Объясните что такое ирония. Что такое ирония

Ирония, чаще всего возникает, когда сложно сделать различие между легкой иронической аллегорией и сарказмом или насмешкой. Греки по праву считаются основателями многих философских течений, связанных с осознанием роли человека в обществе, взаимодействием каждого индивидуума и социума в целом, а также с самоопределением человека. Поэтому древнеримские мыслители не могли оставить без внимания такое понятие, как ирония. Согласно их определению, это слово означает «притворство», употребление слов и предложений в противоположном смысле, с целью насмешки.

Использование иронического контекста в античности становится одним из главных элементов в выступлениях философов и государственных деятелей. Уже тогда было понятно, что информация, поданная в ироническом ключе, более запоминаемая и интересная, чем сухое изложение фактов.

В конце девятнадцатого веке сформировался особый литературный стиль, в котором противопоставляются буквальный и скрытый смысл слов. Ирония в литературе становится одним из самых распространенных приемов для привлечения внимания читателей, для придания образности и легкости тексту. Это произошло во многом из-за появления газет, журналов. СМИ стали пользоваться невероятной популярностью благодаря ироническим комментариям журналистов. Причем данный применялся не только в рассказах о забавных происшествиях, но и в освещении новых законов и мероприятий международного значения.

Иронией называют тонкую насмешку, выражаемую в скрытой форме (злая ирония, ирония судьбы, странная случайность). Так пишет о ней в своем толковом словаре С.И. Ожегов - один из самых известных лингвистов двадцатого века, лексикограф в области изучения русского языка.

Что такое ирония в современном смысле слова? Прежде всего, это выражение, где истинный смысл предмета обсуждения замалчивается или отрицает явный. Таким образом, создается ощущение, что предмет обсуждения не такой, как кажется. Ирония относится к риторической образной форме, которая служит для усиления художественной выразительности.

Она формируется под влиянием менталитета, национальных особенностей и приоритетов в различных Поэтому говорить о том, что такое ирония, без рассмотрения ее интерпретации в том или ином ключе невозможно.

Простой моделью такого стиля являются различные речевые обороты. Своей экспрессивной формой они помогают придать сказанному противоположный эмоциональный обличительный смысл. Примеры иронии: «Пуля оказалась отравленной после попадания в ядовитое тело вождя».

В литературе часто для того, чтобы убрать напыщенность, излишнюю торжественность события, используется самоирония. Она позволяет передать отношение автора к происходящему. Например: «Мое лицо, если только оно меня слушалось, выражало сочувствие и понимание». Ироническая насмешка позволяет скрыть негативное отношение к происходящему и сделать его стиль не столь явным.

Ирония имеет различные формы.

  • Прямая используется, чтобы унизить и сделать ситуацию смешной.
  • Антиирония выполняет противоположную задачу - показать, что явление или человек лучше, чем кажется, его недооценили, не разглядели.
  • Самоирония - направленная на себя любимого.

В самоиронии и антииронии отрицательные слова подразумевают скрытый позитив: «Где ж нам, дуракам, чай пить».

Особый тип - сократовская. Самоирония, благодаря которой человек приходит к логическому выводу и находит скрытый смысл.

Что такое ирония для каждого из людей? Это особое Ироническое мировоззрение показывает, что его приверженец не верит тому, во что верит большинство, относится к общим понятиям не слишком серьезно, позволяет себе думать иначе, легче, не так однозначно.

Несмотря на сложность восприятия некоторыми людьми иронии, в жизни, в литературе, в фильмах, в театральных постановках и даже в живописи - это та изюминка, которая делают нашу жизнь интереснее, не такой пресной, скучной, загнанной в какие-то жесткие рамки. Это дает импульс посмотреть на себя со стороны. Увидеть свое несовершенство, но не безнадежность. Попытаться изменить себя в лучшую сторону и помочь этим своим действием не только себе, но и людям рядом.

На любую, даже обидную шутку не стоит отвечать агрессией, а лучше просто улыбнуться, и «от улыбки станет всем светлей».

ИРОНИЯ

ИРОНИЯ

(греч. - притворство). Насмешливое выражение, состоящее в приписывании лицу или предмету качеств прямо противоположных тем, какими он обладает; насмешка в виде похвалы.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ИРОНИЯ

[гр. eironeia ] - 1) тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме; 2) употребление слова или целого выражения в противоположном смысле с целью высмеивания.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

ИРОНИЯ

греч. eironeia , от eironeuma , насмешливое слово, или вопрос. Насмешка, употребляющая для выражения себя почтительные и похвальные слова.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

ИРОНИЯ

ехидство, тонкая насмешка, выражающаяся в таких словах, настоящий смысл которых противоположен их буквальному смыслу. Угадывается чаще всего только по тону, каким произносится фраза или речь.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ИРОНИЯ

тонкая и вместе несколько колкая насмешка, прибегающая для своего выражения к таким сопоставлениям, которые имеют противоположное значение. Так, назвать труса храбрецом или злодея ангелом - значит иронизировать.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Иро́ния

(гр. eironeia)

1) тонкая, скрытая насмешка;

2) стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки; чаще всего - заведомое несоответствие положительного значения и отрицательного подтекста, напр. : блажен в златом кругу вельмож ii пиит, внимаемый царями (Пушкин).

