Тибет: семейные ценности и традиционные костюмы. Дракон в западной мифологии

После начала Первой мировой войны Россия каким-то чудом удерживалась несколько лет на грани гибели. Некоторые называли это «чудо» Григорием Распутиным. Сам старец также был убежден в этом. «Вот не будет меня — все к черту пойдет», — любил говорить Григорий, и он не ошибался. В том, что его жизнь и особенно смерть перевернули судьбу народов огромной империи, согласны очень многие историки.

О том, кем был старец Распутин, споры продолжаются уже почти целый век. Григорий Распутин -одна из самых загадочных фигур начала XX века. Он одновременно ‘и святой, спасающий именем Божьим людей от болезни, и бес, не довольствующийся продажными женщинами и совращающий дам высшего света. В глазах одних он «ясновидящий, чудотворец, святой», другие убеждены в том, что это «пьяница, развратник, жулик». Защитники и той, и другой точки зрения ссылаются на многочисленные свидетельства, газетные заметки начала прошлого века, сохранившиеся официальные протоколы, подтверждающие объективность вывода каждой из сторон. Но если две дороги ведут в тупик, то, может быть, существует третья, не столь бросающаяся в глаза, зато примиряющая противоречивые факты о загадочном старце.

Для начала ознакомимся с советами, которые давал Распутин царской семье. Их было очень много, и касались они, в основном, повседневной жизни императорской четы и рекомендаций назначения людей на ту или иную должность. Но вот два совета выбивались из общей массы: настойчивое внушение интереса к событиям на Тибете и предложение, даже требование, сначала -не начинать войну, а затем — заключить мир с немцами.

Начнем с Тибета. Казалось бы, зачем православному царю эта высокогорная и, в общем-то, бедная «крыша мира»? Ведь в ней ничего нет, кроме религиозного центра ламаизма, да многочисленных, затерянных в глубоких ущельях буддийских монастырей с их странными, на европейский взгляд, учениями. И все-таки старец смог убедить Николая II предпринять конкретиые действия, которые должны были привести к появлению российских войск на «крыше мира». И сразу же возникает вопрос, почему у простого крестьянина мог возникнуть интерес к Тибету? Невольно возникает предположение, что кто-то направлял действия «святого старца».

Вот что думает о старце российский историк Владимир Семенов: «Несмотря на природный ум и свою затаенную хитрость, тобольский старец Распутин едва ли принадлежал к числу людей, способных самостоятельно разбираться в сложных вопросах политики. Да в этом и не было особенной необходимости. Важнее была его мистическая интуиция, благодаря которой в романовской семье на него смотрели как на прозорливого святого старца. Но тем не менее этот придворный святой, так воздействовавший на Романовых, сам подвергался влияниям других темных личностей. И тибетский врач Бадмаев был не только крупным действующим лицом в клике этого старца, но, несомненно, оказывал на него непосредственное влияние».

Итак, на арене событий переломных для России лет появляется «темная» личность — Жамсаран Бадмаев. Несмотря на обилие исторической литературы об этом периоде, Бадмаев известен, в основном, только как проповедник тибетской медицины. В книгах да и в нашумевшем фильме о Распутине он показан модным врачом, к которому тянулся непрерывный поток великосветских петербуржцев. Но это была только видимая сторона деятельности тибетского врача. Вот, например, как пишет о нем исследователь предреволюционной России Андрей Балабухин: «Создается впечатление, будто он является некоторым центром столичной жизни, серым кардиналом и великим кукловодом».

На политическую жизнь России Жамсаран, в крещении Петр Александрович Бадмаев, выпускник восточного факультета Петербургского университета, врач, окончивший Медико-хирургическую академию, чиновник Министерства иностранных дел, надворный советник ит.д. ит.п., начал пытаться активно влиять еще в царствование Александра III. Причем подталкивал он страну только в одном направлении. Именно тогда написал Бадмаев обширный доклад российскому императору о необходимости установления контроля над Тибетом.

Построенная при Александре III Транссибирская железная дорога способствовала быстрому экономическому развитию дальневосточной окраины империи, до этого оторванной от центра. В своем докладе врач предлагал сменить экономическую ориентацию России с востока на юг — на Тибет, построив для этого еще одну железную дорогу к городу Ланчжоу-фу, расположенному в 1500 верстах от границы Российской империи и являющемуся, по мнению Бадмаева, ключом к Тибету. «Вся торговля Китая попадет в наши руки, -убеждает он императора. — Европейцы не в состоянии с нами конкурировать… С проведением этой линии начнется финансово-экономическое могущество России».

Перспективы, описанные в докладе, заинтересовали министра финансов Витге. В сопроводительной записке к докладу он пишет императору, что взгляды Бадмаева представляются ему «весьма серьезными» и «устанавливающими новую точку зрения в практических вопросах политики… По своему географическому положению Тибет, с точки зрения интересов России, имеет важное политическое значение. Значение это особенно увеличилось в последнее время ввиду настойчивых стремлений англичан проникнуть в эту страну и подчинить ее своему политическому влиянию». Но столкнуть интересы Англии и России за обладание высокогорным Тибетом на этот раз не удалось. В отличие от своего министра, Александр III был прагматиком и предпочитал синицу в руках. Поэтому на докладе появилась резолюция императора: «Все так ново, необычно и фантастично, что с трудом верится в возможность успеха».

Больше повезло Бадмаеву с Николаем II. На этот раз он воздействовал на царя с помощью Распутина. 1 января 1904 года Бадмаев пишет письмо очередному российскому императору. «Корень русской политики на Востоке лежит не в Китае, а именно в Тибете. Неужели истинно русский человек не поймет, сколь опасно допущение англичан в Тибет; японский вопрос — нуль по сравнению с тибетским». И похоже, письмо, подкрепленное советом «святого старца», сыграло свою роль. Не прошло и двух дней со дня написания письма, как по личному распоряжению императора на Тибет отправился подъесаул Уланов. Он получил двойное задание: во-первых, разузнать, что там делается, во-вторых, постараться настроить тибетцев против англичан.

Начавшаяся через три недели война с Японией поставила крест на попытках Бадмаева установить контроль над тибетскими ущельями.

Почему же так стремился тибетский врач, или, как его называли многие петербургские почитатели, тибетский учитель, в глубокие ущелья «крыши мира»? Чтобы понять это, попытаемся разобраться со вторым, казалось бы, совершенно не связанным с первым, советом Распутна; не воевать с Германией. Этот совет, данный Папе и Маме, так называл старец императорскую чету, полностью разрушал многовековую внешнюю политику Российского государства, С момента своего зарождения оно подвергалось афессии своего западного соседа, стремившегося на Восток, в результате чего были полностью уничтожены славянские племена, и искало себе естественных союзников с Англией и Францией.

А теперь посмотрим, существовала ли какая-нибудь связь между Тибетом, куда стремился Бадмаев, и Германией начала XX века.

