов на государственную службу, которая применялась на протяжении тысячелетия. В-третьих, в 956 году Кванджон принял закон о «проверке статуса рабов»: всем незаконно порабощённым в смутное время Позднего Силла и раннего Корё знатью крестьянам даровали статус «простолюдин», тем самым освобождая их от рабских обязанностей перед владельцем. Переломный этап в политике Кванджона наступил в 960 году. Из-за агрессивного отношения императора к знати и постоянных реформ, притесняющих их власть, могущественные кланы Корё начали бунтовать. Они поняли, что если не свергнуть Кванджона, он уничтожит их. Однако восстания были подавлены до того как успел разгореться пожар. Император не пощадил никого: бунтовщики были казнены или репрессированы, в том числе были убиты принц Хынхва - первый сын Хеджона и принц Гёнчонван - первый сын Чонджона. Чтобы не дать волнениям разрастись с большей силой, Кванджон начинает проводить регулярные «чистки»: все неугодные, будь то высокопоставленные чиновники, военачальники или простолюдины, были репрессированы или убиты. Летописи тех лет гласят: «дети доносили на отцов, а рабы - на господ». Ближе к концу правления Кванджон начал всё больше внимания уделять буддизму. В столице строились новые монастыри и с необычной пышностью проводились ритуальные обряды. Основной причиной такого поведения императора принято считать его желание укрепить образ правителя как покровителя буддийской веры, который должен был обеспечить реформам широкую поддержку. Однако бытует мнение, что таким образом Кванджон пытался искупить вину перед подданными, чьи жизни он покалечил или отобрал. Некоторые историки утверждают, что он искал психологическую компенсацию в фанатическом следовании догматам буддийской религии. В 975 году Кванджон заболел и спустя несколько дней скончался. Точную причину смерти императора до сих пор не установили. Возможно, что и его постигла судьба старших братьев: Хеджона и Чонджона. Преемником Кванджона стал его первый сын - Кёнджон, правивший с 975 по 981 год. Новый правитель продолжил политику отца, при этом взяв курс на «разрядку» накалившейся обстановки. А шестым правителем Корё был Сонджон - сын 8-го принца Ван Ука и супруг третьей дочери Кванджона. Стоит отметить, что в отличие от Тхэджо, у которого было больше 30 жён, у Кванджона было всего две супруги: первой женой императора стала единокровная сестра - принцесса Хванбо (да, это её в дораме сыграла актриса Кан Ханна), также известная как королева Тэмок-ванху, второй женой была принцесса Кёнхвагён - дочь Хеджона. Детей у Кванджона тоже было поразительно мало для императора: два сына и три дочери, причём младший сын скончался ещё в младенчестве. В целом, невзирая на репрессии, период правления Кванджона считается одним из самых успешных в истории Корё. Последователи четвёртого императора разработали дополнительные правила, которые позволили Корё стать сильным централизованным государством в соответствии с конфуцианской моделью, с единой системой власти. Итак, из всего вышеизложенного напрашивается вывод: Кванджон, как и большинство великих правителей, был неоднозначной личностью. Своими реформами он смог поднять государство Корё на новый уровень, но репрессии, проводимые в период его правления, значительно снизили положительный эффект нововведений. Напоследок хочется добавить, что Ли Джунки - не первый актёр, которому пришлось исполнить роль Кванджона. Впервые данный персонаж появился на малых экранах в 2000 году в сериале «Император Ван Гон», в котором его сыграл Чи У. В 2002 году на телеканале KBS1 начала выходить дорама «Рассвет империи», где уже Ким Санджун исполнил роль Кванджона. Следующее появление императора на телеэкранах произошло в 2009 году в сериале «Железная Императрица», в котором его сыграл Чон Сыну. А в 2015 году Чан Хёк в дораме «Сияй или сойди с ума» исполнил роль жестокого принца Ван Со.

