Германия. Географическое положение

Географическое положение

положение какого либо пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. Под Г. п. в математической географии понимается широта и долгота данных пунктов или местности, в физической географии - их положение в отношении физико-географических объектов (материков, гор. океанов, морей, рек, озёр и т.д.). В экономической и политической географии под Г. п. понимают положение страны, района, населённого пункта и иных объектов по отношению к др. экономико-географическим (включая пути сообщения, рынки, хозяйственным центры и т.д.) и физико-географическим объектам, а также положение страны относительно др. государств и их групп. Г. п. является одним из условий развития стран, районов, городов и др. населённых пунктов. Практическое значение Г. п. изменяется в различных социально-экономических формациях.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Географическое положение" в других словарях:

    Большой Энциклопедический словарь

    географическое положение - Характеристика расположения объекта на земной поверхности относительно других географических объектов и стран света … Словарь по географии

    Положение какого либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по… … Энциклопедический словарь

    Положение географического объекта на поверхности Земли в рамках заданной системы координат и по отношению к любым вне его расположенным данностям, оказывающим прямое или косвенное воздействие на данный объект. При конкретном изучении… … Географическая энциклопедия

    Положение к. л. пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к др. терр. или объектам; относительно поверхности Земли Г. п. определяется с помощью координат. Различают Г. п. по отношению к природным объектам и к экон. геогр.… … Естествознание. Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    - … Википедия

    - (ЭГП) это отношение объекта города, района, страны к вне его лежащим объектам, имеющим то или иное экономическое значение, все равно, будут ли эти объекты природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н.Баранскому). Другими словами,… … Википедия

    Положение региона или страны относительно других объектов, имеющих для него экономическое значение. Э. г. п. категория историческая, может измениться в связи со строительством ж. д. или электростанции, началом разра­ботки месторождения полезного… … Географическая энциклопедия

    Положение месторождения, предприятия, города, района, страны или иного экономико географического объекта по отношению к прочим экономико географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение. Оценка ЭГП объекта зависит от его положения … Финансовый словарь

Книги

  • Очерки по истории географических открытий , Магидович И.. Цель предлагаемой книги - показать, как сложилось в результате многих сотен путешествий, начиная с…
  • Географическое положение и территориальные структуры. Памяти И. М. Маергойза , . Сборник посвящен памяти выдающегося советского экономико-географа Исаака Моисеевича Маергойза. Свое…

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.

3.1. Физико-географическое и экономико-географическое положение.

Географическое положение включает разные по своей внутренней сущности категории: физико-географическое и экономико-географическое положение .

Физико-географическое положение - это пространственное расположение какой-либо местности (страны, района, населенного пункта или какого-либо другого объекта) по отношению к физико-географическим данностям (экватору, начальному меридиану, горным системам, морям и океанам и т. д.).

Соответственно физико-географическое положение определяется географическими координатами (широта, долгота), абсолютной высотой по отношению к уровню моря, близостью (или отдаленностью) к морю, рекам, озерам, горам и т. п., положением в составе (расположением) природных (климатических, почвенно-растительных, зоогеографических) зон.

С точки зрения экономической географии физико-географическое положение местности (как и отдельные его составные элементы) необходимо рассматривать как условие (предпосылку) для возможного осуществления какого-либо вида хозяйственной деятельности, т. е. как предпосылку для размещения производительных сил.

Экономико-географическое положение (ЭГП) - это пространственное расположение местности (страны, района, населенного пункта или какого-либо другого хозяйственного объекта) по отношению к путям сообщения (транспортно-географическое положение), другим местностям (странам, районам, населенным пунктам, месторождениям полезных ископаемых и т. п.), с которыми данная местность или объект связаны либо как с источниками снабжения (сырьем, топливом, энергией и т. п.), пополнения рабочей силой, либо как с районами сбыта и т. п.

И физико-географическое, и экономико-географическое положение любой местности сугубо индивидуально (неповторимо). Место, которое занимает каждое территориальное образование (местоположение страны, района, населенного пункта, предприятия и т. п.), не только индивидуально само по себе (в системе географических координат), но и в своем пространственном окружении, т. е. в своем расположении по отношению к морю, торговым центрам, путям сообщения и т. п. Следовательно, мест с одинаковым географическим положением нет.

Экономико-географическое положение - категория пространства, так как образующие его элементы - это пространственно взаиморасположенные, т. е. находящиеся на определенном расстоянии друг от друга, объекты (страны, районы, предприятия, города, источники сырья, топлива и т. п.). Именно по принципу пространственной близости (отдаленности) различают так называемое «соседское положение» или ближайшее окружение какого-либо объекта, центральное положение, микро- (малое), мезо- (среднее), макро- (большое) положение.

Расстояние (пространство) покрывается с помощью транспорта и воздействует на размещение производительных сил через определенный уровень транспортных издержек. Следовательно, оценку экономико-географического положения любой местности, как одного из важнейших факторов размещения производительных сил (благоприятное, неблагоприятное, выгодное, невыгодное, удобное, неудобное и т. п.), следует также проводить с точки зрения возможной экономии транспортных издержек.

Экономико-географическое положение не только категория пространства, но еще в большей мере общественно-историческое и экономическое понятие, так как по содержанию и характеру проявления (удобное или нет и т. п.) полностью зависит от условий общественного и хозяйственного развития той или иной территории.

В самом деле, любой из элементов физико-географического положения (положение по отношению к начальному меридиану, экватору, морю, высота над уровнем моря, положение в составе климатических, почвенно-растительных и других зон и т. д.) практически навсегда остается неизменным, а потому их роль в возможном изменении физико-географического положения какой-либо местности абсолютно пассивна .

Напротив, все элементы экономико-географического положения (положение по отношению к путям сообщения, местам сбыта, источникам снабжения и т. п.) относятся к числу тех, которые существенно изменяются во времени (как и в пространстве), так как зависят от способа производства, уровня развития и характера экономики, науки, техники, технологии разных мест, а потому и сказываются на экономико-географическом положении этих мест.

Наиболее быстро изменяющимся фактором экономико-географического положения является транспортно-географическое положение, то есть расположение местности по отношению к путям сообщения. Как совершенствование техники (средств сообщения) сказывается на экономико-географическом положении местности, особенно наглядно можно проследить на примере Австралии, которая вплоть до 70-х гг. XIX в. в экономико-географическом отношении была одной из самых изолированных стран мира. Появление новых, скоростных, технически совершенных, специальных транспортных средств (суда-рефрижераторы, суда-холодильники для перевозки скоропортящихся видов сельскохозяйственной продукции, танкеры для транспортировки нефти и природного газа в сжиженном виде, рудовозы и другие специальные суда для перевозки сухогрузов - пшеницы, угля и т. д.) сказалось на транспортно-географическом (соответственно и экономико-географическом) положении этой страны таким образом, что фактически приблизило (по скорости и стоимости перевозок грузов) ее к центрам мировой торговли и важнейшим путям сообщения, сделало из невозможного реальным потребление продукции ее промышленности и сельского хозяйства практически в любой стране и районе мира. В настоящее время Австралия - один из крупнейших производителей и экспортеров самой разнообразной сельскохозяйственной продукции (масло, сыры, сгущенное молоко, мясо говядины, баранины, овечья шерсть, зерно, хлопок, тростниковый сахар и др.), продукции отраслей горнодобывающей промышленности (железная и марганцевая руда, оловянные, медные, свинцово-цинковые концентраты, уголь, нефть и др.). Очевидно, что изменение экономико-географического положения Австралии, ее роли в международном разделении труда было обусловлено прогрессом техники (транспорта), общим высоким уровнем экономики этой страны.