Именно в это время в некоторых буддийских монастырях, особенно в тех, где проповедовалось тайное учение бон-по, заинтересовались Европой. Жрецы бон-по имели в народе репутацию магов, они широко и эффективно использовали психофизические методы тренировок, позволявшие им творить, с точки зрения европейцев, настоящие чудеса. Одной из целей их было постепенное распространение своего учения на Европу. В этом им способствовало увлечение некоторых германских политиков тайными доктринами учения, способными, по их мнению, изменить ход истории. Этм знания, пришедшие в Германию с Тибета, противопоставлялись христианству и иудаизму, сформировавшимся на Ближнем Востоке. Тайные общества, развивавшие оккультную сторону этих учений, располагались, в основном, в Англии и Франции. Уже в 1926 году в Берлине и Мюнхене существовали крупные колонии тибетцев. Большая колония выходцев из Тибета была и в Кенигсберге. Вот, например, примечательная фраза из дневника одного из жителей города; «Прогуливаясь вечером по острову Кнайпхоф, неожиданно повстречал буддийских монахов в ярких белых и красных одеждах». Но задолго до этого огнепоклонники из Гималаев нашли в Германии благодатную почву. Историки, занимающиеся проблемой влияния их учения на формирование тайных немецких обществ, например Жан Робен, пишут о таинственном «Человеке в зеленых перчатках», который был представителем тибетского тайного ордена. В своих заметках, написанных под псевдонимом, он предсказал все грядущие метаморфозы Третьего рейха еще в начале 30-х годов.

Наиболее известным членом тибетского тайного ордена был Карл Хаусхофер. В начале XX века он являлся военным атташе Германии в Японии. Там Хаусхофер был посвящен в самую таинственную организацию Востока — орден Зеленого Дракона — и прошел специальную подготовку в буддийских монастырях в Лхасе. В годы Первой мировой войны Хаусхофер быстро сделал военную карьеру и стал одним из самых молодых генералов. Его коллег поражала способность офицера к ясновидению при анализе военных операций. Все были уверены, что ясновидение, помогающее генералу планировать военные операции, это результат его посвящения на Востоке. Именно Карл Хаусхофер не только приобщил Германию к мистическим тайнам, но и открыл впоследствии для немцев двери расположенных в глубоких ущельях Гималаев буддийских монастырей, на протяжении сотен лет не допускавших к себе европейцев.

Признаки влияния тайных тибетских учений их исследователь Жан Робен находит и в России. Главным инструментом ордена Зеленого Дракона он считает здесь Григория Распутина, регулярно получавшего из Швеции телеграммы с загадочной подписью «Зеленый». Подтверждение этого он видит в надписи на иконе Серафима Саровского, принадлежащей убиенной русской императрице Александре Федоровне. За ее окладом была обнаружена надпись на английском языке: «С.И.М.П. Зеленый Дракон. Вы были совершенно правы». Робен дает ей следующую интерпретацию. Первые четыре буквы означают «Супериор Инконню Мэтр Филипп». Супериор Инконню — это высший титул в некоторых масонских обрядах, а Мэтр Филипп — французский оккультист и целитель, которого Папкх привез из Франции к русскому императорскому двору. Для Робена смысл этой надписи означает, что Мэтр Филипп предупреждал царицу о происках Зеленого Дракона, и история с Распутиным подтвердила это.

Всевозрастающий интерес к Тибету авторитетных политических деятелей в Германии и появление энергичного тибетского учителя в России, оказывавшего через святого старца влияние на императора Николая II, не могли не насторожить англичан. И они просто обязаны были на это отреагировать. Подтверждение этого рыло получено совсем недавно.

Газеты всего мира обошло сенсационное сообщение бывшего высокопоставленного сотрудника Скотленд-Ярда Ричарда Каллена и известного историка Эндрю Кука. Они обнаружили документы, доказывающие, что британская разведка хотела избавиться от Распутна, «поскольку тот оказывал огромное влияние на царя, увещевая его выйти из войны с Германией». Ликвидировать Распутина поручили опытному британскому разведчику, ставшему прообразом Джеймса Бонда, — Рейнеру, который был известной персоной в Санкт-Петербурге и дружил с князем Феликсом Юсуповым. Подтверждением его участия в заговоре служат воспоминания князя, в которых он признавался, что англичанин «знал о наших планах».

Считается, что Григорий Распутин был смертельно ранен с большого расстояния двумя пулями в спину Пуришкевичем. Но Каллен и Кук, изучившие фотографии мертвого Распутина, придерживаются другого мнения. На лбу у Распутина хорошо видно отверстие от третьей таинственной пули. Этот выстрел был сделан с близкого расстояния и, судя по точности, профессиональным убийцей.

По мнению англичан, проведших расследования почти век спустя после зверского убийства старца, третий выстрел произвел Рейнер, который знал о заговоре, находился на месте убийства и, согласно полученному приказу, должен был убедиться, что Распутин действительно мертв.

Английские исследователи обнаружили копию тайной переписки между начальником Рейнера в Санкт-Петербурге Джоном Скэйлом и Лондоном. В письме, в частности, говорится: «Хотя события не происходили точно по плану, наша цель явно достигнута. Реакция на уничтожение «темной силы» благоприятная, хотя некоторые неудобные вопросы возникают. Рейнер сейчас занимается тем, что завершает эту операцию и вскоре сообщит о ее окончании».

============================

Очерк для «Иллюстрированной России» бывшего начальника охраны Царя и Царской Семьи генерала А. И. Спиридовича. Начало Распутина — «Иллюстрированная Россия» № 15 (361), Суббота 09 апреля 1932г. Париж. Редактор А.И Куприн. (печатается с сокращениями)

Осенью 1906 года в Петергофе произошло мало кому известное событие, оказавшее затем в своем развитии самое роковое влияние на судьбу Государя и его семьи, династии и даже всей России.

В царском дворце «Александрия», где жил тогда Государь с семьей, был принят впервые Их Величествами скромный на вид сибирский мужичок, «странник», «человек Божий» Григорий.

То был Григорий Ефимович Распутин, крестьянин Тобольской губернии, села Покровского, что раскинулось привольно на берегу реки Туры, в 150 верстах от Тобольска, на большом почтовом тракте из Тюмени в Тобольск.

Там у Распутина был дом и хорошее хозяйство. Он считался зажиточным мужиком. Занимался он крестьянством, извозом и ямщиной. Одно время поставлял дрова на пристани известного по всей Сибири, местного пароходовладельца и богача, Ивана Ивановича Корнилова.

Имел жену Прасковью Федоровну и малолетних детей: Марфу, Варвару и Димитрия. В молодости, по слухам, Распутин был озорником, любил пображничать, любил баб и считался по их части большим ходоком. Девятнадцати лет он поженился. Женитьба остепенила Распутина.

Еще в детстве, когда Григорию было лет 15, он исчез однажды из дому и попал на богомолье в знаменитый в Сибири Верхотурский монастырь, славящийся мощами Св. Симеона Праведника. Его вернули. Было ли то озорство или влечение религиозного свойства не ясно.

Но, с годами Григорий стал проявлять особый интерес к религиозным вопросам и любил беседовать на божественные темы и о душе с то и дело заходившими по пути к нему богомольцами и странниками. Шли они обычно или в Верхотурский монастырь, где спасался странник Макарий, носивший вериги, или в Абалакский, под Тобольском, славившийся иконой Божьей Матери.

Когда же у него умерла первая дочь, он, удрученный, пошел на богомолье в Верхотурье и долго беседовал там с блаженным Макарием. Последний успокоил и подбодрил его. Вернувшись после того домой, Распутин жил несколько лет спокойно и в этот то период он очень сдружился с неким Димитрием Почеркиным, искавшим путей к спасению и ушедшим впоследствии совсем на Афон. Тогда, как рассказывала мне одна из дочерей Распутина, вернулся он однажды с поля очень взволнованный и рассказал домашним, что ему только что было в поле видение.