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Ирония

иронии, ж. [греч. eironeia ] (книжн.). Риторическая фигура, в к-рой слова употребляются в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки (лит.), напр. слова лисицы ослу: “Откуда, умная, бредешь ты, голова?” Крылов. || Тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой. В его похвалах чувствовалась злая ирония. Сказать что-н. с иронией. І Ирония судьбы (книжн.) – насмешка судьбы, непонятная случайность.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Ирония

и, мн. нет, ж. (фр. ironie греч. eirōneia притворное самоуничижение).
1. Тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. Злая и . И . судьбы (перен. : странная случайность).
|| Ср. сарказм . юмор .
2. лит. Стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ИРОНИЯ" в других словарях:

    - (от греч. , букв. притворство), филос. эстетич. категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. И. отмечает, т. о., парадоксы развития, определ. стороны диалектики… … Философская энциклопедия

    - (греческое eironeia притворство) явно притворное изображение отрицательного явления в положительном виде, чтобы путем доведения до абсурда самой возможности положительной оценки осмеять и дискредитировать данное явление, обратить внимание на тот… … Литературная энциклопедия

    Ирония - Ирония ♦ Ironie Стремление насмехаться над другими или над собой (самоирония). Ирония держит на расстоянии, отдаляет, отталкивает и принижает. Она нацелена не столько на то, чтобы смеяться, сколько на то, чтобы заставить смеяться других.… … Философский словарь Спонвиля

    ирония - и, ж. ironie f., <, ironia, гр. eironeia. Стилистический прием, состоящий в употреблении слова или выражения в противоположном их значении с целью насмешки. Сл. 18. ИрОния, есть насмевание (глумление, глузность), иное словесы, иное разумом… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ИРОНИЯ, вид тропа, иносказания и шире элемент мироощущения художника, предполагающий насмешливо критич. отношение к действительности. Как средство худож. выразительности (стилистич. прием) и как эстетич. категория И. находится на периферии… … Лермонтовская энциклопедия

    Свобода начинается с иронии. Виктор Гюго Ирония оружие слабых. Сильные мира сего не имеют прав на нее. Хуго Штейнхаус Ирония это оскорбление, переодетое комплиментом. Эдуард Уиппл Ирония последняя стадия разочарования. Анатоль Франс Ирония, не… … Сводная энциклопедия афоризмов

    См … Словарь синонимов

    Ирония - ИРОНИЯ вид насмешки, отличительными чертами которого следует признать: спокойствие и сдержанность, нередко даже оттенок холодного презрения, а, главное, личина вполне серьезного утверждения, под которой таится отрицание достоинства того… … Словарь литературных терминов

    - (др. греч. eironeia букв. “притворство”, отговорка) филос. эстетич. категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. И. отмечает, т.о., парадоксы развития, опр.… … Энциклопедия культурологии

    ИРОНИЯ, иронии, жен. (греч. eironeia) (книжн.). Риторическая фигура, в которой слова употребляются в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки (лит.), напр. слова лисицы ослу: « Откуда, умная, бредешь ты, голова? » Крылов. || Тонкая насмешка … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Ирония и эрос. Поэтика образного поля , Инна Осиновская. Эта книга - не об иронии и не об эросе, хотя этим двум феноменам посвящена большая ее часть. Эта книга о тайне, сопутствующей человеческому бытию, о человеке-страннике, ищущем парадоксальную…

Как правило, человек задумывается над вопросом « Ирония, что это такое? », когда ему нужно осознать разницу между аллегорией и сарказмом. Для этого нужно сначала вспомнить древних греков, основавших многочисленные философские течения, а также много рассуждавших на тему отношений в человеческом обществе. Конечно, не оставили эти древнегреческие мыслители без внимания и вопрос иронии, дав ему простое определение.

Ирония – это употребление слов или изречений с противоположным смыслом, целью этой манипуляции является насмешка.

Ирония в прошлом и сегодня.

Многие политики и философы прошлого использовали иронию в качестве одного из ключевых элементов своих выступлений. Примечательно, что ирония – это отличный способ подачи информации, если вы хотите, чтобы слушатель надолго её запомнил. Действительно, память обладает интересной особенностью – интересная и необычная информация чаще запоминается проще и надолго.

Сегодня ирония представляет собой тонкую насмешку, которая может быть использована в скрытой от слушателя форме.

Примеры иронии в литературе.

Особенно много узнать об иронии можно, если изучить литературу конца 19 века. В эти времена примеры иронии в литературе сыпались, словно из рога изобилия. Такие приемы использовались писателями для того же, что и древними политиками – привлечение внимания и запоминания информации. Как в прошлом, так и сегодня приемами иронии пользуются СМИ, и существует множество передач, в которых этот способ передачи информации является чуть ли не единственным.

Если вы задаетесь вопросом « Ирония что это? », то вам лучше всего ознакомиться с этим понятием на живых примерах:

"Вы – умы, а мы – увы" (Народное творчество)

"Золотой ты человек, Юрий Венедиктович. Все о народе думаешь. Отдохнуть бы тебе надо" (Наша Раша)

"Ты все пела? Это дело " (Крылов).

Примеры иронии можно привести не только в цитатах, к примеру, о следующей ситуации можно сказать как о злой иронии:

Человек №1 всю жизнь вел здоровый образ жизни, правильно питался, ни пил, ни курил. Человек №2 был полной его противоположностью: курил, пил, вел разгульный образ жизни. Человек №1 в расцвете сил обнаруживает у себя диагноз «рак легких». А человек №2 доживает до глубокой старости.

Умело используя приемы иронии, вы сможете добиться больших успехов в общении с другими людьми. Специалисты утверждают, что люди, регулярно использующие иронию в общении, как правило, обладают незаурядным интеллектом.

ИРОНИЯ ИРОНИЯ (греч. - притворство). Насмешливое выражение, состоящее в приписывании лицу или предмету качеств прямо противоположных тем, какими он обладает; насмешка в виде похвалы.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.

ИРОНИЯ [гр. eironeia] - 1) тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме; 2) употребление слова или целого выражения в противоположном смысле с целью высмеивания.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.

ИРОНИЯ греч. eironeia, от eironeuma, насмешливое слово, или вопрос. Насмешка, употребляющая для выражения себя почтительные и похвальные слова.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д., 1865.