Изменения в экономико-географическом положении могут быть обусловлены и другими причинами. Например, ослаблением роли или утратой экономического значения того или иного фактора размещения (сырьевого, топливного, энергетического, рабочей силы, потребительского, в том числе и транспортного) и соответственно автоматическим выходом их из состава определяющих связи данной местности с другими местностями (как с источниками сырья, топлива, энергии, рабочей силы или как с районами сбыта продукции) или, наоборот, усилением роли какого-либо из факторов и соответственно усилением его влияния на этот процесс.

Например, экономико-географическое положение Урала как условие возможного развития здесь черной металлургии неоднократно менялось и в разные периоды времени его можно было оценить как весьма удобное на том этапе развития, когда в качестве топлива мог быть использован местный древесный уголь, а в качестве сырья - своя железная и марганцевая руда; как удобное, когда вынуждены, были использовать привозное топливо (кокс Кузнецкого бассейна России, Донецкого Украины или Карагандинского Казахстана), так как собственного коксующегося угля на Урале нет; наконец, не очень удобное, когда выработали железные и марганцевые руды на большинстве своих месторождений и вынуждены были завозить не только коксующийся уголь, но и железные и марганцевые руды из других мест (Центрально-Черноземный район России, Украина, Казахстан и др.). Дело усугублялось еще и тем, что это необходимо было делать в основном с помощью железнодорожных перевозок, так как возможности для завоза сырья и топлива дешевым морским путем (как в Балтиморе, Филадельфии или Торонто) на Урале нет.

Таким образом, в ходе исторического развития экономико-географическое положение любой местности страны или района, населенного пункта, хозяйственного объекта может в корне измениться. Причина этому - прогресс в развитии науки, техники, технологии, экономики, организации производства, как в рамках данной местности, так и в ее окружении, то есть в пределах территории связанных с нею других мест.

3.2. Природные условия и ресурсы.

Природа, географическая (природная) среда играет важную роль в жизни и развитии человеческого общества. Природа в широком смысле слова охватывает весь материальный мир. Географическая среда - часть природы, которая непосредственно связана с жизнью и деятельностью общества, взаимодействует с ним. Важнейшая особенность географической (природной) среды - территориальная неоднородность, делает ее одним из главных факторов расселения людей и размещения производства.

Составные элементы географической (природной) среды - природные условия и ресурсы.

Природные условия - это тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил существенны для жизни и деятельности общества, но не участвуют непосредственно в материальном производстве (например, рельеф, климат местности, ее географическое положение).

Природные ресурсы - это тела и силы природы, которые непосредственно используются в материальном производстве (например, полезные ископаемые).

Такое деление географической (природной) среды на условия и ресурсы весьма условно и исторически изменчиво. Одни и те же компоненты природной среды могут выступать и как условия, и как ресурсы. Например, вода, солнечный свет, растительность являются и условиями и ресурсами. С развитием общества, его производительных сил все большая часть тел и сил природы из класса условий переходит в класс ресурсов. Например, солнечная энергия, энергия ветра, приливов.

К природным условиям из компонентов природной среды, как правило, относят: климат, почвы, рельеф, геологическое строение, растительный и животный мир местности. Весьма важной составляющей природных условий является также физико-географическое положение местности, в частности ее расположение в той или иной природной зоне земли.

Природные условия влияют практически на все стороны повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Особенно велико их воздействие на здоровье и стоимость жизни населения (затраты на жилье, одежду, продукты питания), продуктивность и специализацию сельского хозяйства, способы и эффективность добычи полезных ископаемых, экономику строительства, водного транспорта, технологические характеристики производства.

Влияние природных условий на жизнь, труд и бытовые особенности населения определяется уровнем их комфортности для человека, для чего используется множество показателей: продолжительность климатических периодов, контрастность температур, влажность климата, ветровой режим, наличие природных очагов инфекционных заболеваний и др.

Широко распространена оценка природных условий в отношении различных сфер и отраслей хозяйственной деятельности людей (транспорта, промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии). Особое значение имеет она для сельского хозяйства, где производство продукции напрямую связано с использованием земли, солнечной энергии, влаги и других компонентов природного комплекса.

Сельскохозяйственная оценка природных условий основана на сопоставлении параметров их основных характеристик с требованиями различных видов культурных растений и животных к факторам жизни: теплу, влаге, почвам, естественным видам растительности, составляющим кормовую базу для домашних животных, и др.

Агроклиматические условия местности характеризуют показатели тепла и влаги. Количество тепла (термических ресурсов) и влаги (условия увлажнения) - непременное условие не только жизни сельскохозяйственных растений, но и эффективности их производства (существенно сказывается на урожайности сельскохозяйственных культур и качестве продукции).

Для учета термических ресурсов используют сумму активных (среднесуточных) температур за весь период роста (период вегетации, вегетационный период) растений. При этом выделяют периоды с температурами выше +5, +10, +15 °С .

Условия увлажнения той или иной местности оценивают по количеству осадков (сумма атмосферных осадков за год в миллиметрах) и величине их возможного испарения. Для этой цели используется отношение этих величин, именуемое как коэффициент испаряемости.

Почвенные условия - другая важная составляющая природной характеристики региона (страны, района), также имеют огромное значение в жизни растений. Показателем ценностных свойств почв является ее плодородие, т, е. способность обеспечивать растение усвояемыми питательными веществами, влагой и давать урожай. Основой для оценки плодородия почвы или ее бонитировки служат материалы обследования механического и органического состава почв, содержание в ней гумуса и элементов питания растений, важнейшие физические свойства и др. Результаты бонитировки почв выражаются в обобщенных относительных показателях - баллах и используются для практических рекомендаций по поводу возможности выращивания тех или иных видов сельскохозяйственных культур (развития сельскохозяйственных отраслей) в той или иной местности.

Помимо агроклиматических показателей, определяющих плодородие почв, учитывают и другие условия (показатели), имеющие большое значение в сельском хозяйстве: рельеф (степень пересеченности, крутизна и экспозиция склонов), конфигурация и размеры земельных массивов, особенно земель сельскохозяйственного назначения, наличие водоемов (поверхностных и подпочвенных вод), видов (типов) растительности и др.

В процессе обоснования размещения отраслей сельского хозяйства пользуются данными о зональных различиях территории страны (района и т. п.).

