Положение дежурстве учителей по школе. Положение о дежурстве по школе — Локальные акты — Региональный образовательный портал Псковской области

Этот «ритуал» - детские дежурства по школе - достался российской школе по наследству. В Союзе такие дежурства были повсеместными и общепринятыми. Одиннадцатиклассник Андрей Никитин, не стесняясь в выражениях, объясняет, почему ученики не должны убирать мусор в парадной форме, а родители - это терпеть...

Если вы вдруг не знали, во многих современных российских школах до сих пор практикуется «дежурство». Процедура довольно невнятная. Вкратце это выглядит так: учащиеся определенного (по очереди) класса и их классный руководитель в ущерб своему сну приходят в школу на 40 минут раньше для того, чтобы следить за порядком. За чистотой раздевалок, коридоров, столовой и даже туалетов! А чтобы они были чистыми, им приходится самим убирать мусор. Иными словами, бесплатно помогать уборщицам. И все это, не добровольно, а в обязательном порядке.

А когда оплата обслуживающего персонала в школе начисляется из налогов родителей учеников, это смахивает на явный пережиток коммунистического прошлого или, прямо говоря, на маразматический бред.

Возникает вопрос: почему ученики должны выполнять чьи-то обязанности? И почему, если уборщиц или сотрудников столовой не хватает, государство не выделит из бюджетных средств деньги на дополнительный персонал? Почему учащиеся во главе с классными руководителями должны помогать государству? Каким образом это связано с учебным процессом?

В общем, сплошные вопросы.

Скажете, что это приучение к труду? А в рамках какого предмета образовательной программы? И почему мы должны этим заниматься в принудительном порядке?

И ладно бы, если дежурство было на самом деле необходимо, но ведь оно часто оказывается сплошной профанацией. Учителя, у которых должен быть методический день, вынуждены идти в школу ради дежурства их класса. Они тоже всю неделю не высыпаются, как и их ученики.

Дежурные по школе. Хасавюртовская СОШ № 16

Одна из самых нелепых вещей в дежурстве - парадная форма. Детей обязывают ее носить в дни дежурства. Учитель, не имея на это права, требует от детей соответствия «дресс-коду дежурного». Классному руководителю очень повезет, когда ученики поймут, что за их неподчинение его лишат премии. И пожалеют его.

Эй, родители, почему вы все такие безвольные? Почему не объединитесь, не взбунтуетесь против таких дурацких и несправедливых правил? Или вы получаете удовольствие, отглаживая всю неделю парадную форму, в которой ваши дети собирают мусор? Вы часто встречаете уборщиков мусора в парадной форме? А может быть, вам по душе, что дети не могут повторить параграф перед уроком, отдохнуть или перекусить?

А еще дежурный класс отвечает за все школьные происшествия и несет материальную ответственность.

Подрались ученики - дежурного учителя лишат премии, а тот накажет учеников. Сломали дверь - дежурный класс понесет издержки

Почему-то родителей, выступающих против дежурств, мало. Либо они просто не вникают в суть. Причем большинство учителей со мной согласны. Они сами не рады дежурству, откровенно против него. Но кто поспорит с администрацией? Некоторые родители наивно полагают, что дежурство дисциплинирует. Глупость. Для нас это очередной повод откосить от обязанностей (хоть и спорных) и показать свое пока неподавленное «я».

Но самым веским «против» должно стать осознание родителями и администрацией школ того, что дежурство нарушает как права ребенка, так и ряд законов разного уровня. Вот лишь пара примеров.

Статья 50 (Закона об образовании).
Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников

Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Статья 37 (Конституции РФ)

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

Статья 4 (Трудового кодекса).

Запрещение принудительного труда.

Принудительный труд запрещен.

Итак, дежурство нарушает права ребенка; подрывает здоровье детей и учителя недельным недосыпом; портит отношения с классным руководителем и администрацией; снижает КПД в учебе (не выспавшиеся, голодные ученики и такой же учитель - безрадостная перспектива); унижает учеников, а в случае с шестидневкой лишает учителя выходного.
А нужно ли все это? Если ваш ребенок завтра дежурит, вы можете устроить тихий бунт и разрешить ему поспать, как в обычный день.
«Освободите детей от странной трудовой повинности!»
Можете наконец решиться стать людьми, уважающими себя, своих детей и свои права, собрать остальных родителей и коллективно упразднить этот цирк с красными повязками на руках.