Ученые затрудняются указать точное количество корейских династий. Насчитывается около 12 правящих домов, информация о которых сохранилась в легендах или старинных источниках. Однозначно выделяют лишь семь царственных фамилий: Ко, Пуе, Пак, Сок, Ким, Ван и Ли. Сколько всего было в истории Кореи правителей, не знает никто. Упрощая картину, называют три основных династии: Силла, Коре и Чосон. Однако с родственными связями иногда возникают сложности.

Первый правитель страны – мифический. Начало истории Кореи связывают с сыном небесного бога Хвануна, Тангуном. По легенде, он основал страну Чосон и спустя 1,5 тысячи лет после правления превратился в духа Гор. Корейцы называют Тангуна отцом нации, а себя – его потомками. Хроника руководителей Древнего Чосона сохранилась в сборнике «Кювон Сахва» (XVII столетие). Согласно этому древнему документу, длительный период правили потомки Тангуна.

Династии периода трех государств

После образования трех государств (Когуре, Пэкче и Силла) жители каждого продолжали верить, что ведут свой род от Тангуна. В Когуре власть была сосредоточена в руках Конджумона (посмертное имя – Тонмьонсон). В 53 г. на смену пришла новая императорская линия – Тхеджо и его потомки, в 179 году – Хвандо-Кукне (Когукчхон и потомки), затем с 413 года – Пхеньянская линия (берет начало от Корьона). Имена и даты дошли до нас, благодаря знаменитому источнику «Самгук Саги».

Еще одним из трех королевств был Пэкче, а его создатель – Онджей (сын основателя Когуре). Считается, что их потомки правили до 660 года. В Силле по очереди бразды правления брали три семьи: Пак, Сок и Ким. Отдельные представители предпочитали статус императора. За время существования в Силле сменилось 56 руководителей. Позже под этим названием объединились все три королевства, но из-за междоусобиц государство распалось.

Династия Коре

Правители Кореи с 935 по 1392 гг. относились к правящему дому Коре. Родоначальником считается Ван Гон. В Корее придерживались конфуцианской концепции «мандата Неба». Согласно этой системе, право на управление страной династия получает не просто так. Это награда за её мудрость. Если правящая семья начинает проявлять жестокость и деградирует, Небо может возвести на престол других руководителей. Падение династии Кореи считается одним из подтверждений, что потерян «мандат» и нынешние правители уже не способны управлять достойно.

Считалось также, что основатели нового правящего дома должны быть связаны с небесами. Например, рождение такого человека или его жизнь отмечена чем-то необычным. Такие сведения сохранились о правителе Кореи Ван Гоне. Однажды его отцу встретился предсказатель, который указал на благоприятное место для возведения дома. Ещё он упомянул, что будущий сын объединит земли трех государств. Гадатель порекомендовал выбрать имя для ребенка – Ван Гон.

Этот основатель династии Кореи был представителем известного феодального рода. После прихода к власти он сменил название государства, а Силла ему послушно подчинилась, поэтому престол перешел легитимно. Позже войска завоевали Позднее Пэкче, тем самым завершив объединение земель. Но в большинстве случаев этот мудрец действовал аккуратно – сначала посылал дары и стремился договориться мирным путем.

Ван Гон даже взял в супруги девушку из рода Силла, узаконив собственное правление. Всего у него было 29 жен. Ван Гон провел реформы системы управления государством. Он учредил 17 ведомств, из которых главными были три. На память о себе оставил десять предписаний, где давал рекомендации будущим правителям Кореи. Мудрые поступки Ван Гона были замечены, и его наградили посмертным титулом «Великий Прародитель».

Преемником по очереди становились его сыновья: Хеджон, Чонджон, Кванджон. Главной задачей было уменьшить влияние ближнего круга на короля. Этим и занялся Кванджон, когда взошел на трон. Сначала он обратил внимание на формирование сильного и стабильного правительства. Государь хорошенько изучил доступную информацию – например, проанализировал книгу правил «Законы для правителя». Он продолжил дело отца, приняв законы о централизации власти. Один из них был направлен на освобождение рабов. Это повлекло ослабление власти поместий и повысило поступления от налогов бывших рабов, которые стали крестьянами.