Природные ресурсы, обнаруживающие в ходе исторического развития общества тенденцию к постоянному расширению своих видов, в основном подразделяются на минерально-сырьевые (или ископаемые), земельные, водные, биологические и рекреационные. Специфическим видом природных ресурсов является территория, понимаемая как жизненное пространство, на котором возникло, развивается и осуществляет свою деятельность (в том числе хозяйственную) человеческое общество.

Запасы многих природных ресурсов ограничены, в связи, с чем возникает проблема их исчерпаемости. По признаку исчерпаемости природные ресурсы делят на исчерпаемые и неисчерпаемые. В свою очередь, исчерпаемые подразделяются на невозобновляемые (минеральные) и возобновляемые (биологические, земельные, водные).

Очень часто природные ресурсы отождествляются с минеральными ресурсами (полезными ископаемыми). Минеральные ресурсы относятся к категории исчерпаемых, невозобновляемых, их общие запасы по мере использования неуклонно уменьшаются.

По направлению использования минеральные ресурсы принято подразделять на топливно-энергетическое сырье (нефть, уголь, природный газ, сланцы, торф, уран), черные, легирующие и тугоплавкие металлы (руды железа, марганца, хрома, никеля, кобальта, вольфрама и др.), цветные металлы (руды алюминия, меди, свинца, цинка, ртути и др.), благородные металлы (золото, серебро, платиноиды), химическое и агрономическое сырье (калийные и каменные соли, апатиты, фосфориты и др.), техническое сырье (алмазы, асбест, графит, слюда, тальк), строительное сырье (глины, пески, известняки и др.), флюсы и огнеупоры.

Наиболее распространенный показатель оценки минерально-сырьевых ресурсов - запасы полезных ископаемых, т. е. количество минерального сырья в недрах Земли, на ее поверхности, на дне водоемов и в поверхностных и подземных водах.

Запасы полезных ископаемых в недрах измеряются в кубических метрах (горючие газы, строительные материалы и др.), в тоннах (нефть, уголь, руды), килограммах (благородные металлы) или в каратах (алмазы).

Геологические запасы полезных ископаемых имеют различную степень изученности и различную степень точности оценки. Различают общие запасы, т. е. все имеющиеся в наличии, и балансовые - те, которые целесообразно разрабатывать при современном уровне техники и экономики. Балансовые запасы по степени достоверности их определения разделяют на категории.

В России различают четыре категории балансовых запасов: А (детально разведанные запасы), В (разведанные месторождения с примерно определенными границами залегания), С 1 (разведанные в общих чертах), С 2 (предварительно оцененные запасы). Существует также категория прогнозных геологических запасов, оцениваемых как возможные.

В зарубежных странах применяется другая классификация запасов. Выделяют разведанные (конечные извлекаемые), достоверные (извлекаемые при современном уровне развития техники), прогнозные, или вероятные (наличие которых в недрах Земли предполагается на основе научных прогнозов и гипотез).

Очень важным показателем оценки полезных ископаемых является также ресурсообеспеченность, под которой понимают соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования (добычи). Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса (как частное от деления объема запасов какого-либо вида полезных ископаемых на объем его годовой добычи), либо его запасами из расчета на душу населения.

Совокупную обеспеченность территории (региона, страны, района) природными ресурсами характеризует понятие «природно-ресурсный потенциал». Его величина складывается из потенциалов отдельных видов природных ресурсов, т. е. представляет собой совокупную оценку структуры, размеров запасов, качества, степени изученности и направления освоения этих ресурсов.

3.3. Отраслевая и территориальная структура хозяйства.

При анализе разных типов территориально-производственных систем (хозяйство мира, региона, страны, района и т. д.) обычно приходится иметь дело с двумя видами структур - отраслевой и территориальной. И та и другая показывает соотношение различных элементов хозяйственной системы - вещественных нетерриториальных (отрасли, предприятия, производства), и тогда речь идет о ее отраслевой (компонентной) структуре, и территориальных (регион, экономическая зона, район и т. п.), и тогда рассматривается ее территориальная (региональная) структура.

Отраслевая структура хозяйства - это совокупность его отраслей, характеризующихся определенными количественными соотношениями (состав и пропорции развития отраслей) и взаимосвязями.

Отраслевая структура хозяйства представлена отраслями материального и нематериального производства (отраслями производственной и непроизводственной сферы),

Производственную сферу образуют отрасли:

  • непосредственно создающие материальный продукт (промышленность и строительство, сельское и лесное хозяйство);
  • доставляющие материальный продукт потребителю (транспорт и связь);
  • связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки).

Непроизводственная сфера включает отрасли услуг (жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, транспорт и связь по обслуживанию населения) и социального обслуживания (просвещение, здравоохранение, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование, финансирование и страхование, аппарат управления и др.).

Представленные основные отрасли хозяйства - промышленность, сельское хозяйство, строительная индустрия, транспорт расчленяются на так называемые укрупненные отрасли, а те, в свою очередь, - на однородные (специализированные) отрасли и виды производства (например, сельское хозяйство распадается на земледелие и животноводство; земледелие - на зерновое хозяйство, производство технических культур, овощеводство, бахчеводство, садоводство и виноградарство и т. д.; животноводство - на скотоводство, овцеводство, свиноводство, птицеводство, пчеловодство и т. д.).

В отраслевой структуре хозяйства выделяются также межотраслевые сочетания (комплексы), представленные как совокупность однородных производств в рамках одной отрасли (например, топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, транспортный комплексы), так и технологически связанные разные отрасли (например, строительный, военно-промышленный, аграрно-промышленный комплексы).

Наиболее сложной структурой среди них отличается агропромышленный комплекс (АПК), включающий три сферы деятельности:

  • промышленность, производящую средства производства для сельского хозяйства (сельскохозяйственное машиностроение, производство удобрений и др.);
  • собственно сельское хозяйство (отрасли земледелия и животноводства);
  • отрасли по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции, доведению ее до потребителя (пищевая промышленность и первичные отрасли легкой промышленности, заготовительная система и элеваторно-складское хозяйство, торговля плодтоварами и общепит).

Важной составной частью хозяйства является инфраструктура, представляющая собой совокупность материальных средств по обслуживанию производства и населения.

В зависимости от выполняемых функций различают производственную, социальную и рыночную инфраструктуру.

Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и включает транспорт, связь, складское хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения и устройства, коммуникации и сети (линии электропередач, нефтепроводы, газопроводы, теплотрассы, водопровод, телефонные сети и т. п.).

Социальную инфраструктуру в основном образуют отрасли жилищно-коммунального и бытового хозяйства населенных пунктов (пассажирский транспорт, сети водо- и энергоснабжения, канализация, телефонные сети, культурно-зрелищные объекты, учреждения народного образования, здравоохранения, общепита и т. п,).

Рыночная инфраструктура включает коммерческие банки, товарно-сырьевые и фондовые (операции с денежными ресурсами и ценными бумагами) биржи.

Отраслевая структура хозяйства определяется:

  • по удельному весу отраслей в общем, объеме производства продукции;
  • по численности занятых и стоимости основных производственных фондов (машин, оборудования, инструментов, производственных зданий и сооружений и т. п., используемых в материальном производстве).