ИРОНИЯ ехидство, тонкая насмешка, выражающаяся в таких словах, настоящий смысл которых противоположен их буквальному смыслу. Угадывается чаще всего только по тону, каким произносится фраза или речь.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.

ИРОНИЯ тонкая и вместе несколько колкая насмешка, прибегающая для своего выражения к таким сопоставлениям, которые имеют противоположное значение. Так, назвать труса храбрецом или злодея ангелом - значит иронизировать.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф., 1907.

Иро́ния (гр. eironeia) 1) тонкая, скрытая насмешка; 2) стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки; чаще всего - заведомое несоответствие положительного значения и отрицательного подтекста, напр. : блажен в златом кругу вельмож ii пиит, внимаемый царями (Пушкин).

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, 2009.

Ирония иронии, ж. [греч. eironeia] (книжн.). Риторическая фигура, в к-рой слова употребляются в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки (лит.), напр. слова лисицы ослу: “Откуда, умная, бредешь ты, голова?” Крылов. || Тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой. В его похвалах чувствовалась злая ирония. Сказать что-н. с иронией. І Ирония судьбы (книжн.) – насмешка судьбы, непонятная случайность.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.

Ирония и, мн. нет, ж. (фр. ironie греч. eirōneia притворное самоуничижение).
1. Тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. Злая и . И . судьбы (перен. : странная случайность).
|| Ср. сарказм. юмор.
2. лит. Стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.

ИРОНИЯ это:

ИРОНИЯ ИРОНИЯ (от греч. , букв.- притворство) , филос.-эстетич. категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. И. отмечает, т. о. , парадоксы развития, определ. стороны диалектики становления. Историч. развитие категории И. даёт ключ к её пониманию: в Др. Греции начиная с 5 в. до н. э. «И.» перерастает из обыденных «издевательства» или «насмешки» в обозначение риторич. приёма, становится термином. Так, по определению псевдоаристотелевской «Риторики к Александру», И. означает «говорить нечто, делая вид, что не говоришь этого, т. е. называть вещи противоположными именами» (гл. XXI). Подобный приём распространён не только в литературе, но и в повседневном разговоре; на последовательном его применении строятся целые произв. сатирич. жанра - у Лукиана, Эразма Роттердамского («Похвала глупости») , Дж. Свифта. Риторич. толкование И. как приёма сохраняло свою значимость вплоть до рубежа 18- 19 вв. Однако уже в Др. Греции «сократовская И.», как понимал её Платон, переосмысляла обыденную И.-насмешку в ином направлении: И. предстаёт здесь как глубоко жизненная позиция, отражающая сложность человеч. мысли, как позиция диалектичная, направленная на опровержение мнимого и ложного знания и установление самой истины. Сократовское «притворство» начинается с внеш. позы насмешливого «неведения», но имеет своей целью конечную истину, процесс открытия которой, однако, принципиально не завершён. И. как жизненная позиция, как диалектич. инструмент филос. рассуждения приобретает особое значение в кон. 18-19 вв. (параллельно с отходом от риторич. понимания И.) . Складывающееся в это время новое понимание И. является вместе с тем расширением и переносом риторич. толкования И. на жизнь и историю, включающим опыт сократовской И, Нем. романтики (Ф. Шлегель, А. Мюллер и др. ) , глубоко задумывавшиеся над сутью И., предчувствуют реальную И. исто-рич. становления, но ещё не отделяют её от внутрилит. «цеховых» проблем: их И. направлена прежде всего на лит. форму, на эксперимент с нею, оказывающийся для них символич. актом снятия всего неподвижного и застывшего. Зольгер в понимании И. исходил из представления, что мир есть реальность и идея одновременно, идея «до конца гибнет» в реальности, в то же время возвышая её до себя. «Средоточие искусства, ... которое состоит в снятии идеи самой же идеей, мы называем художественной иронией. Ирония составляет сущность искусства...» («Лекции по эстетике», см. в кн. : Зольгер К.-В.-Ф., Эрвин, М., 1978, с. 421) . С резкой критикой романтич. И. выступили Гегель, затем Кьеркегор («О понятии И.», 1841) , согласно которому И. романтиков есть искажение («субъективи-зация») сократовского принципа субъективности (отрицания данной действительности новым, позитивным моментом - напротив, И. романтиков подменяет реальность субъективным образом) . На рубеже 19-20 вв. в литературе возникают концепции И., отражающие сложность взаимоотношений художеств. личности и мира,- напр. у Т. Манна: субъект, наделённый полнотой переживания и ищущий истины, ощущает трагич. связь и раскол с миром, чувствует себя реальным носителем ценностей, крые вместе с тем подвергаются глубочайшему сомнению. К. Маркс и Ф. Энгельс дали глубокое истолкование понятия И. применительно к реальной диалектике развития человеч. общества. Так, анализируя опыт бурж. революции, Энгельс отмечал: «Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали,- что сделанная революция совсем непохожа на ту, которую они хотели сделать. Это то, что Гегель называл иронией истории, той иронией, которой избежали немногие исторические деятели» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 36, с. 263) , Наряду с этим «И.» употребляется и как традиц. термин теории литературы. Л о с е в А. Ф., Шестаков В. П., История эстетич. категорий, М., 1965; Лосев А. Ф., И. античная и романтическая, в сб. : Эстетика и искусство, М., 1966, с. 54-84; P r a n g H., Die romantische Ironie, Darmstadt, 1972; B e h l e r E., Klassische Ironie, romantische Ironie, tragische Ironie, Darmstadt, 1972; Ironie als literarisches Phanomen, hrsg. v. H.-E. Hass und G.-A. Mohrluder, Koln, 1973; Kierkegaard S., Ober den Begriff der Ironie, Fr./M., 1976; Strohschneider-K o h r s I., Die romantische Ironie in Theorie und Gestaltung, Tub. , 19772.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