Жителям Кореи династия Коре запомнилась многочисленными реформами. Кванджон решил, что отныне для получения должности чиновника необходимо сдавать экзамен. Новшество не только открывало дорогу перед грамотными людьми, но и ограничивало влияние «сильных семей». Перемены коснулись и экономической сферы. К концу X столетия, благодаря Кванджону, ситуация стабилизировалась.

Сын и внук этого талантливого руководителя продолжили работать над изменениями. Они ввели дополнительные правила управления страной, которые позволили централизовать государственную систему. При Йечжоне (1106-1112 гг.) решили делить территорию на провинции. Столичным регионом управляли отдельно. Позаботились об отлаженной системе связи и дорог, построили почтовые станции. Теперь в столицу можно было добраться из любой части страны.

В XI веке власть захватили военные. В этот период этот род династии Кореи не прерывался. Но были убиты сановники, сопровождавшие короля Ыйчжона. Государя отправили в ссылку, а на престол посадили его младшего брата Менчжона. Он управлял страной формально, а на самом деле всё контролировали военные. Гражданские пытались вернуть прежнее положение дел, поднимали восстание. Затем буддийские монахи выступали против такой «опеки». Но позиции оставались достаточно крепкие, а власть военных стала наследственной и продолжалась до середины XII века. Переменам поспособствовала «помощь» монгольских войск.

В истории Кореи династия Коре занимает важное место. В XIII ст. монархи оказались марионетками в руках монгольских ханов. Когда вражеское государство ослабело, корейцы стали сражаться против незваных гостей. В XIV в. после освобождения от гнета врагов, феодальные объединения стали бороться между собой. Заговорщики убили короля Конмина, а спустя два десятилетия свергли ещё одного - Конъяна. В истории Кореи после династии Коре свой след оставила еще одна – Ли.

Династия Ли (И) или Чосон

Основатель следующей династии Ли Сонге был сыном феодала. В период сражений с монголами он сумел показать себя с лучшей стороны. Кроме того, был хорошо известен как отличный полководец и реформатор. К нему положительно относились не только военные, но и другие категории населения: землевладельцы, чиновники, неоконфуцианцы. Первые шаги этого представителя династии Чосон в Корее были кровавыми – он истребил практически весь род Ван. Название «Коре» заменили на «Чосон».

Как и предшественники, представители нового правящего дома звали себя «королями» – ванами. Это означало их зависимость от Императора. По конфуцианской идеологии, он мог быть лишь один и управлял Китаем. Остальные считались его вассалами и отдавали условную дань. Каждый ван согласовывался в Пекине, но это была формальность. Когда дань отправляли в Китай, в ответ присылали подарки примерно такой же стоимости.

Династия Чосон в Корее продержалась долго – около 500 лет (XIV-XIX). Во время её правления на первый план вышли политика и наука. Придумали алфавит, поменялся политический строй, внедрили систему губернаторства. Влияние оказывала соседняя Япония, которая стремилась уничтожить местную культуру. Но после Второй мировой войны страна была освобождена. Историки указывают на политику изоляции, из-за которой произошел крах династии в 1910 году. Правление династии Ли делят на три периода: ранний, поздний, современный.

Изначально укреплялось феодальное господство, переустраивался механизм управления страной. В XV веке появился прогресс в культуре, экономике и военной области. Развивалась агротехника, что позволяло обрабатывать больше полей – повышалась урожайность. Усилилась военная мощь, и благодаря этому, дали отпор иностранным агрессорам. В истории Кореи правители Ли раннего периода остались как реформаторы. Достижения были в разных сферах: астрономии, географии, механике, искусстве. Конфуцианство стало идеологией народа. Многие культурные достижения произошли в период правления Сечжона (1418-1450 гг.). По значимости их сравнивают с эпохой Петра I на Руси. Но мятежи не прекращались, крестьяне регулярно поднимали восстания. Из-за этого в XVI ст. феодальное устройство ослабло. Пришлось пережить и Имджинскую войну, где нация отстояла свою независимость.