Среди перечисленных основным является показатель объема произведенной продукции, позволяющий наиболее объективно судить о соотношении отраслей и их взаимосвязях.

В ходе исторического развития в отраслевой структуре мирового хозяйства происходят изменения. Как общая тенденция, сначала «первичные отрасли» (сельское хозяйство и добывающая промышленность) уступают первенство «вторичным отраслям» (обрабатывающая промышленность и строительство), затем «вторичные» - «третичным» (сфера услуг).

В современной структуре мирового хозяйства доля сферы услуг и других отраслей непроизводственной сферы (третичные отрасли) существенно возросла и уменьшилась доля производственной сферы (первичные и вторичные отрасли). В среднем в мире в непроизводственной сфере уже занято более 1/3 активного населения, а в отдельных развитых странах мира этот показатель (занятости) доходит до 50% и выше. В структуре ВВП отдельных развитых стран доля сферы услуг и того выше (60% в Германии и Японии, 70% в США).

Большие изменения в настоящее время происходят и в структуре материального производства. Они связаны, прежде всего, с изменением пропорций между промышленностью и сельским хозяйством в пользу промышленности, от развития которой зависит рост производительности труда во всех отраслях хозяйства. Удельный вес промышленности в ВВП наиболее развитых стран мира (США, Япония, Германия, Франция и др.) находится на уровне 25-35%, а сельского хозяйства составляет всего 2-3%. В новых индустриальных и постсоциалистических странах доля сельского хозяйства также неуклонно снижалась, хотя еще и относительно высока (6 -10% ВВП) .

И только в развивающихся странах сельское хозяйство (его доля в ВВП составляет 30-40%) по-прежнему значительно превосходит промышленность (10-20%).

В составе промышленности продолжает снижаться доля добывающих отраслей и расти доля обрабатывающих. В последних особо высокими темпами роста выделяются новейшие наукоемкие отрасли машиностроения и химической промышленности (микроэлектроника, робототехника, органический синтез и др.).

Произошли изменения и на транспорте. В грузообороте первое место занимает морской транспорт (более 60%), а в пассажирообороте - автомобильный (около 80%). И в том и в другом виде перевозок второй - железнодорожный транспорт (соответственно 15 и 10,2%), Быстро развиваются сравнительно новые виды транспорта: воздушный и трубопроводный.

В пассажирских перевозках воздушный транспорт уже приблизился к железнодорожному (9,2%), в грузовых - трубопроводный (11,8%) также догоняет железнодорожный.

В товарной структуре мировой торговли увеличилась доля готовых изделий, машин и оборудования, уменьшилась доля сырья и продовольствия. Возросла торговля технологиями (патентами, лицензиями и т. д.).

Под территориальной структурой хозяйства понимается его деление по территориальным образованиям (таксонам). Такого рода территориальные образования разного уровня и вида (регионы, экономические зоны и районы, промышленные группировки и комплексы, центры и узлы и т. п.), как указывалось выше, являются конкретными формами территориальной организации производства (хозяйства).

В территориальной структуре современного мирового хозяйства можно выделить несколько иерархических уровней и соответствующих им видов территориальных образований.

Это, прежде всего региональный (международный) уровень, охватывающий самые крупные, самые обширные территориальные части мирового хозяйства - континенты, их отдельные части и страны. Этому уровню территориальной организации хозяйства соответствуют такие территориальные образования, как регион, субрегион, страна.

Принципы, положенные в основу выделения таких звеньев мирового хозяйства, как регион и субрегион, могут быть самые разные (историко-географические, этнические, политические, экономические и даже религиозные), а потому само деление хозяйства мира на регионы и субрегионы носит условный, в определенной мере субъективный характер.

Положение в территориальной структуре хозяйства стран мира обусловлено их участием в международном разделении труда. Собственно по этой причине и регионы, и субрегионы, как сочетания, группировки разных стран, также участвуют в международном разделении труда и существуют вполне объективно.

Регион - самое крупное территориальное образование в хозяйстве мира, составленное из нескольких (из групп) стран, расположенных на одной общей территории и объединенных рядом других признаков. В составе мирового хозяйства выделяют семь основных или главных регионов: Северную Америку, Латинскую Америку, Африку, Австралию и Океанию, Содружество Независимых Государств (СНГ), Зарубежную (по отношению к странам СНГ) Европу и Азию.

Субрегион - крупная часть региона, отличающаяся от других его составных частей своеобразием исторических, природных и экономических условий развития производительных сил, социализацией и особенностями размещения хозяйства. В пределах Европы выделяют две крупные части - Восточную (Албания, Болгария, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, Югославия) и Западную. Западная Европа, охватывающая территорию двадцати четырех государств, в свою очередь подразделяется на Северную (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция), Среднюю (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария) и Южную (Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино) Европу. Таким образом, Европу подразделяют на четыре субрегиона.

Субрегионы Азии: Центральная и Восточная Азия (Китай, Республика Корея, КНДР, Монголия, Япония), Юго-Восточная Азия (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины), Южная Азия (Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланка, Бутан, Мальдивы), Западная Азия (Афганистан, Бахрейн, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кипр, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Турция).

Африку подразделяют на Северную (Алжир, Египет, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис, Зап. Сахара), Восточную (Джибути, Кения, Коморские о-ва, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Мозамбик, Реюньон, Сейшельские о-ва, Сомали, Судан, Танзания, Эритрея, Эфиопия), Центральную (Ангола, Бурунди, Габон, Заир, или Демократическая республика Конго, Уганда, Центрально-Африканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея), Западную (Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Камерун, Кот-д"Ивуар, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того) и Южную Африку (Ботсвана, Зимбабве, Лесото, Намибия, Свазиленд, ЮАР).

Субрегионы Латинской Америки: Средняя Америка (Мексика и страны Центральной Америки и Вест-Индии - Антигуа и Барбуда, Багамские о-ва, Барбадос, Белиз, Гаити, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминика, Доминиканская Республика, Коста-Рика, Куба, Панама, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка), Андские страны (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор), страны бассейна Амазонки и Ла-Платы (Аргентина, Бразилия, Гайана, Парагвай, Суринам, Уругвай).

В составе региона Австралия и Океания выделяют: Австралию, Меланезию (Ванутату, Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы о-ва, Фиджи, Западное Самоа), Полинезию (Новая Зеландия, Тонга, Тувалу, Кирибати, Маршалловы о-ва) и Микронезию (Микронезия, Науру, Палау).

Регион Северная Америка состоит из двух государств - Канады и США, а СНГ - из двенадцати (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина).

Страна - территория (местность), границы и целостность которой обусловлены суверенитетом государства, с характерными условиями развития, специализацией и структурой хозяйства.

Другой уровень территориальной структуры (организации) хозяйства мира - районный, связан с территорией каждой отдельной (конкретной) страны.

Экономический район - это географически целостная территориальная часть хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи и неразрывно связанная с другими частями общественным территориальным разделением труда.