Явилась Богородица, благословила его и исчезла… Распутин отыскал Димитрия, рассказал и ему о видении, и оба они решили идти в Верхотурье, поведать о случившемся блаженному Макарию. Вернувшись, Распутин передал семье, что блаженный Макарий объяснил явление Богородицы, как указание на то, что Григорий создан для большого дела и дабы укрепиться духовно, он должен сходить на богомолье на Афон. Распутин и Почеркин решили идти на Афон. Сборы были недолги и скоро два друга, с котомками за плечами и посохами в руках отправились в дальний путь.

Три года странствовал Распутин. Много тысяч верст исходил он по Матушке Руси. Побывал в Троице-Сергиевской Лавре, в Киеве и по другим святым местам, побывал и на Афоне. В постоянных встречах с представителями духовенства, с монахами, странниками, Распутин поднаторел в богословских вопросах, стал говорить увереннее, стал учить и проповедовать…

Говорил он отрывисто, загадками, часто ссылался на Евангелие и на Святых Отцов

Было что то особенное во всем его существе. Когда же он, читая в глазах собеседника, говорил что либо из его, собеседника, прошлого, или предсказывал будущее, он казался провидцем. Женщины видали в нем чуть ли не пророка, святого человека. Величали его кто Гришей, а кто Григорием Ефимовичем.

Умный мужик скоро освоился с жизнью этого своеобразнаго бродяжничества и тунеядства и перейдя с бесед на религиозные темы на поучения, стал привыкать к вниманию и поклонению. Стал входить в роль. Аудитория женщин, которых число было преобладающим в паломничестве, воспитывала его. Но, среди потребностей духовных, он не забывал и плотских интересах. Поклонницы не перечили страннику, его любили и он пользовался ими легко.

Он впадал в грех. И чем сильнее бывали эти искушения, тем горячее хотел он побороть их. Своеобразные были приемы Распутина укрепления в себе силы духа. В одном из женских монастырей, Распутин ложился голым на кровать с раздетыми женщинами и, беседуя с ними, старался не соблазниться. Он рассказывал об этом некоторым из своих друзей, как доказательство, что при сильной воле, духом можно победить плоть, даже при таких сильных соблазнах.

— Ну, а скажи по правде, Григорий Ефимович, разве не случалось, что срывалось? — спросил его приятель. — Конечно да! братец, срывалось и еще как! — ответил он

Борьба духа с плотью бушевала в нем и Распутин того времени — преинтересный тип русского простолюдина, религиозного, мятущегося, ищущего путей спасения, «срывающегося» и не унывающего в своих исканиях несмотря на неудачи.

Окрепший в вере, много повидавший и много чему научившийся, Распутин вернулся в родное Покровское. Крестьянство уже мало занимало его. Три года ничего неделания давали себя знать. Распутин как бы весь ушел в религию. В маленьком подвале, что шел из пред-конюшни, из пригона, устроил себе Распутин небольшую молельню. Иконами были увешаны стены, памятки странствований по святым местам виднелись повсюду; теплились лампадки, мерцали восковые свечи…

— Только там и было хорошо молиться — говорила позже дочь «Старца».

И там молился Распутин. В избе же у него, после возвращения из паломничества, всегда было много народу. С интересом слушали односельчане рассказы Распутина про то, что видал он и слышал; что делалось на белом свете, как спасались люди, чего они достигали…

В этот период беседы с захожими странниками приобретают особенно горячий характер…

Толкования Евангелия и Святых Отцов не прекращались в избе Распутина. Шли горячие споры. Григорий говорил проникновенно, особенно, не как все. Его слушают с увлечением Особенно женщины. У него появляются поклонницы. Видно очень сильное на них влияние. Около него образуется религиозный кружок. Они называют себя «братьями» и «сестрами».

Они вместе молятся, поютъ псалмы. Распутин вновь занялся хозяйством, но его личная работа не спорилась и скоро он мятущийся, ищущий, взбудораженный вновь ушел из родного Покровского. Он отправился на богомолье в Киев и сравнительно долго жил на обратном пути Казани, где познакомился с неким отцом Михаилом, имевшим какое то отношение к местной Духовной Академии.

Отец Михаил очень заинтересовался необычайным «странником» Григорием Он видел в нем человека сильной веры и характера, работающего над собой, и он увлекся им. Покровительствуя Григорию, отец Михаил толкнул его на мысль отправиться в Петербург и снабдил его рекомендательным письмом к инспектору Духовной Академии епископу Феофану.

Епископ был выдающийся богослов, человек необыкновенно хороших душевных качеств, аскет, не от мира сею, жизни и ее искушений не знавший. Он принял летом 1904 года Распутина радушно и познакомившись с ним поближе, посчитал его за человека хорошего, человека веры и правды. Ничего дурного тогда в образе жизни Распутина не замечалось. Ничего нехорошего про его прошлое тогда в Петербург не не доходило.

Познакомился с Распутным и сам ректор академии епископ Сергий. Ему также Распутин понравился. Немного спустя познакомился со «Старцем» и епископ Гермоген, столп православия, выдающийся по характеру и силе воли человек; аскет, дошедший в борьбе духа с плотью до исключительных пределов… И он увлекся Григорием и признал в нем человека высоких качеств и сделался едва ли не самым горячим его поклонником.

Было тогда что то такое в Григории, что тянуло, привлекало к нему

Экзальтированная духовная молодежь — Иллиодор, о. Вениамин и другие делаются пламенными поклонниками Григория и через них, как через глашатаев, бегут сенсационные слухи о необычайных духовных качествах появившегося из Сибири прозорливца Григория…

Слух же о том, что будто бы сам о. Иоанн Кронштадтский отметил его в толпе молящихся в храме, о чем. любил рассказывать Распутин, еще более увеличивал его популярность. Побыв некоторое время в Петербурге, Распутин вернулся на родину. Но жизнь в Покровском уже была в тяготу для «Старца». Столица с ее необыкновенным приемом, чего он никак не ожидал, взбудоражила ею. К смутившему его в свое время предсказанию блаженного Макария, добавилось новое, неясное, загадочное от о. Иоанна Кронштадтского. Распутина тянуло в Петербург и, пробыв неделю в деревне, он опять отправился в столицу. Он был принят в столице с распростертыми объятиями, как старый знакомый.

В 1905 году Распутина представили супруге Великого Князя Петра Николаевича — Милице Николаевне. Милица Николаевна имела большое влияние на Государыню в смысле духовно — религиозном. В ноябре 1905 года Великая княгиня Милица Николаевна представила Распутина Их Величествам. Странник нравился и Государю и Царице. Потом, до лета, они слышали про него много хорошего и интереснаго.

Посты моего отряда занимали и весь тот район. Крестьянин в голубой рубашке и высоких сапогах с пристальным взглядом, к тому же не из местных жителей, обратил на себя внимание подчиненных мне людей. За ним поприсмотрели. После церкви он отправлялся обычно в один из великокняжеских дворцов: или на Знаменку или на Сергиевскую. Навели справки, выяснили личность и так как ничего подозрительного, с точки зрения физической охраны не оказалось, то «голубую рубашку» оставили в покое.