Поздний период объединил временной промежуток от XVII до середины XIX столетия. Было восстановлено производство, активно распространялись товарно-денежные отношения. Династия Чосон в Корее поспособствовала развитию капиталистических отношений. Феодальный строй постепенно распадался.

С 1860-х началась современная история правления. Жители сражались против агрессивного поведения иноземцев: было потоплено американское судно, затем отражено вторжение флота Франции. В середине XIX ст. под руководством Ким Ок Гюна внедрили буржуазную реформу. В истории Кореи правители династии Ли продержались до 1897 года.

Коджона и Суджона, последних правителей Чосона, нередко осуждают за неспособность действовать. Их обвиняют в неумении найти нужных союзников и сплотить страну, отсутствии нужных реформ и модернизации, игнорировании интересов крестьянства. Император Суджон был вынужден подписать договор об аннексии, и на 35 лет корейская территория превратилась в колонию Японии. Насколько виноваты в таком повороте истории Кореи правители? Ответ на этот вопрос исследователи и историки ищут до сих пор.

Корейские династии и современная эпоха

После создания Республики Кореи речь о возвращении рода Ли не шла. Наследник корейского престола Ли Ын стремился снова занять своё место. После 1945 года он неоднократно делал попытки вернуться, но правитель Южной Кореи Ли Сын Ман и правительство отклоняли просьбы. В 60-х он все же прибыл в Сеул вместе с супругой и сыном Ли Гу. Семья жила в одном из королевских дворцов, который по-прежнему находился в их собственности. В 1970 году Ли Ын умер. Его сын окончил престижный институт в США, женился на американке и получил гражданство США. Через некоторое время он вернулся в Сеул, где руководил строительной компанией. Сегодня Ли Гу живет в Корее и изредка участвует в клановых церемониях.

Интересно, что некоторые представители правящей династии проходили обряд коронации. Сегодня Ли Хэвон (внучка Коджона) называет себя «императрицей Кореи в изгнании», но её притязания на престол не поддерживаются обществом. Даже внутри семьи есть распри по поводу главенства. Но по мнению корейцев, одновременно с потерей власти правящий дом Ли утратил «мандат Неба».

КВАНДЖОН / ВАН СО / 4 КОРОЛЬ КОРЁ

Кванджон / Ван Со / Gwangjong (광종光宗) (925 - 975) был четвертым императором династии Корё, короли которой правили страной с объединения нации в 936 году до установления новой династии Чосон в 1392 году.

По некоторым сведениям Кванджон родился не в 925, а в 920 году.

Династия Корё

Первый правитель Корё Ван Гон был достаточно осторожен, чтобы расположить к себе аристократию Силла. Последнему королю этой державы он дал важный пост в своем правительстве, а так же взял в жены женщину из королевского рода Силла, чтобы узаконить свое правление. Ван Гон подготовил своим преемникам Десять предписаний, чтобы они после него продолжили укреплять государство и усиливать защиту от соседей на севере. В этих Десяти предписаниях Ван Гон предупредил потомков, что хоть власть государя и опирается на кланы, но это происходит только в военное время, а в мирное стоит ослабить влияние кланов на местах. Но при этом призвал вести осторожную политику, чтобы не провоцировать внутренний конфликт и попытки свержения власти.

Когда Ван Гон умер в 943 году, он получил посмертный титул короля Тхэджо ("Великий Прародитель"). Его преемником стал его сын Хеджон Hyejong (혜종; 惠 宗; 943-945, второй император), а затем его второй сын, Чонджон Jeongjong (정종; 定 宗; 945-949, третий император). А в 949 году трон занял Кванджон / Ван Со - третий сын.


Начало правления

Когда Ван Со, третий сын Ван Гона, пришел на престол в 949, он обнаружил, что его позиция была очень неустойчивой.

Его отец сражался вместе с Кун Е, когда тот восстал против королевы Силла, а затем завоевал Пархэ, Пэкче и Хупэкче. Главы кланов, которые поддерживали Ван Гона, считали себя почти богами на своей земле, но вместо подчинения королю соперничали между собой за влияние над правительством, а через правительство - на короля. Генералы, которые когда-то помогли Ван Гону сесть на трон и создать Корё, руководили его преемниками, соревнуясь в амбициях на трон.