Образование экономических районов - объективный процесс, обусловленный развитием территориального разделения труда внутри страны. Вследствие того, что его уровень в разных странах может быть разным, наблюдаются различия в территориальной структуре и организации хозяйства в каждой стране.

Различия наблюдаются также и в принципах экономического районирования, определения границ районов и пр.

В России основополагающими служат следующие принципы:

  • экономический, рассматривающий район как специализированную территориальную часть единого целого народного хозяйства страны с определенным набором вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу, специализацию районов должны определять отрасли, в которых затраты труда и средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Основные контуры границ районов определяются ареалом размещения специализирующих отраслей;
  • национальный и административный, предусматривающий полное соответствие выделенных районов образуемым национальным и административным объединениям (республикам, краям, областям и т. д.) в интересах укрепления их единства как целостных территориально-хозяйственных образований.

Территориальная структура (организация) хозяйства России распадается на:

  • макроуровень - экономическая зона, экономический район;
  • мезоуровенъ - область, край, республика;
  • микроуровень - административный район, промышленный узел, промышленный центр, промышленный пункт.

Экономические зоны - обширные территориальные образования, составленные из нескольких (группы) районов, с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил.

На территории Российской Федерации выделяют Западную экономическую зону, включающую районы Европейской части страны с Уралом, и Восточную, включающую районы Сибири и Дальнего Востока.

Для Западной экономической зоны характерны дефицит топливно-энергетических и водных ресурсов, высокая степень концентрации населения и экономической освоенности территории (около 80% населения и основных производственных фондов страны), в составе промышленности преобладание обрабатывающих отраслей. Для Восточной экономической зоны характерны наличие больших запасов топливно-энергетических, минерально-сырьевых и лесных ресурсов, слабая заселенность и хозяйственная освоенность территории, в составе промышленности преобладание добывающих отраслей.

Экономические районы также представляют собой крупные территориальные образования, составленные из областей, краев и республик с относительно однородными условиями, с характерной направленностью развития (специализацией) хозяйства, с трудовыми и природными ресурсами, достаточными для относительно самостоятельного комплексного развития производительных сил.

В системе хозяйства России выделяют 11 крупных, или основных экономических, районов, различающихся по условиям развития экономики, специализации и структуре хозяйства: Центральный, Северо-Западный, Северный, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. Крупные районы разделены на 89 политико-административных единиц, являющихся субъектами Российской Федерации. Последние, в свою очередь, - на низовые административно-хозяйственные районы. И те, и другие в экономическом отношении являются специализированными звеньями крупных экономических районов.

Промышленный узел (промузел) - группа технологически и экономически связанных производств, компактно размещенных на небольшой территории (нескольких промцентров).

Промышленный центр (промцентр) - группа невзаимосвязанных разнородных производств (предприятий), размещенных в одном центре (большой город).

Промышленный пункт (промпункт) - территория (малый город или поселок городского типа), на которой размещается одно или более родственных предприятий (одной отрасли).

Широко распространенными в мире формами территориальной организации хозяйства являются специальные экономические зоны (СЭЗ) - территории с наиболее благоприятным режимом финансово-экономической деятельности отечественных и иностранных инвесторов. В зависимости от направления хозяйственной деятельности, поставленных экономических задач или других целей СЭЗ могут создаваться как зоны свободной торговли (свободные таможенные зоны), где осуществляются операции по складированию и обработке (упаковка, маркировка, контроль качества, простейшая доработка и т. п.) грузов внешней торговли, как промышленно-производственные зоны, где промышленные компании производят экспортную или импортозаменяющую продукцию, как торгово-производственные, сервисные, комплексные, технико-внедренческие (для разработки и внедрения новых технологий) или технополисы, транзитные, страховые, банковские, эколого-экономические зоны, туристические центры и др.

В основу отбора зональных территорий положены разные принципы: выгодное географическое положение, высокий уровень развития или дешевизна инфраструктурного обустройства, наличие значительного ресурсного (сырьевого, трудового) потенциала для дальнейшего роста и др.

В России СЭЗ получили незначительное развитие. Изначально (1990-1992 гг.) было объявлено о создании 12-13 зон. Однако в настоящее время многие из этих зон существуют формально и некоторые из них фактически уже распались. Относительно активно развиваются СЭЗ лишь в Находке, Калининградской области и Санкт-Петербурге.

Все вышеназванные территориальные образования - регионы, районы и т. д., составляют основу территориальной структуры (организации) мирового хозяйства. Именно с необходимостью их изучения связано появление (происхождение) таких дисциплин, как экономическая география, а позже - региональная география, регионалистика, регионоведение, регионология и др., которыми при всем многообразии интерпретаций содержания исследуется один и тот же объект - территориальная организация общественного производства.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии - государство в Западной Европе. Находится на Британских островах и отделяется от материковой Европы Северным морем, проливами Па-де-Кале и Ла-Манш. Такое географическое положение отразилось на историческом развитии страны. Основную часть Британии составляют Британские острова. Их насчитывается около пяти тысяч. Великобритания - один из самых больших островов. Следующий по величине - остров Ирландия, на нем расположены Северная Ирландия и Ирландская Республика.

Вдоль западного побережья Шотландии простирается крупный архипелаг - Гебридские острова, а к северо-востоку от Шотландии расположены Оркнейские и Шетландские острова. Все они, в том числе остров Уайт, Англси и острова Силли, связаны и с «Большой землей» в административном плане, также как остров Мэн в Ирландском море и Нормандские острова между Великобританией и Францией являются в основном самостоятельными и не входят в состав Соединенного Королевства. Остров Великобритания, а наиболее старое, римское его название - Альбион (происходит от «альба» - «белый» на латыни, ибо римляне сначала увидели меловые утесы Корноулла, когда приплыли завоевывать этот остров).

Берега Великобритании изрезаны фьордами и эстуариями, из-за чего здесь много доступных заливов и бухт. Северная часть Британии в основном гористая. Тут располагаются Северо-Шотландское нагорье (наибольшая высота - 1 343 м), Южно-Шотландские, Пеннинские и Кембрийские горы. Юго-восток острова - это огромная часть Англии характеризуется пологими холмистыми равнинами. Большая часть Северной Ирландии - невысокие, часто заболоченные равнины.

Одна из великолепных географических особенностей Великобритании - обилие островов на западе при почти полном отсутствии их на востоке. А также на западе береговая линия длиннее, что объясняется сильной изрезанностью берегов. Несмотря на то, что длина основного острова с юга на север превышает 965 км, а с запада на восток - 508 км в самом широком месте, вся площадь береговой линии, с учетом острова и маленьких заливов, составляет около 8 000 км, в том числе максимальная доля приходится на западное побережье. Размер восточного берега Англии составляет только 1030 км, зато размах западного вместе с Уэльсом - 1970 км.