Было решено, что «Божий человек» благословит Наследника, поговорит, помолится с ним. Может быть, это поможет больному ребенку. По приезде во дворец «старец» был принят Государем и Царицей. Он благословил их образками. Государю он подарил писаную на дереве икону Симеона Верхотурского, вершков 6 — 7 вышиной. Благословил он и всех детей, поднес им по образку и по просфоре. Наследника приласкал.

Года полтора затем Распутин никакого видимого значения во Дворце не имел. Но в этот период случилось однажды у Царевича кровотечение. И Распутин прекратил его. Это произвело большое впечатление. Происшедшее приписали силе молитвы «Старца». И вера в то, что Григорий — угодный Богу человек, что его молитвы помогают, еще более укрепилась с Царской семье.

Государыня все больше проникалась уважением к «Старцу» и его молитвам

Распутин приезжает иногда в Царское Село на квартиру Вырубовой и там беседуют с ним иногда Их Величества. Его безыскусственные рассказы про крестьянство, про народную жизнь, его необычайная простота и кажущаяся наивность, не говоря уже про религиозность, очень нравились. Желая проверить свое впечатление от «Старца», Государь попросил генерала Дедюлина и полковника Дрентельна поговорить с Распутиным и высказаться о нем.

[Дрентельн Александр Александрович, 1868-1925(1922?), флигель-адъютант, штаб-офицер для поручений при Главной императорской квартире с сентября 1915г., генерал-майор свиты Его Величества, командир лейб-гвардии Преображенского полка — FV]

Оба высказались отрицательно. Мой начальник, дворцовый Комендант, сказал Его Величеству так: «Это умный, но лукавый и лживый мужик, обладающий к тому же некоторой долей гипнотизма, которой он и пользуется». Такое мнение было высказано не только на основании личного впечатления, но и на основании тех данных, которые имел тогда Дворцовый комендант из разных источников. Никто из лиц свиты ни тогда, ни позже, не сделался почитателем Распутина, никто к его «молитвам» из них не обращался.

Генерал Дедюлин говорил на эту тему с председателем Совета Министров Столыпиным. Столыпин приказал затребовать сведения о Распутине с родины, а в Петербурге было приказано учредить за «Старцем» наблюдение через Охранное отделение. По результатам всех полученных сведений был составлен нехороший для Старца доклад, но не заключавший ничего серьезно предосудительного для него. Едва ли не главный центр тяжести доклада заключался в том, что «Старец» берет иногда с Невского девицу легкого поведения и проводит с ней некоторое время в бане.

Пить от тогда не пил и кутить не кутил. Все это пришло позже. Столыпин лично доложил Государю свои сведения. Государь обратил все в шутку. Столыпин привез доклад обратно и вернул его своему товарищу министра генералу Курлову.

Вновь начались разговоры у Дедюлина со Столыпиным. И вскоре Столыпин приказал Начальнику Охранного Отделения, тогда полковнику Герасимову, не делая огласки, составить мотивированное постановление о высылке Распутина из Петербурга за порочное поведение административным порядком, на родину с воспрещением вьезда в столицу в течении пяти лет.

Столыпин подписал постановление и вручил Герасимову для исполнения. Установив наблюдение, когда старец выехал однажды в Царское Село, Охранное Отделение сделало все приготовления, чтобы арестовать старца в Петербурге по возвращении его из Царского, при подьезде с вокзала домой.

И тут произошло нечто странное

Предупредил ли кто Распутина, или он сам почуял грозившую ему опасность неизвестно, но только он, приехав, в Петербург, бегом пронесся по вокзалу, вскочил в ожидавший его экипаж и, спасаясь от преследовавших его филеров, успел доехать до дворца, где жила В. Кн. Милица Николаевна с мужем….

И выхода его из дворца филеры не видели затем целых три недели, хотя и караулили внимательно. А через три недели от Тобольского губернатора была получена телеграмма, что Распутин вернулся в село Покровское… Герасимов спросил Столыпина, как поступить и что сделать с постановлением о воспрещении старцу взъезда в столицу?

Министр махнул рукой и приказал разорвать постановление…

Это было в начале 1909 года

———————————————————————————

Распутин принадлежал к духовным христианам, он руководил тайной сектой хлыстов, в которую входили только женщины. Здесь исповедовалось убеждение в том, что постигнуть Бога можно только в религиозном экстазе. Все остальные религии тоже проповедуют это. Вопрос в том, как достичь состояния транса, при помощи чего?

Этого состояния можно достичь, например, при помощи молитвы, медитации, прослушивания Госпел музыки, танца, потения, аскетической практикой, постами, специальными дыхательными упражнениями, употреблением алкоголя, кофе, психотропных веществ и т.п.

В секте Распутина считалось, что правильно достичь религиозного экстаза можно лишь, истощая себя последовательными оргазмами

Скульптура св. Георгия в Стокгольме

Самый ранний записанный миф о драконах относится к шумерской культуре и повествует о том, как бог Нинурта победил драконоподобного монстра Асага. Позже, сходные мифы появились в других ближне- и средневосточных культурах: аккадийской, ассирийской, хеттской и древне-египетской. Монстры, аналогичные противостоящему богу шумерскому дракону, впоследствии появились в иудейских, а потом и в христианских религиозных текстах [ неавторитетный источник? ] .

У драконоподобного чудовища из греческой мифологии, Тифона, кроме уже традиционных характеристик такого рода монстров, появилось ещё и дар острого зрения, за что он и был прозван «видящий» (греч. δράκων, произносится как drákɔːn). В библейских текстах есть ряд упоминаний драконоподобных монстров (таких как Левиафан), но также есть и прямое использование название «дракон» в откровении Иоанна Богослова.

Практически во всех странах Европы есть легенды о драконах. Балаур - дракон румынской мифологии, Куэлебре - астурийской. Дракон Фафнир - значимый персонаж скандинавской мифологии. О нём рассказывает исландская Сага о Вольсунгах. Фафнир также является действующим лицом оперы Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов» по мотивам эпоса «Песнь о Нибелунгах».

В легендах Норвегии, Британии и Италии присутствуют виверны - драконы с крыльями, но без передних лап. Вероятно, их образ близок к линдворму. В албанском фольклоре упоминается дракон Болла.

Мифологический мотив сражения героя-змееборца с драконом получил в дальнейшем широкое распространение в фольклоре, а затем проник в литературу в виде легенды о святом Георгии, победившем дракона и освободившем пленённую им девушку (Чудо Георгия о змие). Литературные обработки этой легенды и соответствующие им изображения характерны для средневекового европейского искусства.

Дракон в славянской мифологии

В Европе драконы всегда являлись носителями злого, иногда дьявольского начала, и славянские драконы в этом на них очень похожи, однако в отличие от западных рыцарских хроник, где убийство дракона носило религиозный характер, богатыри уничтожали их для защиты своей Родины. В славянских мифах сам термин «дракон» не был столь распространён как «змей», но по описанию они очень похожи на западных драконов:

  • В русских сказках и былинах упоминается трёхголовый дракон Змей Горыныч.
  • Огняник - дракон из фольклора южных славян, летающий в облаках и иногда падающий на землю в виде огненных искр. С огняником народные сказания отождествляли грозу.
  • В русских сказках и былинах говорится о змее, которого утопил Никита Кожемяка.
  • Чудо-юдо из русской народной сказки является аналогом греческой Гидры
  • Змиулан является царём змей, имеет крылья, как и змии.