ИРОНИЯ (от греч. eironeia – притворство, отговорка)
ч первоначально манера говорить, при которой говорящий притворяется незнающим, несмотря на свое знание, или говорит нечто обратное тому, что он в действительности думает или считает (однако это должно быть понято интеллигентным слушателем). Сократовская ирония состояла в том, что мудрый представлялся глупым перед невеждами, которые кажутся себе знающими и мудрыми, для того чтобы они наконец могли из своих заключений (устами других) узнать о своем невежестве и глупости и направить свои усилия к истинной мудрости. Романтическая ирония заключается в расположении духа, «когда он на все смотрит сквозь пальцы, бесконечно поднимается над всем ограниченным, так же как и над собственным искусством, добродетелью или гениальностью» (Фр. Шлегель); ирония могла быть выражением действительного превосходства или попыткой компенсации внутренней слабости и неуверенности. Экзистенциальная ирония, по Кьёркегору, – это абсолютное неучитывание эстетических явлений при переходе к этическим нормам, которые образуют предпосылку религиозного самонахождения, неучитывание, корни которого лежат в высокоразвитом христ. мире чувств (Кier kegaard, ьdber den Begriff der Ironie, 1841).

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ИРО́НИЯ (греч. εἰρωνεία, букв. – притворство) – категория философии и эстетики, обозначающая высказывание или образ иск-ва, обладающие скрытым смыслом, обратным тому, к-рый непосредственно высказывается или выражается. В отличие от сатиры, к-рая не скрывает своего критич. отношения к объекту, И. является видом скрытой насмешки. В ней отрицание происходит в подчеркнуто-утвердит. форме. И. состоит в том, что кто-либо соглашается, доказывает, утверждает за явлением право на существование, но в этом утверждении и выражается отрицат. отношение к объекту. Обладая смыслом, обратным тому, к-рый непосредственно высказывается, И. предполагает творч. активность воспринимающего ее мышления, что было отмечено Фейербахом в кн. "Лекции о сущности религии". Эту мысль Фейербаха с одобрением выписывает Ленин: "...Остроумная манера писать состоит, между прочим, в том, что она предполагает ум также и в читателе, что она высказывает не все, что она предоставляет читателю самому себе сказать об отношениях, условиях и ограничениях, при которых данное положение только и имеет значение и может быть мыслимо" (Соч., т. 38, с. 71). Впервые термин "И." появляется в греч. лит-ре в 5 в. до н. з. В комедиях Аристофана И. употребляется в отрицат. смысле, обозначая "обман", "насмешку", "хитрость" и т.д. В "Осах" (174) Кленослав поступает "ловко" (eironicos), продавая осла, в "Облаках" (448) Стрепсиад называет ироником (eiron) лжеца. Более глубокий смысл И. получает у Платона. По Платону, И. означает не просто обман, но то, что, внешне напоминая обман, по сути дела является глубоким знанием. В диалогах Платона Сократ широко пользуется И. как средством полемики и доказательства истины. Используя И., Сократ принижает свое знание, делает вид, что не имеет никакого представления о предмете спора, поддакивает противнику, а затем, задавая "наивные" вопросы, приводит собеседника к сознанию своего заблуждения. Платон характеризует сократовскую И. как самоунижение человека, к-рый знает, что он не достоин унижения. Ирония Платона – насмешка, скрывающая под видом самоунижения глубокое интеллектуальное и нравств. содержание. Дальнейшее развитие понятия И. содержится у Аристотеля, к-рый рассматривает И. как притворство, означающее прямую противоположность хвастовству. По Аристотелю, притворство в сторону большего есть хвастовство, в сторону меньшего – И., в середине между ними находится истина. Аристотель говорит, что иронист противоположен хвастуну в том отношении, что он приписывает себе меньше фактически наличного, что он свое знание не высказывает, но скрывает. Он высоко оценивает этич. значение И., считая ее одной из самых гл. добродетелей, "величием души", свидетельством бескорыстия и благородства человеч. личности. Послеаристотелевское понимание И. утрачивает свою глубину. И. определяется то как нерешительность и скрытность (Теофраст, "Характеры"), то как хвастовство и высокомерие (Аристон, "Об ослаблении высокомерия"), то как аллегорич. прием ораторской речи (Квинтилиан, "Риторические наставления", IX, 2). В иск-ве И. появляется в переходные историч. периоды. Ирония Лукиана, являясь формой разложения, самокритики антич. мифологии, отражала падение антич. идеалов. Иск-во средневековья богато сатирич. мотивами, однако они носят поучит. характер и совершенно лишены И. Ср.-век. эстетика вообще выступила с критикой И., считая ее пустым, софистич. иск-вом, разрушающим веру в догматы и авторитеты. Так, Климент Александрийский считал, что цель ее – "возбудить удивление, довести слушателя до раскрытия рта и до онемения... Истина через нее нигде не преподается" ("Строматы", I, 8). В эпоху Возрождения вместе с ростом свободомыслия возникает плодотворная почва для расцвета художеств. практики и эстетич. теории И. Иск-во этого времени в бурлескной и буффонной форме пародирует антич. и ср.-век. идеалы (поэма "Орландино" Флоренго, "Энеида" Скаррона и др.). В трактатах этого времени ("О речи"Дж. Понтано, "Придворный" Б. Кастильоне) И. рассматривается исключительно как риторич. прием, как оборот речи, помогающий избежать "личностей" и подвергнуть к.-л. осмеянию в форме скрытого намека. Эта традиция, рассматривающая И. как своеобразный прием речи, сохраняется вплоть до 18 в. Вико в "Новой науке" определяет И. как троп, образованный ложью, "которая силою рефлексии надевает на себя маску истины" ("Основания новой науки...", Л., 1940, с. 149). Особое значение И. получает в эстетике нем. романтиков, к-рые придавали И. универсальное значение, рассматривая ее не только как прием иск-ва, но и как принцип мышления, философии и бытия. Понятие "романтич. И." получило развитие в теоре-тич. работах Ф. Шлегеля, под непосредств. влиянием философии Фихте. Подобно тому как в системе "наукоучения" Фихте развитие сознания состоит в бесконечном снятии и полагании "Я" и "не Я", романтич. И. заключается в отрицании духом своих собств., им самим поставленных, границ. Согласно принципу романтич. И., никакая художеств. форма не может быть адекватным выражением авторской фантазии, к-рая не выражает себя полностью, всегда оставаясь содержательнее всякого своего создания. И. означает, что творч. фантазия не теряется в материале, не сковывается определ. формами, а свободно парит над собств. созданиями. И. – там, где выражено превосходство выражаемого перед самим выражением. Будучи свободной по отношению к своему материалу, И. синтезирует противоположности, осуществляя единство серьезного и смешного, трагического и комического, поэзии и прозы, гениальности и критики; "В иронии все должно быть шуткой, и все должно быть всерьез, все простодушно-откровенным и все глубоко-притворным" (см. Ф. Шлегель, в сб. "Литературная теория немецкого романтизма", Л., 1934, с. 176). По мнению Шлегеля, И. снимает ограниченность отд. профессий, эпох и национальностей, делает человека универсальным, настраивая его "то на философский лад, то на филологический, критический или поэтический, исторический или риторический, античный или же современный..." (там же, с. 175). Однако этот синтез, осуществляемый на субъективной основе фихтевского "Я", является иллюзорным, целиком зависящим от произвола субъективного сознания. Характеризуя романтич. И., Гегель назвал ее "концентрацией "я" в себе, для которой распались все узы и которая может жить лишь в блаженном состоянии наслаждения собою" (Соч., т. 12, М., 1938, с. 70). Теория романтич. И. получает завершение в эстетике Зольгера, к-рый, подчеркивая диалектич. момент, содержащийся в этой категории, отождествил ее с моментом "отрицания отрицания" ("Vorlesung über Ästhetik", Lpz., 1829, S. 241–49). Романтич. И., воплощенная в художеств. практике Л. Тика ("Мир наизнанку", "Кот в сапогах"), означает абс. произвол автора по отношению к создаваемым образам: сюжет становится предметом игры авторской фантазии, серьезный тон повествования нарушается алогизмами, иллюзия сценич. действия, разрушается появлением автора, реальность действия нарушается смещением планов реального и нереального и т.