Вся площадь Британии равна 242 000 квадратных километров (93 000 квадратных миль), несмотря на то, что длина поперек от южного побережья до край него севера Шотландии - только 1000 км (около 600 миль), а вдоль - около 500 км (300 миль) в самом широком месте. Береговая линия Великобритании составляет 14549 км (9040 миль) в Англии и Уэльсе, включая более 5214 км (8389 миль) островов и в Шотландии - 9335 км (5800 миль) островов. Самая северная точка британской «Большой земли» - Даннет-Хед в Северо-Восточной Шотландии, а самая южная - Лизард-Пойнт в Корнуолле.

Природная особенность Великобритании во многом сходна с соседними странами Западной Европы. Это неудивительными странами Западной Европы. Это неудивительно, поскольку Британские острова, расположенные в пределах шельфа отделились от материка лишь в недавнее геологическое время. Береговая линия Северного моря и Ла - Манша приняла очертания, близкие к современным, всего несколько тысяч лет назад.

Островное положение Великобритании близость теплого Северо -Атлантического течения, сильная расчлененность береговой линии тем не менее наложили определенный отпечаток на природу этой страны. Это сказывается в преобладании умеренных температур, повышенном увлажнении, необычайном обилии поверхностных вод, распространении широколиственных лесов и вересковых пустошей.

Великобритания по устройству поверхности отчетливо делиться на две части. Линия, проходящая через города Ньюкасл, Шеффилд и Бристоль к заливу Лайм, отчленяет гористый северо-запад от равнинного и грядово-холмистого юго-востока. В целом горные районы занимают немного большую площадь и имеют довольно сложное геологическое строение.

В основании гор в пределах всей Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса покоятся нижнепалеозойские складчатые структуры, а на юге Уэльса и на юге Корнуолле - герцинские. Эти древние горные сооружения длительное время подвергались интенсивному размыву и разрушению, что привело к выравниванию их поверхности. В альпийскую эпоху поднятия способствовали возрождению средневысотных гор Великобритании, причем за счет неравномерности этих поднятий западные части гор оказались значительно выше восточных.

Такая орографическая асимметрия, как правило, присуща всем горным сооружениям Великобритании, и соответственно главный водораздел смещен в сторону западного побережья. Западные крутые и обрывистые берега резко отличаются от пологих низменных берегов, преобладающих на востоке страны.

Новейшие поднятия происходили в несколько этапов и сопровождались разрывными движениями, а местами, например в Северной Ирландии, на северо-западе Шотландии, и развиянием базальтов. В результате горы оказались раздробленными на ряд массивов и приобрели мозаичное строение. Весьма характерны разновысотные выровненные поверхности. Вершины гор нередко имеют уплощенную форму. Горы Великобритании относительно легкодоступны, по невысоким водоразделам и широким перевалам расположены многочисленные дороги.

Четвертичное оледенение в целом усилило сглаживание гор Великобритании, и только в наиболее возвышенных районах сформировался рельеф альпийского типа с острыми зубчатыми гребнями и вершинами, ледниковыми цирками и типичными долинами. Немалую роль в моделировании рельефа сыграли эрозийные процессы, активно происходящие и в настоящее время. Во многих равнинных районах эрозия сильно, а местами и полностью стерла ледниково-аккумуляционные формы рельефа, образовавшегося в ту эпоху, когда ледниковые покровы спускались с гор на равнины. Известно, что, например, во время максимального оледенения льды подступили к долине Темзы, но крайний юг Англии никогда не покрывался льдом.

Северную, наиболее возвышенную часть Великобритании занимает Северо-Шотландское нагорье, круто поднимающееся к западу. К востоку нагорье постепенно снижается и сменяется прибрежными низменностями. Глубокая и узкая прямолинейная впадина Глен-Мор служит границей крупных частей Северо-Шотландского нагорья Северо-Западного нагорья и Грамнианских гор с величественной вершиной Бен-Невис (1343) высшей точкой всей страны.

Грампианские горы круто обрываются к обширной впадине, занятой Средне-Шотландской низменностью, заливами Ферт-оф-Форт и Ферт-оф-Клайд. В составе мощной толщи осадочных пород, заполняющих впадину, выделяются продуктивные горизонты девонских каменных углей, которые здесь весьма интенсивно разрабатываются. Южно-Шотландская возвышенность отличается сильно расчлененным рельефом. Высоты в среднем составляют около 600 м, а высшая точка - гора Меррик - достигает 842 м. По гряде Чевиот проходит административная граница Англии и Шотландии.

На севере Англии в меридиальном направлении простираются Пениинские горы, возвышающиеся в среднем на 700 м, и сложенными каменноугольными осадочными породами. В их северной известняковой части распространен карст. Здесь же находиться высшая точка Пенин - гора Кросс-Фелл (893 м). У подножий Пенинских гор неглубоко залегают богатые продуктивные толщи каменного угля. На базе этих месторождений возникли крупные горно-промышленные центры Ланкширского, Йоркширского и других бассейнов.

К Пенинам на северо-западе подходят массивные Камберленские горы, сложенные в основном кембро-силурскими сланцами и древними изверженными порода ми. Это куполовидное поднятие с вершиной Скофелл (978 м) сильно расчленено радиальными долинами, которые сформировались на месте разломов. В верхней части гор сохранились ледниковые формы рельефа и многочисленные озера, из-за которых эта территория получила название "Озерный круг".

Горы Уэльса, объединяемые под названием Кембрийских, наиболее подняты на севере, где возвышается гора Сноудон (1085 м). На юге Уэльса имеются крупные месторождения каменного угля.

В Северной Ирландии преобладают плато и возвышенности. Среди них наиболее известно базальтовое плато Антрим на крайнем северо-востоке острова, достигающее в высоту более 550 м. Под влиянием абразин там местами возникли своеобразные формы выветривания со столбчатыми отдельностями. Один из таких районов называется "Дорогой гигантов" за сходство с торцевой мостовой.

Для большей части Англии типично чередование плоских равнин с холмистыми кустовыми грядами. Куэсты обычно сложены известняками или писчим мелом, а равнины - более рыхлыми породами: песками, мергелями, глинами. Накопление всех этих осадочных пород происходило в древних морских бассейнах. Пологие вершины Куэст характеризуются развитием карста, а на многих равнинах сохранился чехол ледниковых отложений (морены). Эти отложения в частности широко распространены на равнинах Мидленд, находящихся между Кембрийскими и Пенинскими горами и славящейся своими богатыми лугами. С небольшими останцовыми возвышенностями здесь связаны месторождения каменного угля и железной руды.

С востока равнину Мидленд окаймляет длинная цепь юрских известняковых куэст: Котсуолд, Эдж и др. По направлению к юго-западу они сменяются не широкими плоскими равнин, которые в свою очередь уступают место вермеловымку эстам Чилтерн, постепенно переходящим в волнистую Лондонскую равнину, сложенную палеогеновыми глинами. В осевой части этой равнины находиться долина Темзы.

Физико-географическое положение Канады

По физико-географическому положению Канаду можно разделить на пять частей: Аппалачско-Акадийский район (юго-восток), Канадский Щит, Внутренние низменности, Великие равнины (в центре) и Кордильеры (на запад).

Земли Канады — сложное геологическое строение с породами самых разных возрастов. Рядом с древнейшим Канадским Щитом расположены молодые Кордильеры.