Драконы Китая

Основная статья: Китайский дракон

Китайский дракон (龍, лун ) - в китайской мифологии и культуре символ мужского начала (ян) и китайской нации в целом. В отличие от европейского дракона, китайский представляет доброе начало. В честь дракона установлен ежегодный праздник драконьих лодок.

По китайским поверьям, змей-лун обитает в реках, озёрах и морях, но способен и взмывать в поднебесье. В нём отчетливо проступают следы божества влаги и дождя, первоначально связанного с культом плодородия. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э.

Основные породы дракона следующие:

  • Тяньлун - Небесный дракон, который охраняет чертоги богов и возит их на колесницах.
  • Фуцанлун - Дракон скрытого сокровища, который стережёт под землёй драгоценные камни и металлы и волнует землю вулканами.
  • Дилун - Земляной дракон, который заведует морями и реками.
  • Инлун - Божественный дракон, от которого зависят погода, ветер, дождь и который гремит с неба громом.

Последние два вида дракона в народном воображении срослись в фигуры царей драконов, которые имеют тело человека и голову дракона. Живут они в морях на востоке (Восточно-Китайское море), юге (Южно-Китайское море), западе (Индийский океан) и севере (вероятно, Байкал).

Как царь животных дракон служил символом императорской власти. Согласно китайскому мифу, Жёлтый император на исходе жизни обратился в дракона и взмыл в небеса. У настоящего императора должна быть родинка в форме дракона. Императорский трон многих династий назывался троном дракона. Во времена династии Цин китайский дракон украшал государственный стяг. За ношение одежды с фигурами дракона простолюдин подлежал смертной казни.

Дракон - один из двухсот тысяч разновидностей персонажей китайского театра теней, и он не меняется веками .

Драконы Тибета

Основная статья: Тибетский дракон

Тибетский дракон - один из представителей восточных мифологических драконов и наиболее близок к китайскому. Украшение «свирепый дракон» характерно для тибетских храмов, например для храма Джоканг в Лхасе. В Тибете существует много сказок и историй о драконах. Говорят, что, когда юный Доргзонг Ринпоче посетил Йонтен Ритро в Ронгми, Кхам, вся деревня видела девять драконов.

Одна из историй говорит об охотнике, который провалился в пещеру и не сумел выбраться оттуда. В пещере находился спящий дракон и освещал её собственным светом. Чтобы не умереть от жажды, человек стал слизывать росу с жемчужины, зажатой в драконьих лапах, и выяснил, что роса очень питательна и делает его счастливым и здоровым. Весной дракон пробудился и взлетел из пещеры, а охотник, ухватившийся за его хвост, выбрался вместе с ним.

Знаменит также полёт дракона в небеса с холма перед монастырём Нубчен в Гонджо, Кхам. Это произошло во время посещения восьмым Дорзонгом Ринпоче этого места для «интронизации» одного Ринпоче и благословения реконструированного алтаря, разрушенного во время Культурной Революции. Церемония проходила внутри храма 16-го июня 1993 года. Но большинство людей не помещалось внутри и разместилось снаружи. Вдруг кто-то увидел дракона, стремительно взлетающего в небеса с вершины холма. Как принято в Тибете и, особенно среди жителей Гонджо в радостные моменты, все закричали: «Кьи… Лха Дже Ло… Кьи… Лха Дже Ло…». Это старинный клич, означающий: «Будьте счастливы! Да будут боги победоносны!»

Когда крики достигли храма, сидящие внутри подумали, что те, кто снаружи, «пьяны от счастья» и таким образом выражают радость. Так и сказали Дорзонгу Ринпоче. В этот момент в храм вбежали и сказали, что дракон поднимается прямо в небеса с холма, расположенного рядом с монастырём. Тибетцы верят, что если загадать желание, когда видишь взлетающего дракона - обязательно сбудется. Обычно они молятся о мире и счастье всех живых существ, скандируя: «Сем че там че ла га мо сид мо йонгое».

Кончок Таши, фотограф Дорзонга Ринпоче, вышел посмотреть на это странное явление и увидел дракона, перелетающего с одной вершины на другую, виляя хвостом. Он ринулся в комнату лам, чтобы взять фотоаппарат и сфотографировать это. Но когда он вернулся, дракон уже почти целиком скрылся в облаках. И только часть хвоста была видна.

Драконы Кореи

Основная статья: Корейский дракон

Дракон в Сеуле

Корейский дракон (кор. 용, ёнъ) имеет ряд специфичных именно для Кореи черт, которые отличают его от драконов других культур. Наиболее близкий родственник корейского дракона, как по внешности, так и по культурной значимости - китайский дракон.

Корейские драконы в мифах обычно выступают как положительные существа, покровительствующие водоёмам и рисовым полям. Считается, что они приносят на землю дождь. Живут корейские драконы обычно в реках, озёрах, океанах или глубоких горных прудах. Упоминание дракона встречается повсеместно как в корейской мифологии, так и в искусстве корейцев. В политике дракон олицетворяет императора, таким образом, ванам (королям) было запрещено носить украшения с драконьей символикой. С ванами обычно ассоциировали птицу феникс.

В древних сказаниях часто можно встретить упоминание о говорящих драконах, драконах, способных испытывать такие сложные человеческие чувства, как преданность, доброта и благодарность. В одной из корейских легенд говорится о великом ване Мунму, который на своём смертном одре пожелал стать «Драконом Восточного моря, чья цель - защита Кореи».

Корейский дракон, в отличие от многих драконов других культур, не имеет крыльев, зато обладает длинной бородой. Как и для китайских драконов, главное число корейских - девятка. По легенде, у них на спине 81 (=9×9) чешуйка.

Изредка дракона представляли держащим в одной из своих лап «драконью державу», известную под именем Ёиджу (кор. 여의주). По преданию, смельчак, который сумеет завладеть Ёиджу, станет всемогущим, однако только четырёхпалые драконы (у которых есть большой палец для того, чтобы держать державу) настолько мудры и сильны, что могут владеть Ёиджу.

Драконы Вьетнама

Основная статья: Вьетнамский дракон

Дракон является широко используемым и многозначительным символом в истории вьетнамского искусства. По представлениям древних вьетнамцев, их предком являлся легендарный Правитель-дракон Лак (Лак Лонг-Куан).

Также в мифах народа тхай Вьетнама есть божество воды Туонглуонг, имеющее образ змеи или дракона, обитающего в самых глубоких местах водоёмов .

Драконы Японии

Основная статья: Японский дракон

Японский дракон (яп. 竜 ? , 龍) обладают тремя пальцами на каждой лапе, что отличает их от других драконов восточной мифологии.

Самый знаменитый японский дракон - восьмиглавый Ямата-но ороти (яп. 八岐大蛇 ? ). По легенде он семь лет подряд каждый год съедал по дочери, живших в стране Идзумо (в верховьях реки Хи на юго-западе о. Хонсю) земного бога Асинадзути и его жены Тэнадзути. На восьмой год явился с небес божественный герой Сусаноо-но микото и, напоив дракона, убил, получив в награду спасённую девушку, найдя в среднем хвосте дракона меч Кусанаги (Муракумо-но-Цуруги).