Только вас услышит администрация. И ослушаться большинство она не сможет. А еще вы покажете отличный пример нам, вашим наследникам.

P.S. Если директор вам скажет, что дежурство прописано в уставе школы, гимназии или лицея - не слушайте его. Значит, устав противоречит закону и его нужно изменить.

Традиционно дежурство по школе служит методом административного контроля, наблюдения, в котором принимают участие и дети, и педработники. Организация дежурств преследует цели безопасности, в том числе:

  1. соблюдение правил поведения учениками и учителями, правил внутреннего распорядка;
  2. безопасность личных вещей учеников и школьного имущества;
  3. корректное функционирование коммуникаций (водопровода, теплосети, электросети) и здания в целом;
  4. следование санитарно-гигиеническим нормам в помещениях и на прилегающих к школе территориях;
  5. запрет на проникновение на территорию школы подозрительных предметов и лиц;
  6. если происходят чрезвычайные или непредвиденные ситуации, ЧП, осуществляется оперативное реагирование со стороны участников образовательного процесса и администрации.

Положение о дежурстве по школе

Не только безопасность, но и имидж образовательного учреждения зависят от того, насколько эффективно . Как правило, каждого гостя школы встречает дежурный администратор и ответственный ученик из дежурного класса. Таким образом формируется репутация образовательного учреждения, как такого, где безопасно и комфортно находиться как сотрудникам, так и ученикам.

Организация дежурства выполняет немало важных задач:

  • у подростков формируется особое чувство ответственности за выполнение возложенных на них обязанностей;
  • ученики ощущают свою причастность к поддержанию безопасного уклада жизни в школе;
  • развиваются гармоничные взаимоотношения между детьми и взрослыми.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Дежурство учеников по школе - важный элемент учебного процесса, формирующий самостоятельность и чувство ответственности у обучающихся. Разрабатывая график дежурств, уделите внимание вопросам безопасности воспитанников. 2018 год запомнился страшными эпизодами с применением холодного оружия в школе, поэтому рекомендуется усилить пропускной режим.

Скачайте инструкцию по усилению пропускного режима в школе

Положение о дежурстве по школе – ключевой документ, который регламентирует исполнение обязанностей по контролю за безопасностью жизнедеятельности в образовательном учреждении.

  • Педработники дежурят в коридорах и фойе, столовой и возле раздевалок согласно графику, составленному заместителем директора по УВР. Документ после составления утверждается директором образовательного учреждения.
  • Ученики дежурят в порядке очереди, составленной заместителем директора по УВР. Если по расписанию уроков дежурный класс освобождается раньше, чем другие, дежурство принимает ответственный администратор, классный руководитель и старший дежурный.

Утверждаю

______________

Директор МОУ «Яммская

средняя общеобразовательная

школа

«____»_____________20_____г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о дежурстве по МОУ «Яммская средняя общеобразовательная школа»

I. Общие положения

1. Настоящее положение регламентирует обязанности дежурного администратора, дежурного учителя, дежурного класса и устанавливает порядок организации дежурства по школе.

2. Дежурство по школе организуется с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности педагогического коллектива и обучающихся, организации контроля за сохранностью школьного имущества, за соблюдением всеми участниками учебного процесса порядка, чистоты.

II. Организация и проведение дежурства по школе

1. Дежурство по школе организуется согласно графику, утвержденному директором школы:

Дежурный администратор назначается согласно графику дежурства администрации;

Дежурный учитель назначается согласно графику дежурства на один день в неделю.

По школе дежурят учащиеся 8 - 11 классов. Дежурные приходят за 20 минут до начала занятий. Дежурство организуется по постам.

2. Дежурный класс следит за порядком в школе в течение недели, с понедельника по пятницу; сдает дежурство в пятницу на линейке.

III. Обязанности дежурных по школе

Обязанности дежурных по школе регламентируются приложениями №1 - 5.