Более половины страны занимает Лаврентийское плато, которое является частью Канадского Щита. Оно до сих пор носит следы недавнего оледенения: гладкие скалы, морены, цепочки озер. Плато — пологоволнистая равнина.

Это наиболее неприспособленная для обитания человека часть страны, но обладающая огромными запасами полезных ископаемых.

И с севера, и с юга Лаврентийское плато окружено обширными низменностями — Внутренними равнинами, Лаврентийской низменностью и низменностью Гудзонова пролива. Они представляют собой типичную картину канадского ландшафта и именно они принесли славу Канаде как просторной стране с благоприятными климатическими и географическими условиями.

Степи по большей части расположены на юге Альберты, Саскачевана и Манитобы, которые называют степными провинциями. Лаврентийская низменность находится в благоприятных климатических условиях — умеренный климат и плодородная почва. Здесь находится экономический центр страны.

Аппалачские горы расположены на юго-востоке Канады. Они богаты полезными ископаемыми. Средняя высота горной гряды не превышает 600 м. К северо-западу от Аппалачских гор лежит Канадский Щит, состоящий в основном из гранитов и гнейсов. Там много болот, озер, порожистых рек. С запада и юга Канадский Щит окаймляет цепь озер — от Большого Медвежьего до Великих озер.

На запад от Канадского щита расположены Великие равнины. Их южная часть — Внутренние низменности — сельскохозяйственный центр страны, 75% всех обрабатываемых земель. На побережье Тихого океана раскинулись Кордильеры — на 2,5 тыс. км с севера на юг и на 750 км с запада на восток. На востоке они называются Скалистыми горами, на западе — Береговым хребтом. Средняя высота гор — 2-3 тысячи м над уровнем моря.

Хотя большая часть земли занята озерами и заросшими лесами низинами, в Канаде есть и горные массивы, равнины и даже небольшая пустыня. Великие Равнины, или прерии, покрывают Манитобу, Саскачеван и части провинции Альберта. Теперь это главные сельскохозяйственные угодья страны.

Западная Канада известна своими Скалистыми Горами, в то время как на востоке расположены важнейшие города страны, а также Ниагарский Водопад. Канадский Щит, древний гористый регион, образованный более 2,5 миллиардов лет назад, покрывает большую часть севера страны. В арктическом регионе можно найти только тундру, которая севернее разбивается на острова, покрытые льдом почти круглый год.

Самой высокой точкой Канады является гора Логан высотой в 5950 м над уровнем моря. Основными природными ископаемыми являются никель, цинк, медь, золото, свинец, молибден, поташ, серебро, уголь, нефть, природный газ.

Пригодная для возделывания земля составляет всего 5% территории Канады. Под пастбища используются еще 3% земли. Леса и лесопосадки занимают 54% всей территории Канады. Орошаемая земля составляет всего 7100 кв. км.

Площадь: 357 тыс. км 2

Население: 82 млн человек Столица: Берлин

Географическое положение. Страна располагается в умеренных широтах на западе Евразии и входит в состав ее наиболее экономически развитого региона - Западной Европы. Германия - приморская страна. Ее северное побережье омывают воды шельфовых морей Атлантического океана - Северного и Балтийского. Южная граница располагается в глубине Европы, протягиваясь по предгорьям Альп.

Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые. Большая часть страны располагается на молодой Западно-Европейской платформе, а крайняя южная соответствует области молодой складчатости.

В северной части страны, расположенной на платформе, находится Северо-Германская низменность . Ее поверхность сохранила следы древнего оледенения - цепочки невысоких моренных гряд и холмов. Западную часть низменности занимают болотистые низины - марши , образование которых вызвано опусканием платформы (рис. 87).

Рис. 87 Марши

Рис. 88 Польдеры

Ландшафты Северо-Германской низменности очень разнообразны. Побережье Северного моря окаймлено низменными песчаными островами. Дальше вглубь располагается полоса осушки - ватты, еще дальше - марши - земли, затопляемые лишь во время самых высоких приливов. Осушенные и возделанные участки маршей, защищенные дамбами от затопления морскими и речными водами - польдеры , после проведения мелиорации используются в сельском хозяйстве (рис. 88). Долины рек разделены гестами - песчаными участками. Перенесенный ветром и переотложенный песок образовал на низменности дюны. На юге, у подножий гор и в межгорных котловинах распространялся тонкозернистый пылеватый материал - лёсс; на нем сформированы самые плодородные в стране почвы.

К югу рельеф повышается. В центральной Германии структуры кристаллического фундамента образуют средневысотные (до 1500 м) горы - Шварцвальд (рис. 89), Рейнские, Гарц , - ступенями поднимающиеся от соседних равнин. Платообразные поверхности прорезаны долинами с крутыми склонами, по ним текут порожистые реки. Самый мощный разлом, в котором находится долина крупнейшей реки страны - Рейна (1320 км), прорезает Шварцвальд.

Шварцвальд (рис. 89)

Баварские Альпы (рис. 90)

Южная Германия является наиболее высокой, она занимает северные склоны самой мощной и молодой горной системы Европы - Альп. Немецкие Баварские Альпы достигают 2968 м. В рельефе хорошо видны следы древнего оледенения - троговые долины, цирки и кары. Подножия покрыты лесами, горные вершины - остроконечны (рис. 90).

Геологическим строением обусловлено разнообразие полезных ископаемых. Многочисленны, но не богаты рудные месторождения центральной Германии - меди, полиметаллов, железной руды. В Рейнских горах располагается одно из крупнейших в Европе месторождений каменного угля - Рурский бассейн . В межгорных котловинах центральной Германии и на Северо-Германской низменности - калийных и каменной солей, серы. В шельфовой зоне и на западе Северо-Германской низменности - природного газа и нефти.

Климат. Реки. Ландшафты. Климат Германии - умеренный, переходный от морского к умеренно континентальному. От климата нашей страны он отличается мягкостью и большимЂ количеством осадков: зима здесь теплая (около 0 °С) и чаще, чем снегопады, идут дожди, вызывающие паводки на реках и наводнения; а лето - не жаркое, засухи бывают редко. Влажный климат обусловливает многочисленность рек. На территории страны располагается важнейший европейский водораздел - между бассейнами северных и южных морей Атлантического океана. Самые крупные реки - Рейн (рис. 91), Эльба, Одер - несут воды в Северное и Балтийское моря. Южная окраина страны принадлежит бассейну Черного моря (Дунай и его притоки). Реки обоих бассейнов соединены многочисленными каналами. Вся эта водная система образует трансъевропейский водный путь от Черного до Северного моря.

Река - Рейн (рис. 91)

Канал Дунай - Майн, или Европейский канал, обеспечивает транспортное речное сообщение между Северным и Черным морями. Идея соединения двух рек через европейский водораздел высказывалась еще в VIII в. В 793 г. Карл Великий начал строительство Каролингского канала. В первой половине XIX в. был построен альтернативный Людвигов канал. Строительные работы велись и в Первую, и во Вторую мировую войны. Строительство Европейского канала было начато в 1960 г. и завершилось спустя 22 года.