Предшественник Кванджона, король Чонджон, безуспешно пытался уменьшить власть ближнего круга в правительстве, но не имея поддержки элиты, он не смог существенно укрепить трон. Не смог даже перенести столицу в Пхеньян.

Ван Со понял, что его первым приоритетом должно быть создание сильного и стабильного правительства. Признавая большое сходство между своим положением и положением Тайцзуна Тан (626 - 649), который вступил на китайский престол после того, как помогал отцу основать династию Тан, Ван Со провел тщательное изучение книги правил Тайцзуна для Императоров (Законы для правителя, Di Fan). Из этой книги он приобрел много идей о том, как создать стабильное правительство.

Одной из первых проблем, с которой столкнулся Ван Со, было устранить или уменьшить силу своих соперников, многих из которых он заключен в тюрьму, сослал или казнил. Он принял ряд законов, направленных на централизацию государственного управления. Один из них, принятый в 956, был об освобождении рабов (во время конфликтов между различными воюющими кланами, многих захваченных людей перевели в ранг ноби, и они были вынуждены работать в качестве рабов на своих захватчиков. Ван Со восстановил тех, кто был несправедливо низложен, до простолюдинов, тем самым король ослабил власть поместий и увеличил налоговые поступления (рабы не должны платить, а крестьяне - да)).

В 958 Ван Со инициировал систему экзаменов для государственной службы, чтобы выбор правительственных чиновников (노비 안검 법; 奴婢 按 檢 法) происходил из числа наиболее талантливых и умных кандидатов, независимо от социального статуса или происхождения. Ранее правительственные назначения делались на основе социального статуса, семейных связей и расположения, а не по заслугам, что позволило многим некомпетентным людям занять лидирующие позиции и навязать классовую систему. Принцип экзаменов на госслужбу после этого продолжали использовать следующие 900 лет до 1894 года.

Кванджон затем выбрал корейский имя эпохи, Чунпхун (девиз), провозгласил себя императором, суверенным и независимым от любой другой страны. Это стало концом зависимых отношений с Китаем. Преемники Ван Со были также известны как Императоры.

Чхве Сынно (최승로; 崔 承 老), историк, который занимал пост премьер-министра при первых шести королях Корё, в том числе короля Тхэчжо, отца Ван Со, написал книгу, критикуя Кванджона, что тот двигал Корё к долгам, будучи слишком одержимым буддистской деятельностью, ритуалами и общественными проектами. Он заявил, что первые восемь лет правления Кванджона носили мирный характер, потому что он правил мудро и не вершить суровых наказаний, но после этого он стал тираном, щедро тратил деньги, терпел коррупцию и карал всех, кто выступал против его централизованной политики.

В конце своей жизни Кванджон начал строить многочисленные буддийские храмы. Ученые предполагают, что, возможно, он раскаялся в убийстве всех тех влиятельных людей, кто был не на его стороне, и пожелал успокоить возникшее народное возмущение.

Наследие

Ван Со взошел на трон только через тридцать лет после того, как его отец, король Тхэчжо, основал династию Корё, в то время, когда королевские кланы соперничали за политическую власть и трон постоянно находился под угрозой. Признавая необходимость создания стабильного правительства, Ван Со принял ряд законов, чтобы централизовать власть государства и ослабить власть местных феодалов. Освободить рабов и вернуть их в свободный статус простолюдина. В 958 он установил систему экзаменов для гражданской службы, чтобы на госдолжностях находились талантливые и умные люди. Она использовалась 940 лет.

Его сын и внук разработали дополнительные правила для управления страной, которые позволили Корё добиться успеха под сильным централизованным правительством, а так же привели страну в соответствие конфуцианской модели государства.

Ван Со заболел серьезной болезнью в мае 975 года и умер через несколько дней.

Он был дважды женат:
Императрица Дэемок (대목왕후), единокровная сестра Ван Со
Леди Гиеонгваганг, племянница Ван Со

И имел 5х детей от императрицы Дэемок