Приложение №1 Обязанности дежурного администратора по школе.

1. Начало дежурства 07.40.

2. Перед началом учебных занятий:

а) произвести обход учебных кабинетов школы на предмет готовности к учебно-воспитательному процессу;

б) проверить состояние: отопления и температурного режима, освещения;

в) при необходимости включить (выключить) освещение: в вестибюлях, на этажах, лестничных клетках, в местах общего пользования;

г) произвести внутренний осмотр здания, учебных кабинетов школы, окон и дверей;

д) проверить и при необходимости организовать работу дежурного учителя по школе и обеспечение дежурства по школе;

е) проконтролировать выход на работу педагогического и технического персонала, в случае необходимости организовать замену.

3. Во время учебного процесса:

а) контролировать своевременность подачи звонков на уроки и на перемены;

б) не допускать опоздания на занятия педагогов и учащихся;

в) следить за выполнением преподавателями единых требований к учащимся, в том числе и к внешнему виду; санитарно - гигиенических требований во время образовательного процесса; проверять, контролировать, а при необходимости корректировать организацию дежурства по школе дежурного класса;

г) не допускать нахождение в школе посторонних лиц;

д) контролировать дежурство учителей на постах;

е) контролировать выполнение сотрудниками Правил внутреннего распорядка, учащимися - Правил поведения учащихся;

з) отпускать учащихся из школы по предъявлении ими документов об уважительной причине оставления занятий.

4. После окончания занятий:

а) проверить наличие классных журналов, ключей и своевременную их сдачу;

б) совместно со старостой дежурного класса проверить качество уборки классов, совместно с зам.директора по АХЧ - качество уборки коридоров, лестничных клеток и других помещений;

в) контролировать вывод учителями детей в гардероб.

5. Обо всех замечаниях произвести запись в журнале дежурств и доложить директору.

6. Несет ответственность за сохранность жизни и здоровья учащихся в период с 7.30 до 17.00

7.Окончание дежурства в 17.00.

Приложение №2 Обязанности дежурного учителя во время дежурства по школе.

1. Начало дежурства в 08.00

2. Перед началом учебных занятий проверить: отопление и температурный режим, освещение, санитарное состояние вестибюля, раздевалок, лестниц.

3. Проверить наличие у учащихся сменной обуви.

4. Приучать учащихся здороваться при входе в школу.

5. Организовать дежурство учащихся по постам.

6. Организовать работу гардеробщиц до и после уроков

7. Контролировать своевременность подачи звонков.

8. Не допускать опоздания учащихся на уроки.

9. Не допускать нахождение в школе посторонних лиц.

11. Фиксировать в журнале дежурства все нарушения Правил поведения учащихся.

12. Информировать родителей и учащихся о режиме работы школы и изменениях в расписании

13. Обеспечить с помощью дежурных учащихся порядок на постах во время уроков и перемен.

14. Быть корректным и доброжелательным в общении с учащимися, родителями, сотрудниками и гостями школы.

15. Регулярно проводить вместе с дежурным администратором рейды по соблюдению Правил для учащихся.

16. Проводить совместно с педагогами воспитательную работу с детьми девиантного поведения.

17. Окончание дежурства в 15.20

20. Несет ответственность за сохранность жизни и здоровья учащихся в период с 8.00 до 15.20.

Приложение №3 Обязанности дежурного класса и дежурного классного руководителя.

  1. В пятницу, накануне дежурства, классный руководитель и староста класса составляют список дежурных на постах.

Пост №1 - входная дверь,

№ 2 - рекреация на первом этаже (учительская)

№ 3. - рекреация на первом этаже (каб биологии)

№ 4 - лестница, (левая)

№ 5 -рекреация 2 этажа

№ 6 - лестница (правая)

2. Во время дежурства дежурные учащиеся и дежурный учитель носят бейджики дежурного.

3. Дежурный классный руководитель проводит инструктаж перед началом дежурства и следит за его выполнением в течение недели.

4. За сохранность жизни и здоровья дежурных учащихся несет ответственность дежурный администратор.