д. Особое значение И. имеет в поэзии Гейне, к-рый развил ту особенность романтич. И., когда высмеивается не только изображаемый объект, но и сам автор, его позиция по отношению к этому объекту. Ирония Гейне явилась способом избавления от чрезмерного лиризма и напыщенной сентиментальности, формой разложения "романтич." иллюзий автора и утверждения его критич. позиций по отношению к действительности. "У Гейне мечты бюргера намеренно были вознесены, чтобы затем так же намеренно низвергнуть их в действительность" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф. об искусстве, т. 2, 1957, с. 154). В дальнейшем теория романтич. И. развивалась в неоромантич. эстетике символистов, где она понималась как прием, разоблачающий ничтожество явления, раскрывающий его несоответствие с идеалом (см. А. Блок, Балаганчик, Ирония, в кн.: Соч., 1946, с. 303–08 и 423–24). С резкой критикой романтич. И. выступил Гегель, к-рый указал на ее субъективизм и релятивизм (см. Соч., т. 12, с. 68–71). Говоря об "иронии истории", "хитрости мирового разума", он попытался вскрыть объективный характер И., содержащийся в развитии истории. В "Феноменологии духа", показывая диалектику развития познания от обыденных представлений к науч. понятиям, Гегель показал иронич. диалектику развития нравств. и науч. сознания. В бурж. идеалистич. эстетич. теориях 2-й пол. 19 в. И. теряет нравств. и филос. значение, к-рое придавалось ей в классич. эстетике. Иррационалистич. трактовка И. содержится уже у Кьеркегора в его докторской дисс. "О понятии иронии" (S. Kierkegaard, Der Begriff der Ironie, 1841, изд. 1929). Ницше открыто выступает с критикой антич. И., оценивая ее как "лживую хитрость" (см. Собр. соч., т. 1, М., 1912, с. 24). Совр. И., согласно Ницше, выражает пессимистич. отношение к действительности, якобы граничащее с цинизмом (см. тамже, т. 2, М., 1909, с. 156). У Фрейда И. сводится к технич. приему "изображения при помощи противоположности", к-рый позволяет "легко обходить трудности прямых выражений, как, напр., ругательств..." ("Остроумие и его отношение к бессознательному", М., 1925, с. 234). Большое значение категория И. имеет в марксистско-ленинской эстетике. Классики марксизма придавали этой категории широкий обществ. смысл, употребляя ее в применении к философии, художеств. творчеству и мировой истории. Молодой Маркс высоко оценивал сократовскую И., указывая на необходимость "понимать ее... в качестве "диалектической ловушки", при посредстве которой обыденный здравый смысл оказывается вынужденным выйти из всяческого своего окостенения и дойти... до имманентной ему самому истины...". В этом смысле И., по словам Маркса, является необходимой формой теоретич. мышления, философии. "...И Гераклит,... и даже Фалес, который учит, что всё состоит из воды, – между тем, как всякий грек знал, что он не может прожить одной водой... – словом, всякий философ, отстаивающий имманентность против эмпирической личности, прибегает к иронии" (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 199). Подчеркивая критич. момент, содержащийся в И., Энгельс связывал эту категорию с объективным и революц. характером процесса историч. развития. "Что значат крохи нашего остроумия по сравнению с гигантским юмором, который прокладывает себе путь в историческом развитии!" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 29, 1946, с. 88). "Ирония истории", действующая "в нашу пользу", является, по Энгельсу, формой разрушения иллюзий людей о самих себе и характеризует действительный, объективный смысл историч. движений. "Люди, хвалившиеся тем, что с д е л а л и революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали, – что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать. Это то, что Гегель называл иронией истории, той иронией, которой избегли не многие исторические деятели" (там же, т. 27, 1935, с. 462–63). Совр. бурж. эстетика рассматривает И. как характерную особенность совр. иск-ва. Так, исп. философ Ортега-и-Гасет в соч. "Дегуманизация искусства" доказывает, что совр. иск-во обречено на И. и иначе как без И. не может существовать. Только благодаря И., этой самоубийственной насмешке иск-ва над самим собой, "искусство продолжает быть искусством, его самоотрицание чудотворным образом приносит ему сохранение и триумф" ("The Dehumanization of Art", Ν. Υ., 1956, p. 44). В иронич. и скептич. отношении к действительности видит характер совр. иск-ва и нем. экзистенциалист Аллеман ("Ирония и поэзия" – Ironie und Dichtung, 1956). Напротив, современная прогрессивная эстетика дает гуманистическое истолкование И., связывает ее с проблемой правды. "Объективность, – пишет Т. Манн, характеризуя совр. т. н. эпическое иск-во, – это ирония, и дух эпического искусства – дух иронии" (Собр. соч., т. 10, М., 1961, с. 277). Сов. эстетика рассматривает И. как важнейшее средство эстетического воспитания, как способ отказа от романтич. напыщенности, экзальтации и способ утверждения реализма. И. является важнейшей категорией, отражающей существ. явления в развитии совр. реалистич. иск-ва. В творчестве В. Маяковского, С. Прокофьева, Б. Брехта, Т. Манна, Г. Грина и др. И. является таким способом отражения действительности, в к-ром отрицание отживших иллюзий, идеалов и воззрений сочетается с удержанием положительного, с утверждением реалистической позиции автора по отношению к действительности. Лит.: Галлэ Α., Ирония, "Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки", 1898, т. 3, No 7, с. 64–70; Берковский Н., Эстетические позиции немецкого романтизма. [Вступ. ст. к сб.], в сб.: Литературная теория немецкого романтизма, Л., 1934; его же, Немецкий романтизм. [Вступ. ст. к сб.], в сб.: Немецкая романтическая повесть, M–Л., 1935; Максимов Д.. Об иронии и юморе у Маяковского. (К постановке вопроса), "Научн. бюлл. ЛГУ", 1947, No 18; Sсhas1еr М., Das Reich der Ironie in kulturgeschichtlicher und ästhetischer Beziehung, В., 1879; Brüggeman Fr., Die Ironie in Ticks William Lovell und seinen Vorläufern..., Lpz., ; его же, Die Ironie als entwicklungsgeschichtliches Moment, Jena, 1909; Pulver M., Romantische Ironie und romantische Komödie, , 1912; Ernst Fr., Die romantische Ironia, Z., 1915; Thomson J. А. К., Irony. An historical introduction, L., 1926; Heller J., Solgers Philosophie der ironischen Dialektik..., В., 1928; Lussky Α. Ε., Tieck"s romantic irony with special emphasis upon the influence of Cervantes, Sterne and Goethe, Chapel Hill, 1932; Reiff P., Die Ästhetik der deutschen Frühromantik, Urbana, Illinois, 1946, S. 230–38: Alleman В., Ironie und Dichtung, Pfullingen, . Bibliogr., S. 221–30. В. Шестаков. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960-1970.