Тибет: семейные ценности, традиционные костюмы и драконы, живущие по соседству

Девушка на фото пребывала в хорошем расположении духа – вероятно потому, что вес ее традиционного костюма, сочетающего в себе «семейный банк» и «несколько кругов защиты от злых сил», составлял 40-50 кг. Большая часть веса приходилась на украшения.

Основной материал тибетских украшений – бирюза, янтарь, коралл, серебро, жадеит, жемчуг, ракушки, кость яка. В каждой семье есть хотя бы что-то – бусы из коралла, серьги из бирюзы, перстень с мистической бусиной дзи. Стоимость реликвий, передающихся по наследству в богатых семьях, может составлять несколько миллионов долларов по современным ценам на тибетское антикварное ювелирное искусство. «Не смотри на размер дома, в котором живет семья, а смотри на количество украшений, надетых на хозяйке дома»


На девушке, которая не смогла передвигаться иначе, кроме как с поддержкой двух родственников мужского пола, надеты двенадцать бус из крупных коралловых бусин и бусин дзи высочайшего качества – стоимость каждой антикварной бусины дзи может составить несколько тысяч долларов. На талии и бедрах у нее более двадцати золотых и серебряных амулета, они как раз и защищают от злых сил. Кстати, тибетцы носят украшения только из чистого серебра и золота. Даже смешивать эти два металла запрещено. На груди у нее – гао, амулетница. Внутри гао обычно хранятся священные предметы: тексты с мантрами, изображения будд, реликвии учителей. Заполнение гао реликвиями - особый ритуал, который осуществляет лама, после чего оно начинает выполнять функицию защиты и благословения, для того, кто его носит.

Головное украшение состоит из больших янтарных и коралловых бусин. Янтарь в Тибете считается магическим, также защищающим того, кто носит украшения из него, от разных напастей и болезней.

Конечно, возникает вопрос – зачем так много. Тибетцы в прошлом – кочевники, жили обособленно в высокогорье, вели натуральное хозяйство, доступа к «благам цивилизации» не имели, да и не нужны они были им. На стыке религии и особенностей жизни возникла «кочевая» форма ценностей, которая не только обладала качествами, описанными выше, но и которую можно было легко перевозить.


Можно только догадаться, сколько времени ушло, чтобы облачить красавицу для участия в празднике. Для повседневной носки тибетские женщины ограничиваются головным украшением из янтаря, бусами из коралла и бирюзы, инкрустированным поясом и несколькими серебряными кольцами. Такие украшения можно купить у тибетских мастеров в лавочках-мастерских в Тибете, Непале и Китае.


Дополнительно нужно сказать об основных узорах, использующихся в создании украшений в тибетском стиле. Восемь символов счастья (они же -«восемь эмблем славы», «восемь знаков счастья», «восемь благоприятных символов», «восемь драгоценностей») – восемь благоприятных предметов, которые, по преданию, были преподнесены Будде Шакьямуни при достижении им Просветления. Они считаются исключительно могущественными талисманами даже по отдельности; обладание же сразу всеми восемью приносит удачу во всех сферах жизни, как в материальном, так и в духовном планах.

Это золотые рыбы, раковина, драгоценный сосуд, цветок лотоса, колесо, знамя победы, мистический узел и зонт. Каждый из этих предметов несет в себе глубокий философский смысл и свое собственное благоприятное начало, делающее их столь эффективными талисманами.
Пара рыб: на материальном уровне приносят материальное процветание, защиту от несчастных случаев и злословия. На духовном уровне - символ преодоления Океана Сансары и достижения Нирваны, преодоления мирских желаний.
Раковина: на материальном уровне несет удачу тем, чья работа требует умения ладить с людьми, а так же творческим людям, в первую очередь, музыкантам. На духовном уровне символизирует благую весть всем существам о возможности для каждого реализовать природу будды.
Драгоценный сосуд: на материальном уровне символизирует долгую жизнь, здоровье и благосостояние. Драгоценность, венчающая крышку сосуда, – это драгоценность, исполняющая задуманное (санскр. чинтамани). На духовном уровне означает благое воздаяние за добродетельные поступки, которые мы совершаем и за смиренное приятие возвращающейся неблагоприятной кармы.


Лотос – священный цветок, символизирующий духовную чистоту, божественное сострадание и божественную любовь. На материальном уровне гармонизирует энергии пространства, привносит спокойствие и ясность ума. На духовном уровне – символизирует незамутненность сознания мирскими омрачениями.
Золотое колесо с восемью спицами: на материальном уровне символизирует мудрость и гармонию. На духовном уровне – это колесо Дхармы, путь к познанию истинного божественного Закона, изложенного в словах Будды.
Знамя Победы: на материальном уровне означает удачу, как подарок Фортуны, приятные неожиданности; на духовном уровне – символ несокрушимости учения Будды и победы света над тьмой и невежеством.
Мистический узел или «узел счастья»: на материальном уровне символизирует бесконечную удачу во всем; на духовном уровне – бесконечный круговорот бытия и всех событий Вселенной.
Зонт: на материальном уровне – символ почета и уважения, защиты от негатива любого рода; на духовном уровне - символ защиты от препятствий к достижению природы будды (пороков, страстей, заблуждений), покровительства Высших сил.

Помимо священных символов тибетские ювелирные мастера в своей работе используют изображение животных. Двенадцать животных в тибетской астрологии (Мышь, Бык, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Птица, Собака, Кабан) известны как психологические архетипы людей, родившихся под управлением этих животных. Снежный лев – символ владычества и защиты, это национальный символ Тибета. Лягушка – символ богатства и процветания. Бабочка символизирует любовь и супружеское счастье. Пара попугаев символизирует любовь, симпатию. Кукушка символизирует лето. Ворон в тибетской культуре считается птицей предзнаменований. Павлин поддерживает трон Амитабхи – Будды Безграничного Света. А павлиньи перья используются во множестве буддийских ритуалов и тантрических посвящений.

И напоследок – о предстоящем годе дракона. Драконы известны с незапамятных времён. Эти гигантские, крылатые, огнедышащие существа напоминают доисторических животных - динозавров, живших на земле миллионы лет назад. Однако дракон появился благодаря человеческому воображению. В основе его появления, возможно, лежала находки в Китае и других частях света ископаемых останков динозавров и других гигантских рептилий. У разных народов драконы могли иметь совершенно противоположную символику.

В Тибете существует множество сказок и легенд о драконах. Их изображениями украшено большинство храмов. А местные жители утверждают, что и по сей день – встреча с драконом не редкость в уединенных гималайских долинах. Такая встреча сулит большое счастье.

Тибетские драконы сочетают в себе дракона обычного и нага (змея). Наги - это полубожественные существа, защищают от злых духов. С ними сотрудничают самые сильные тибетские ламы, как например Лама Ванг-ду, на аудиенцию к которому приходит почти каждые путешествующий по Непалу.