5. Обязанности дежурного учащегося по школе:

· являться на дежурство по школе к 8.00, дежурные на посту у входной двери приходят к 8.05

· обеспечивает порядок в школе в течение дня;

· записывает опоздавших учеников на уроки и сведения отдает дежурному администратору,

· иметь эстетичный внешний вид;

· дежурный на посту должен работать в контакте с дежурным учителем.

6. Дежурный администратор находится в вестибюле, учителя, дежурные по этажам, занимают свои посты, дежурный классный руководитель периодически обходит школу и контролирует присутствие дежурных учащихся.

Приложение №4 Инструкция для дежурного класса

1. Дежурство класса начинается в 8.20 и заканчивается в 15.20

2. Перед началом дежурства:

2.1. Ответственный раздает бейджики дежурным.

2.1. Классный руководитель производит обход школы на предмет готовности к занятиям.

3. Дежурные ученики находятся на своих постах до занятий, на переменах и после занятий до конца дежурства, обеспечивая порядок и чистоту на закрепленном участке.

4. Дежурные в вестибюле следят за тем, чтобы ребята организованно снимали верхнюю одежду и оставляли её в гардеробе.

5. Обо всех нарушениях и экстремальных ситуациях дежурные учащиеся сообщают дежурному классному руководителю, дежурному учителю по этажу, дежурному администратору или другому педагогу или сотруднику школы.

6. После окончания дежурства Ответственный дежурного класса совместно с дежурным администратором обязан проверить качество уборки классных комнат и занести оценки в Журнал дежурного класса.

Приложение №5. Инструкция для дежурного по столовой

1. Дежурство осуществляетсяпо графику, утвержденному директором в начале полугодия:

2. Вход в столовую без верхней одежды и в сменной обуви.

«Организации дежурства педагогических работников в образовательной организации – одно из условий безопасности образовательной деятельности»

Пояснительная записка

В данных методических рекомендациях изложены понятие дежурства, цель организации дежурства, даны рекомендации по разработке локальных актов, регламентирующих порядок организации дежурства, даны примерное положение о дежурстве и должностная инструкция дежурного учителя.

Целью организации дежурства является обеспечение условий для безопасной деятельности образовательной организации, включающих в себя:

Безопасное функционирование здания и оборудования;

Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений;

Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка и правил поведения всеми участниками образовательной деятельности;

Оперативное реагирование и принятие соответствующих мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе несчастных случаев с обучающимися и их травмирования.

Организация дежурства способствует профилактике несчастных случаев и детского травматизма в образовательной организации, развитию культуры взаимоотношений и чувства ответственности.

Понятие «дежурство»

Современное трудовое законодательство не содержит единого понятия «дежурство».

Дежурство может предполагать выполнение работником его обычных трудовых обязанностей в рамках профессии, квалификации, должности в пределах установленного для него рабочего времени. Использование термина «дежурство» обусловлено спецификой трудовой функции, заключающейся в готовности в необходимый момент совершить определенные действия (пресечь правонарушение, устранить аварию и т. п.). Такого рода дежурства не требуют какой-либо специфической регламентации, осуществляются в рамках обычного рабочего времени работника.

Дежурства в образовательной организации могут быть периодические, кратковременные в период образовательной деятельности. Они могут при необходимости организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приёма ими пищи.

Нормативно-правовая база, регламентирующая порядок организации дежурств в образовательной организации

Законодательство допускает привлечение педагогов к кратковременным дежурствам во время перерывов между занятиями, если это не выходит за пределы рабочего времени педагогов (не более 36 часов в неделю).

Основным документом , регламентирующим порядок осуществления дежурств, должен стать соответствующий локальный нормативный акт, принимаемый организацией самостоятельно.

В тех случаях, когда отдельные вопросы организации дежурств регламентированы на уровне законов или подзаконных нормативных актов, их положения также должны учитываться при составлении соответствующего локального нормативного акта.

Локальный нормативный акт, принимаемый работодателем, должен включать в себя все необходимые элементы, определяющие порядок привлечения работников к дежурствам. Вид и порядок дежурства определяются в первую очередь его целями.

Порядок привлечения к дежурствам должен включать в себя: круг субъектов, осуществляющих дежурство; периодичность дежурств; их продолжительность; порядок формирования графиков дежурств и доведения их до сведения работников.