ИРОНИЯ ИРОНИЯ (греч. ειρωνεία) - философско-эстетическая категория, отмечающая момент диалектического выявления (Самовыявления) смысла через нечто ему противоположное, иное. Как риторическая фигура ирония связана с сатирой, а через нее - с комическим, юмором и смехом. Понятие иронии развивается из семантического комплекса, заключенного в греч. είρων (ироник, т. е. притворщик), означающее человека, который говорит не то, что думает, что нередко сочетается с мотивом самоумаления, самоуничижения: Аристотель определяет иронию как извращение правды (т. е. “середины”) в сторону умаления и противопоставляет иронию хвастовству (EN II 7, 1108 d 20 sqq.). По определению псевдоаристотелевской “Риторики к Александру”, ирония означает “говорить нечто, делая вид, что не говоришь этого, т. е. называть вещи противоположными именами” (гл. 21). Будучи направлена на выявление противоречия между личиной и существом, между словами, делами и сущностью, ирония предполагает, т. о., определенную жизненную позицию, сопоставимую с позицией греч. киника и рус. юродивого. Такова “сократовская ирония”, как ее понимал Платон: самоуничижение Сократа, его “неведение” (он знает, чтоничего не знает), переходит в свою противоположность, позволяя обнаружить чужое “незнание” как иронический момент и подойти к высшему, истинному знанию. Уже сократовская ирония в ее платоновско-аристотелевском осмыслении соединяет в себе иронию как философско-этическую установку, давшую впоследствии иронию как эстетическую позицию, как риторическую фигуру (прием) и как момент самого человеческого бытия. Долговечная риторическая традиция (от 4 в. до н. э. до нач. 19 в.) кодифицирует иронию как прием в ущерб ее жизненно-практической общезначимости и диалектической функции. Новые подходы к иронии возникают в 17-18 вв. (в частности, у Вико и Шефтсбери), в эпоху барокко иклассицизма, в связи с интенсивным осмыслением принципов творчества, творческого дара (ingenium) и т. д. Немецкие романтики (Ф. Шлегель, А. Мюллер и др.) предчувствуют реальную иронию исторического становления. Уже у Ф. Шлегеля ирония выступает как принцип универсального перехода внутри целого: “Ирония есть ясное сознание вечной подвижности, бесконечно-полного хаоса”, “настроение, которое дает обзор целого и поднимается над всем условным”. В иронии “негативность” берет верх над позитивностью, свобода - над необходимостью. Сущность романтической иронии состоит в абсолютизации движения, отрицания, в конечной нигилистической тенденции, которая любое целое как живой организм обращает в хаос и небытие - как бы в последний миг диалектического свертывания этого целого. Это вызвало резкую критику романтической иронии со стороны Гегеля. Однако романтизм заключал в себе и тонкое понимание опосредствующей роли “отрицания” в сложении всякого живого, в т. ч. художественного целого: уже у Ф. Шлегеля, затем у Зольгера ирония опосредует противоположные творческие силы художника и порождает произведение искусства как совершенное равновесие крайностей, когда идея уничтожается в реальном бытии, а действительность исчезает в идее. Ирония - это “средоточие искусства..., которое состоит в снятии идеи самой идеей”, это “сущность искусства, его внутреннее значение” (Золъгер. Лекции по эстетике. - В кн.: Он же. Эрвин. М., 1978, с. 421). Гегель охарактеризовал иронию у Зольгера как принцип “отрицания отрицания”, близкий к диалектическому методу самого Гегеля как “движущий пульс умозрительного рассуждения” (О “Посмертных сочинениях и переписке Зольгера”. - В кн.; Гегель Г. В. Ф. Эстетика, т. 4. M., 1978, с. 452-500; Он же. “Философия права”, § 140). С. Кьеркегор вдиссертации “О понятии иронии...” (Ombegrabet ironi med tatigt hensyn til Socrates, 1841) впервые дал исторический анализ иронии -- как сократовской, так и романтической. Однако сам Кьеркегор склонялся к своего рода ироническому экзистенциализму, утверждая, что “ирония бывает здоровьем, когда освобождает душу от пут всего относительного, и бывает болезнью, если способна выносить абсолютное лишь в облике ничто” (Über den Begriff der Ironie, 1976, S. 83-84). Вообще, “ирония как негативное начало - не истина, но путь” (ibid., S. 231). На рубеже 19-20 вв. в литературе возникают концепции, отражающие сложность взаимоотношений художественной личности и мира, напр. у Т. Манна: субъект, наделенный полнотой переживания и ищущий истину, ощущает трагическую связь и раскол с миром, чувствует свою принадлежность к такому миру ценностей, который в то же время подвергается глубокому сомнению и пребывает в состоянии кризиса. Маркс и Энгельс неоднократно обращались к понятию иронии. В подготовительных материалах к диссертации “Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура” (1841) Маркс рассматривал иронию (сократовскую) как необходимую позицию, присущую философии “в ее отношении к обыденному сознанию”: “всякий философ, отстаивающий имманентность против эмпирической личности, прибегает к иронии”; сократовскую иронию “необходимо понимать... в качестве диалектической ловушки, при посредстве которой обыденный здравый смысл оказывается вынужденным выйти из всяческого своего окостенения и дойти... до имманентной ему самому истины” {Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 40, с. 112). Энгельс писал об “иронии истории”, заключающейся в противоречии между замыслом и его воплощением, между реальной ролью исторических деятелей и их претензиями, шире - в противоречии между объективными закономерностями исторического развития и стремлениями людей, между исторической тенденцией и ее конечным итогом. Так, анализируя опыт буржуазных революций, он отмечал: “Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали,- что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать. Это то, что Гегель называл иронией истории, той иронией, которой избежали немногие исторические деятели” (там же, т. 36, с. 263; см. также т. 19, с. 497; т. 31,с.198). Лит.: Лосев А. Ф. Ирония античная и романтическая. - В кн.: Эстетика и искусство. М., 1966, с. 54-84; Гулыга А. В. Читая Канта. - В кн.: Эстетика и жизнь, в. 4. М., 1975, с. 27-50; Thomson J. А. К., Irony, an historical introduction. Cambr. (Mass.), 1927; Knox N. The word irony and its context, 1500-1755. Durham, 1961; Strohschneider Kohrs t. Die Romantische Ironie in Theorie und Gestaltung. Tub., 1977; Prang H. Die Romantische Ironie. Darmstadt, 1980; Behler E. Klassische Ironie, romantische Ironie, tragische Ironie. Darmstadt, 1981; läpp U. Theorie der Ironie. Fr. /M., 1983. Ал. В. Михайлов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