На Востоке дракон символизирует четыре стихии - Земля, Ветер, Огонь и Вода - и четыре стороны света - Восток, Запад, Север и Юг. Он одновременно является символом воды, земли, неба и подземного мира.
В Китае, эти мифологические существа были символом как сверхъестественных сил и императорской власти. Будучи богом дождя, дракон часто изображался вокруг надвигающихся грозовых облаков. Драконы настолько укоренились в мифах и легендах китайской культуры, что они стали считаться предками китайского народа. В Японии один из императоров заявил, что он является потомком бессмертного и самого сильного из драконов. Неудивительно, что на одеждах японских императоров можно видеть изображения драконов, символизирующих власть императора и защиту со стороны драконов.
Как уже упоминалось, драконы представляли собой четыре элемента, отсюда берут своё начало мифы о господстве драконов в воздухе, воде, огне и на земле. Драконы каждой из этих стихий имели свои особенности. Для китайцев огнедышащий дракон был преимущественно связан с молнией, громом и дождём, являясь символом плодородия. Драконы водной стихии считались защитниками, а также выступали в качестве опекунов ручьёв, озер, рек и даже частных бассейнов.
В дополнение к драконам, которые представляли собой стихии, существуют мифы и легенды о специфических драконах. Например, упоминаются драконы, охранявшие сокровища, служившие кому-либо.
В японской и китайской культурах также существует много историй о том, как после долгих путешествий существа превращались в драконов. В Японии, например, часто рассказывалось о карпах и рыбе Koi , которые в конце своего опасного трудного пути превращаются в драконов.
До появления буддизма, дракон играл главную роль в китайских и японских народных верованиях, а также и у даосов. В девятом веке, китайский дракон появился и в буддистском искусстве, где он играл роль защиты Будды и священных законов буддизма. Его изображения можно было найти и над вратами храмов и на могильных камнях для защиты от злых духов. Наиболее известные изображения драконов появилось в девятом веке, сделанные с помощью туши. На них драконы имели длинные, чешуйчатые тела, лапы с когтями, маленькие рожки, большие глаза под густыми бровями, и острые зубы. В бескрылом изображении, дракон символизировал радугу.

Тибетцы верят, что драконы до сих пор благополучно проживают с ними по соседству на отрогах недоступных гор. Их изображения в разнообразных позах – один из самых излюбленных мотивов в этнических ювелирных украшениях Непала.


Фотография с двумя своеобразными объектами в форме дракона, сделанная с пролетавшего над тибетскими Гималаями самолета, возбудила интерес многих пользователей китайского сайта, на котором она появилась. Фотограф — непрофессионал.

22 июня 2004-го года фотограф отправился в тибетский регион Амдо, чтобы присутствовать на церемонии закладки железной дороги Цинхай — Сицзан, а затем сел в Лхасе на самолёт обратно вглубь страны. Пролетая над Гималаями, он случайно поймал этих двух «драконов» в кадр снятой фотографии. Он назвал эти объекты «тибетскими драконами».

При взгляде на фотографию, эти два объекта выглядят имеющими свойства ползающих существ: тела кажутся покрытыми чешуёй, на спинах имеются бугорки, напоминающие позвоночник, и задние концы объектов значительно сужаются. Хотя фотография запечатлела лишь часть всей картины, её оказалось достаточно для создания видимости двух летящих в облаках гигантских драконов.

Вывешенная на некоторых сайтах, например, post.baidu.com и других форумах, фотография возбудила любопытство посетителей. Один комментатор прокомментировал это так: «Неудивительно, что Китай — родина дракона! Природа воистину загадочна и могущественна, она всегда может показывать эффектные зрелища сверх ожиданий людей».

«Это правда? Возможно ли существование неизвестной нам древней цивилизации, сохранившейся в малонаселённых местах?»

«Это действительно выглядит, как драконы из мифов, и я надеюсь, что так оно и есть».

Конечно, большинство посетителей вебсайта надеялись, что кто-то сможет подтвердить подлинность драконов на фотографии.

В китайских сказках дракон — нечто вроде редкого божественного существа. Согласно мифам, он может скрывать себя или показываться. Он восходит в небеса с весенним ветерком и ныряет и скрывается в глубинах вод с осенним ветром. Он может насылать облака и вызывать дождь. Позже он также стал символом императорской власти; все императоры предшествующих династий провозглашались драконами, предметы обихода также украшались изображениями драконов.

В культурном отношении дракон — тотем предков китайцев. Почти у всех народностей Китая есть мифы, истории и традиции с драконами в главной роли, например, драконьи гонки лодок, драконий танец фонарей для отмечания праздников, жертвенный дар драконам для обеспечения благодатного ветра и дождя для посевов.

Возможность существования подобного существа в реальности всё ещё остаётся загадкой. В пору древних китайских династий было много документов, описывающих свидетельства наблюдений волшебных драконов. Самые удивительные — события описывают «падающих драконов», драконов, которые внезапно упали на землю в определённых обстоятельствах, и наблюдались многими. Относительно недавняя история появилась во время маньчжурского марионеточного правительства в августе 1944 года. Чёрный дракон упал на землю семьи Чен в деревне Вэйцзы (Weizi), что примерно в 9,4 милях к северо-западу от округа Чжаоюаньского (Zhaoyuan), на южном берегу реки Мудан (старое название участка реки Сунхуа (Songhua)) в провинции Хэйлунцзян (Heilongjiang). Чёрный дракон был при смерти. Свидетели рассказывали, что существо имело рог на голове, покрытое чешуёй тело и сильный рыбный запах, привлекший бесчисленных мух.

Записи времён более ранних династий также упоминали связь между появлением этих загадочных существ, драконов, и сменой династий на земле. Появление волшебных драконов Тибета — вызов нашему любопытству и воображению.

Девушка на фото пребывала в хорошем расположении духа - вероятно
потому, что вес ее традиционного костюма, сочетающего в себе «семейный
банк» и «несколько кругов защиты от злых сил», составлял 40-50 кг.
Большая часть веса приходилась на украшения.

Основной материал тибетских украшений - бирюза, янтарь, коралл,
серебро, жадеит, жемчуг, ракушки, кость яка. В каждой семье есть хотя бы
что-то - бусы из коралла, серьги из бирюзы, перстень с мистической
бусиной дзи. Стоимость реликвий, передающихся по наследству в богатых
семьях, может составлять несколько миллионов долларов по современным
ценам на тибетское антикварное ювелирное искусство. «Не смотри на
размер дома, в котором живет семья, а смотри на количество украшений,
надетых на хозяйке дома»


На девушке, которая не смогла передвигаться иначе, кроме как с
поддержкой двух родственников мужского пола, надеты двенадцать бус из
крупных коралловых бусин и бусин дзи высочайшего качества - стоимость
каждой антикварной бусины дзи может составить несколько тысяч долларов.
На талии и бедрах у нее более двадцати золотых и серебряных амулета, они
как раз и защищают от злых сил. Кстати, тибетцы носят украшения только
из чистого серебра и золота. Даже смешивать эти два металла запрещено.
На груди у нее - гао, амулетница. Внутри гао обычно хранятся священные
предметы: тексты с мантрами, изображения будд, реликвии учителей.
Заполнение гао реликвиями — особый ритуал, который осуществляет лама,
после чего оно начинает выполнять функицию защиты и благословения, для
того, кто его носит.



Головное украшение состоит из больших янтарных и коралловых бусин.
Янтарь в Тибете считается магическим, также защищающим того, кто носит
украшения из него, от разных напастей и болезней.

Конечно, возникает вопрос - зачем так много. Тибетцы в прошлом -
кочевники, жили обособленно в высокогорье, вели натуральное хозяйство,
доступа к «благам цивилизации» не имели, да и не нужны они были им. На
стыке религии и особенностей жизни возникла «кочевая» форма ценностей,
которая не только обладала качествами, описанными выше, но и которую
можно было легко перевозить.