Положение об организации дежурств должно предусматривать алгоритм поведения дежурного, его права и обязанности, правила взаимодействия с другими структурными подразделениями, а в случае необходимости и с другими организациями.

Порядок организации дежурства

Каждая организация имеет собственную специфику ведения дежурств, обусловленную её потребностями и особенностями организации труда. В связи с этим обязанность по обучению работников правилам осуществления дежурства лежит на работодателе.

При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательной организации в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются: сменность работы образовательной организации, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы работники, ведущие преподавательскую работу, привлекаются к дежурству в организации не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия.

Организация дежурства производится на основе положения о дежурстве, инструкций и графика дежурств (смотри приложения).

Приложение № 1

Положение о дежурстве в образовательной организации (примерное)

Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом образовательной организации.

Дежурство в образовательной организации осуществляется с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и педагогического коллектива, сохранения порядка и дисциплины.

В своей деятельности дежурные педагогические работники руководствуются: Законом «Об образовании в Российской Федерации»; нормативными документами Министерства образования и науки РФ; локальными актами образовательной организации; Уставом образовательной организации; действующим трудовым законодательством; настоящим Положением.

1. Общие положения о дежурстве

1.1. Дежурство в образовательной организации проводится с целью предотвращения возможных чрезвычайных ситуаций, поддержания дисциплины, порядка и предупреждения несчастных случаев и травматизма.

1.2. Дежурство организуется на основании настоящего положения, которое принимается на Управляющем совете и утверждается руководителем образовательной организации.

2. Обязанности дежурного администратора

2.1. Указывается конкретное время начала дежурства.

2.2. Дежурный администратор встречает детей.

2.3. Перед началом учебных занятий дежурный администратор обязан:

Произвести обход общественных зон на предмет готовности к учебно-воспитательной деятельности;

Проверить состояние отопления и температурного режима, освещения;

При необходимости включить (выключить) освещение в вестибюле, на этажах, лестничных клетках, местах общего пользования;

Произвести внутренний осмотр здания, учебных кабинетов, окон и дверей;

Проверить санитарное состояние учебных кабинетов и качество уборки кабинетов, коридоров, лестничных клеток;

Проверить и при необходимости организовать работу дежурных учителей.

2.4. Во время учебного процесса:

Не допускать опоздания на занятия педагогов и учащихся;

Следить за выполнением преподавателями единых требований к учащимся, в том числе и к внешнему виду; санитарно-гигиенических требований во время образовательного процесса;

Не допускать нахождения в школе посторонних лиц;

Контролировать дежурство учителей на постах;

Контролировать выполнение сотрудниками Правил внутреннего распорядка, учащимися – Правил поведения учащихся.

3. Обязанности дежурного учителя

3.1. Указывается конкретное время начала дежурства.

3.2. Учителя обязаны нести дежурство по образовательной организации в соответствии с утверждённым директором графиком. Дежурство между учителями распределяется в соответствии с их нагрузкой. Учителя привлекаются к дежурству во время перемен преимущественно в дни их наибольшей учебной нагрузки.

3.3. Дежурный учитель несёт ответственность за жизнь и здоровье учащихся, в случае травмы обязан в кратчайший срок сообщить администрации о случившемся и о принятых мерах.

3.4. В обязанности дежурного учителя входят:

Дежурство на посту, обеспечение порядка;

Наблюдение за поведением учащихся во время перемен;

Организация и контроль за дежурством учащихся на этом же участке, внесение предложений дежурному классному руководителю и дежурному администратору;

Проведение совместно с педагогами воспитательной работы с детьми девиантного поведения;

Наблюдение за соблюдением правил пожарной безопасности и санитарии.

В случаях аварий коммунальной системы сообщает об этом дежурному администратору или вызывает аварийную службу.

3.5. Обо всех фактах нарушения режима работы образовательной организации на обозначенных ему участках дежурства сообщает докладной запиской администратору.

3.6. Дежурный учитель, в случае невозможности выполнять свои обязанности, должен заблаговременно поставить об этом в известность администрацию с целью своевременной замены.