Что такое ирония?

Goldilocks

В переводе с греческого слово "ирония" (eironeia) означает "притворство".

Ирония - это тонкая насмешка, которую пытаются прикрыть серьезным выражением или одобрением. С помощью иронии человек выражает мысль, которая создает насмешливый эффект.

Ирония - это слова, смысл которых противоположны сказанному. То бишь буквальная фраза имеет обратное значение.

Ирония - фраза или слово, которое выражает насмешку или лукавство. Эдакая "подковырка".

Например:

*У нынешнего президента Украины голова - дом советов.*

*Наш премьер-министр - создатель нового неведомого языка и автор уникального словаря.*

*Сейчас родители дают детям такие красивые имена: Фока, Фока, Фрол, Фёкла...Их фантазии можно только позавидовать. Равно как и детям, которые через несколько лет пойдут в школу.*

*Бедные жены новых русских! У них столько забот: то в салон запишись, то чистильщика бассейна вызови воду поменять, то по бутикам походи, ноги устают. А эта прислуга: кухарке блюда закажи, няньке ЦУ дай, водителя за птичьим молоком отправь. К концу дня, как выжатый лимон.*

Саяны

Ирония - это изящная, завуалированная насмешка, обычно разоблачающая что-то отрицательное (от греч. eironeia - притворство). Бывает и доброй, но, как правило, не очень часто:).