Естественные ландшафты Германии, как и всего западноевропейского региона, испытывают сильную антропогенную нагрузку, и в процессе хозяйственной деятельности они сильно трансформированы. Около 30 % территории (главным образом на юге) занимают широколиственные леса из бука, дуба, каштана, клена.

Население. По численности населения (82 млн чел.) Германия занимает первое место в Европе (без России). С начала 1970-х гг. и на протяжении 1990-2000 гг. смертность (11 ‰) в стране постоянно превышала рождаемость (9 ‰), и коэффициент естественного прироста был отрицателен (–2 ‰). В настоящее время он составляет –1 ‰. Особенно низка рождаемость в восточных землях - на территории бывшей ГДР. Тем не менее, общая численность населения Германии растет. Основной причиной этого является приток иммигрантов. Этнический состав населения Германии однороден: более 90 % - это немцы. В последние годы растет, в основном за счет иммигрантов, удельный вес других этнических групп. Преобладающая религия - христианство. Примерно одинаково представлены протестанты (в основном лютеране) и католики. Но значительная часть населения страны (по некоторым данным, около 50 %) к числу верующих себя не относит. Германия - одна из наиболее густонаселенных стран Европы. Средняя плотность населения составляет 230 чел./км 2 .

Более 80 % населения Германии живет в городах, треть из них - в крупных, численностью более 100 тыс. чел. Берлин (3,5 млн), Гамбург (1,7 млн), Мюнхен (1,4 млн) являются ядрами крупнейших агломераций. В самом крупном городском мегалополисе Рейн - Рур проживает около 11 млн чел.

Хозяйство. Германия - высокоразвитая страна, вступившая на путь постиндустриального развития. Ведущее место в материальном производстве занимает промышленность, специализирующаяся на выпуске разнообразной продукции обрабатывающих отраслей, преимущественно наукоемких. В связи с истощением минерально-сырьевых ресурсов в стране практически исчезли железорудная, медная, урановая отрасли, сократилась добыча угля. В результате неук лонно сокращается удельный вес горнодобывающей отрасли. Хозяйственный комплекс страны сильно интегрирован в европейскую экономику. Германия - мировой лидер по производству и экспорту продукции органической химии, станков, автомобилей. Более 30 % промышленной продукции экспортируется.

В 50-е годы ХХ в. Рур давал 60% выплавки стали и 80% добычи каменного угля в стране. Но уже в 1960-х годах ориентация на импорт дешевой нефти привела к закрытию угольных шахт в Руре. Сократилось и производство в черной металлургии. Рурская область перешла в категорию депрессивных районов. Власти страны разработали комплекс мер по модернизации ведущих отраслей, их техническому переоснащению. Этот старопромышленный район, переживший своего рода «реанимацию», теперь находится в стадии «выздоровления». Перспективы его дальнейшего развития связаны с современной черной металлургией, ориентированной на выпуск спецсталей, а также с модернизированной угольной промышленностью и с металлоемким машиностроением.

Рис. 92. Автомобилестроение в Германии: 1 - головное офисное здание «БМВ» в Мюнхене

Рис. 92 2 - сборочный конвейер

В промышленности ведущую роль играют обрабатывающие производства. Наибольшей масштабностью и комплексностью структуры характеризуется машиностроение , около 40 % продукции которого экспортируется. Немецкое автомобилестроение уступает лишь американскому (США) и японскому; 3 / 5 его продукции приходится на три компании - «Фольксваген», «Даймлер», «БМВ» (рис. 92). Ведущие позиции занимает судостроение (гражданское и военное). По суммарной вместимости построенных судов Германия является 4-й в мире. Цент ры морского судостроения - Киль, Гамбург, Бремен, Росток. Традиционно развита авиационная промышленность, во второй половине ХХ в. трансформировавшаяся в аэрокосмическую. Она производит авиационные и ракетные двигатели. Главные цент ры - Мюнхен и Гамбург. Мировой известностью пользуется продукция оптико-механической промышленности. Германия уверенно занимает 2-е место в мире по экспорту (13 %) и по импорту (7 %) продукции многоотраслевой химической промышленности. Прежде она развивалась на основе угольного сырья, поэтому производства азотных удобрений, взрывчатых веществ, синтетических смол, каучука, пластмасс размещены в районах его добычи. Развитие нефтехимии обусловило сдвиг производств к морю. Сейчас главный район химиче ской промышленности - земля Северный Рейн-Вестфалия.

В сельском хозяйстве используется около 35 % земель и производится около 2 % ВВП страны. Основную часть сельскохозяйственной продукции (70 %) производит животноводство , специализирующееся на разведении крупного рогатого скота (2 / 5 всей продукции сельского хозяйства) преимущественно молочного направления. Развито свиноводство; по поголовью свиней страна лидирует в Европе. Практически полностью удовлетворяются потребности в мясной и молочной продукции, основная часть которой проходит промышленную переработку. Растениеводство играет подчиненную роль и специализируется преимущественно на производстве кормов: кормовых корнеплодов, кукурузы на зеленый корм и силос, кормовых трав. Среди зерновых доминируют рожь (3 / 4), овес, ячмень. Специальные его сорта выращивают для производства пива. Продовольственным зерном страна обеспечивает себя полностью, значительная часть кормового зерна (особенно кукурузы) импортируется.

Среди других направлений растениеводства выделяется производство сахарной свеклы. Бавария - крупнейший в мире район хмелеводства. В Восточной Германии большие площади отведены под картофель. Из масличных культур выращивают рапс, посевы которого значительно превышают посевы подсолнечника. В Западной Германии виноградарство по объему товарной продукции превосходит плодоводство и овощеводство.

Транспорт и внешние экономические связи. Германия обладает густой и равномерно распределенной транспортной сетью. Центральное положение в Европе, интенсивность хозяйственных связей с соседними странами определяют большую долю трансграничных перевозок . В суммарном грузообороте лидирует автомобильный транспорт (2 / 3). Далее следуют железнодорожный, внутренний водный и трубопроводный. В пассажирообороте доминирует автомобильный транспорт (9 / 10).

Германия занимает 2-е место в мире после США по объему внешней торговли. Ее доля в мировом экспорте товаров составляет 10 %. Экспорт уже давно превышает импорт. В его структуре доминирует продукция машиностроения и химической промышленности, но широко представлены и другие обрабатывающие отрасли. В импорте, помимо готовой продукции, велик удельный вес нефти и газа, металлургического сырья, продовольствия. Во внешнеэкономических связях Германии ярко отражается экономическая интеграция .

Страна ориентируется преимущественно на развитые страны Запада, в первую очередь - на партнеров по ЕС (50 % внешнеторгового оборота). На них приходится большая часть экспорта капиталов, платежей, связанных с использованием в Германии иностранной рабочей силы, доходов от международного туризма. Германия - главный торговый партнер и для большинства стран ЕС.

Список литературы

1. География 9 класс/ Учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения/ Под редакцией Н. В. Науменко/ Минск «Народная асвета» 2011