Можно только догадаться, сколько времени ушло, чтобы облачить
красавицу для участия в празднике. Для повседневной носки тибетские
женщины ограничиваются головным украшением из янтаря, бусами из коралла и
бирюзы, инкрустированным поясом и несколькими серебряными кольцами.
Такие украшения можно купить у тибетских мастеров в лавочках-мастерских в
Тибете, Непале и Китае.


Дополнительно нужно сказать об основных узорах, использующихся в
создании украшений в тибетском стиле. Восемь символов счастья (они же
—«восемь эмблем славы», «восемь знаков счастья», «восемь благоприятных
символов», «восемь драгоценностей») - восемь благоприятных предметов,
которые, по преданию, были преподнесены Будде Шакьямуни при достижении
им Просветления. Они считаются исключительно могущественными талисманами
даже по отдельности; обладание же сразу всеми восемью приносит удачу во
всех сферах жизни, как в материальном, так и в духовном планах.

Это золотые рыбы, раковина, драгоценный сосуд, цветок
лотоса, колесо, знамя победы, мистический узел и зонт. Каждый из этих
предметов несет в себе глубокий философский смысл и свое собственное
благоприятное начало, делающее их столь эффективными талисманами.

Пара рыб: на материальном уровне приносят материальное процветание,
защиту от несчастных случаев и злословия. На духовном уровне - символ
преодоления Океана Сансары и достижения Нирваны, преодоления мирских
желаний.

Раковина: на материальном уровне несет удачу тем, чья
работа требует умения ладить с людьми, а так же творческим людям, в
первую очередь, музыкантам. На духовном уровне символизирует благую
весть всем существам о возможности для каждого реализовать природу
будды.

Драгоценный сосуд: на материальном уровне символизирует
долгую жизнь, здоровье и благосостояние. Драгоценность, венчающая
крышку сосуда, - это драгоценность, исполняющая задуманное (санскр.
чинтамани). На духовном уровне означает благое воздаяние за
добродетельные поступки, которые мы совершаем и за смиренное приятие
возвращающейся неблагоприятной кармы.

Лотос - священный
цветок, символизирующий духовную чистоту, божественное сострадание и
божественную любовь. На материальном уровне гармонизирует энергии
пространства, привносит спокойствие и ясность ума. На духовном уровне -
символизирует незамутненность сознания мирскими омрачениями.

Золотое колесо с восемью спицами: на материальном уровне символизирует
мудрость и гармонию. На духовном уровне - это колесо Дхармы, путь к
познанию истинного божественного Закона, изложенного в словах Будды.

Знамя Победы: на материальном уровне означает удачу, как подарок
Фортуны, приятные неожиданности; на духовном уровне - символ
несокрушимости учения Будды и победы света над тьмой и невежеством.

Мистический узел или «узел счастья»: на материальном уровне
символизирует бесконечную удачу во всем; на духовном уровне -
бесконечный круговорот бытия и всех событий Вселенной.

Зонт:
на материальном уровне - символ почета и уважения, защиты от негатива
любого рода; на духовном уровне - символ защиты от препятствий к
достижению природы будды (пороков, страстей, заблуждений),
покровительства Высших сил.

Помимо священных символов тибетские ювелирные мастера в своей работе
используют изображение животных. Двенадцать животных в тибетской
астрологии (Мышь, Бык, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна,
Птица, Собака, Кабан) известны как психологические архетипы людей,
родившихся под управлением этих животных. Снежный лев - символ
владычества и защиты, это национальный символ Тибета. Лягушка - символ
богатства и процветания. Бабочка символизирует любовь и супружеское
счастье. Пара попугаев символизирует любовь, симпатию. Кукушка
символизирует лето. Ворон в тибетской культуре считается птицей
предзнаменований. Павлин поддерживает трон Амитабхи - Будды
Безграничного Света. А павлиньи перья используются во множестве
буддийских ритуалов и тантрических посвящений.


И напоследок - о предстоящем годе дракона. Драконы известны с
незапамятных времён. Эти гигантские, крылатые, огнедышащие существа
напоминают доисторических животных - динозавров, живших на земле
миллионы лет назад. Однако дракон появился благодаря человеческому
воображению. В основе его появления, возможно, лежала находки в Китае и
других частях света ископаемых останков динозавров и других гигантских
рептилий. У разных народов драконы могли иметь совершенно
противоположную символику.

В Тибете существует множество сказок и легенд о драконах. Их
изображениями украшено большинство храмов. А местные жители
утверждают, что и по сей день - встреча с драконом не редкость в
уединенных гималайских долинах. Такая встреча сулит большое счастье.


Тибетские драконы сочетают в себе дракона обычного и нага (змея).
Наги - это полубожественные существа, защищают от злых духов. С ними
сотрудничают самые сильные тибетские ламы, как например Лама Ванг-ду,
на аудиенцию к которому приходит почти каждые путешествующий по Непалу.

На Востоке дракон символизирует четыре стихии - Земля, Ветер, Огонь и
Вода - и четыре стороны света - Восток, Запад, Север и Юг. Он
одновременно является символом воды, земли, неба и подземного мира.

В Китае, эти мифологические существа были символом как
сверхъестественных сил и императорской власти. Будучи богом дождя,
дракон часто изображался вокруг надвигающихся грозовых облаков. Драконы
настолько укоренились в мифах и легендах китайской культуры, что они
стали считаться предками китайского народа. В Японии один из императоров
заявил, что он является потомком бессмертного и самого сильного из
драконов. Неудивительно, что на одеждах японских императоров можно
видеть изображения драконов, символизирующих власть императора и защиту
со стороны драконов.

Как уже упоминалось, драконы представляли
собой четыре элемента, отсюда берут своё начало мифы о господстве
драконов в воздухе, воде, огне и на земле. Драконы каждой из этих стихий
имели свои особенности. Для китайцев огнедышащий дракон был
преимущественно связан с молнией, громом и дождём, являясь символом
плодородия. Драконы водной стихии считались защитниками, а также
выступали в качестве опекунов ручьёв, озер, рек и даже частных
бассейнов.

В дополнение к драконам, которые представляли собой
стихии, существуют мифы и легенды о специфических драконах. Например,
упоминаются драконы, охранявшие сокровища, служившие кому-либо.

В японской и китайской культурах также существует много историй о том,
как после долгих путешествий существа превращались в драконов. В Японии,
например, часто рассказывалось о карпах и рыбе Koi , которые в конце
своего опасного трудного пути превращаются в драконов.

До
появления буддизма, дракон играл главную роль в китайских и японских
народных верованиях, а также и у даосов. В девятом веке, китайский
дракон появился и в буддистском искусстве, где он играл роль защиты
Будды и священных законов буддизма. Его изображения можно было найти и
над вратами храмов и на могильных камнях для защиты от злых духов.
Наиболее известные изображения драконов появилось в девятом веке,
сделанные с помощью туши. На них драконы имели длинные, чешуйчатые тела,
лапы с когтями, маленькие рожки, большие глаза под густыми бровями, и
острые зубы. В бескрылом изображении, дракон символизировал радугу.

Тибетцы верят, что драконы до сих пор благополучно проживают с ними
по соседству на отрогах недоступных гор. Их изображения в разнообразных
позах - один из самых излюбленных мотивов в этнических ювелирных
украшениях Непала.