Пример иронии в художественной литературе:

Ф. И. Тютчев.

Людмила козина

Если слова употребляются в отрицательном смысле, противоположном буквальному, это ирония. Например: "Ну, ты храбрец!" Если перевести с греческого языка, то ирония - это притворство, т.е. изображение отрицательного явления в положительном виде. При этом нужно подчеркнуть притворный тон. Если ирония выражается в письменном виде, то слова берутся в кавычки.

Катрина77

Ирония в моём понимании - это коктейль из юмора и мягкого "тыканья носом" в какую-то проблему.

Это очень неплохой способ дать понять людям, при этом их скорее всего не обидев)), что надо на что-то обратить внимание!

Мне ирония часто помогает в жизни..особенно если оппоненты адекватно воспринимают её..

Moreljuba

Под таким понятием как "ирония" имеется ввиду своего рода насмешка с нотками негатива над чем-либо или же над кем-либо. Человек правда также может иронизировать и сам над собой, что дано отнюдь не каждому. Обычно слова иронии произносят серьёзно, но с некой ухмылкой в интонации.

С с с р

Слегка замаскированная (ровно настолько, чтобы умный догадался, а глупый не понял подвоха) насмешка, подтрунивание - вот что такое ирония. Частенько бывает употребима по отношению к самому себе - в этом случае речь о самоиронии.

Альбертик

Легче всего сказать, что ирония- это насмешка над человеком, которая выражается как бы в шутку.

Лучше всего иронию можно уловить в интонации человека, но не нужно обижаться на иронию, чаще всего люди указывают на ваши маленькие недостатки, которые вы не замечаете.

Nikolai sosiura

Ирония - это выражение, которое используется в переносном значении с целью насмешки над собеседником.

Слова того, кто иронизирует, употребляются с отрицательным смыслом, прямо противоположным буквальному.

Ирония проявляется не только в тексте, но и в интонации.

Trew1111

Задавая вопрос: Что такое ирония?, мне вспомнилась история из моей жизни. Когда мои друзья надо мной смеялись и даже слегка издевались, а я этого не мог понять. То есть выходит, что ирония это такая легкая насмешка, которая делает с серьезным видом.

Mant1cora

Ирония в моём понимании - завуалированное (с помощью юмора) указание человеку на его неправильное действие или бездействие. Особенно интересно получается когда человек воспринимает иронию за "чистую монету".

Что значит иронизировать?

Татьяна "@"

Ирония (от греч. eirоnеia, буквально - притворство) , 1) в стилистике - выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его, ставящее под сомнение.

ИИОНИЯ (от греч. eironeia - притворство) ,
1) отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения.
2) Стилистическая фигура: выражение насмешки или лукавства посредством иносказания, когда слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его.
3) Вид комического, когда смешное скрывается под маской серьезного (в противоположность юмору) и таит в себе чувство превосходства или скептицизма.

Добавить в избранное

Ироничность — это способность личности, преподнести отрицательное событие или объект к отображению в положительном виде, чтобы посредством абсурдной оценки осмеять и дискредитировать его, таким способом обратить внимание на этот недостаток.

Со стороны кажется, что Ироничность это довольно простое и вполне допустимое качество личности. Однако Ироничность – это способ поднятия своей нестабильной самооценки. Возвысить себя и принизить собеседника — вот истинная цель!

Ироничность по отношению к другим

Посредством Ироничности человек хочет возвыситься над другими. Ироничность предполагает отношения сверху – вниз, начальник – подчиненный, учитель – ученик. Ироничность в межличностных отношениях, как правило, является формой проявления целого комплекса отрицательных качеств неполноценной личности объединенных в Гордыню

Ирония направленная на других это проявление Гордыни


При этом интонация и направление Иронии зависит от человека который ее применяет. Так Ироничность, у злого – она злая, у доброго – добрая.

Ироничный человек – мастер прямо противоположной оценки, он не способен говорить лживые комплименты, поэтому говорит искренние гадости.
В словах Ироничного человека «да» всегда означает «нет», а за «нет» прячется «да».
В тоже время истинный мастер Иронии наделён тонким умом, он наблюдателен и внимателен к происходящему. Его нисколько не смущает обстоятельство, что его, казалось бы, благородная цель – открыть глаза на что-то, утверждается отрицательными средствами.
Ироничному человеку, чтобы дать позитивный отзыв на что-либо, не нужны похвалы и комплименты. Бывает так, что сама ситуация толкает ироничного человека к демонстрации своего качества. Ироничный человек не боится быть смешным. В арсенале инструментов его общения обязательно присутствует самоирония или самоуничтожение, при которой субъект и объект иронии выступают в одном лице.

Самоирония

Самоирония чаще принимает вид уничижительной характеристики. Главная задача самоиронии донести нелицеприятную, причиняющую боль информацию относительно самого себя.
Иронизируя по поводу какого-нибудь своего недостатка либо промаха, ироничный человек предоставляет самому себе возможность снять внутренний дискомфорт, приспособиться к условиям среды, почувствовать уверенность в себе.
Самоирония чаще принимает вид уничижительной характеристики. Пример: — Я блондинка.. мне все можно!

Ирония, как защита от внешних обстоятельств

Ирония часто служит щитом и защитным средством от негативных воздействий внешнего мира. Ирония – это перемена полюса переживаний ситуации с минуса на плюс. Человек испытывал беспокойство и тревожность.
Если включилась Ироничность в ситуации и тревожность сменилась уверенностью, враждебность – снисходительностью, ужастик стал комиксом, а непереносимый страх – игрой воображения. Эту спасительную и освобождающую функцию иронии очень точно выразил Вольтер: “Что сделалось смешным, не может быть опасным”.