Приложение № 2

Примерная «Должностная инструкция дежурного учителя»

1. Общие положения

1.1. Дежурный учитель назначается из числа педагогов на основании приказа руководителя образовательной организации.

1.2. Дежурный учитель подчиняется непосредственно дежурному администратору.

1.3. В своей деятельности дежурный учитель руководствуется Конституцией Российской Федерации, Кодексом законов о труде Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и решениями Правительства Москвы и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами образовательной организации (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкцией). Дежурный учитель соблюдает Конвенцию по правам ребёнка.

2. Функции

2.1.Основным направлением деятельности дежурного учителя является контроль за соблюдением обучающимися Правил поведения для учащихся.

2.2. Дежурный учитель выполняет следующие должностные обязанности:

2.2.1. Принимает участие в организации:

Деятельности учащихся во время перемен;

Деятельности сотрудников и учащихся образовательной организации в случае непредвиденных ситуаций;

В случае необходимости вызова аварийных служб.

2.2.2. Принимает участие в координации:

Совместной деятельности сотрудников и учащихся образовательной организации, аварийных и специальных служб в случае непредвиденных ситуаций.

2.2.3. Контролирует:

Соблюдение обучающимися Правил поведения для учащихся.

3. Права

Дежурный учитель имеет право в пределах своей компетенции:

3.1. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс.

3.2. Отдавать обязательные распоряжения учащимся во время своего дежурства.

4. Ответственность

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательной организации, законных распоряжений руководителя и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, дежурный учитель несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, дежурный учитель может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

4.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса дежурный учитель привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.

4.4. За виновное причинение образовательной организацией или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей дежурный учитель несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

5. Взаимоотношения. Связи по должности

Дежурный учитель:

5.1. Работает по графику, утверждённому руководителем образовательной организации.

5.2. Информирует дежурного администратора и соответствующие службы о всех чрезвычайных происшествиях в образовательной организации, связанных с жизнью и здоровьем детей.

Нормативные документы:

1. Федеральный закон от 29.12.12. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 41 п. 8 ч. 1).

2. Приказ Министерства образования и науки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

3. Трудовой Кодекс Российской Федерации (ст. 333).

Положение о дежурстве по школе.

I. Общие положения.

1. Настоящее положение регламентирует обязанности и полномочия дежурного администратора, дежурного учителя, дежурного класса и устанавливает порядок организации дежурства по школе.

2. Целью организации дежурства является обеспечение условий для безопасной деятельности школы, включающих в себя:

Нормальное и безопасное функционирование здания, оборудования тепловых, электрических, водоканализационных сетей, телефонной связи, системы экстренного вызова;

Поддержание удовлетворительного санитарно – гигиенического состояния помещений и прилегающих территорий;

Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка и правил поведения всеми участниками образовательного процесса;

Сохранность имущества школы и личных вещей участников образовательного процесса;

Отсутствие в школе посторонних лиц и подозрительных предметов;

Оперативное реагирование и принятие соответствующих мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

3. Организация дежурства способствует развитию культуры взаимоотношений и чувства ответственности за поддержание уклада жизни школьного коллектива , формирует у учащихся прочные навыки соблюдения трудовой дисциплины.

II. Организация и проведение дежурства по школе

1. Дежурство по школе организуется согласно графику, утвержденному директором школы.

В состав дежурной смены входят:

Дежурный администратор (директор или один из его заместителей;


Дежурные педагогические работники;

Дежурный класс (с 8-го по 11-й);

Гардеробщик;

Рабочий по обслуживанию здания;

Сторож (в ночное время и в выходные дни).

2. Дежурство педагогических работников осуществляется в соответствии с графиком, составленным заместителем директора по УВР, и утверждаемым директором школы в начале каждого полугодия.

3. График дежурства гардеробщика, технического персонала, рабочих по обслуживанию здания, сторожей составляет заместитель директора по АХЧ, он же ведет учет дежурства в табеле учета рабочего времени .

4. Часы дежурства и его продолжительность определяются годовым календарным учебным графиком школы.

5. Для дежурного класса определены следующие посты:

1 этаж, вход в гимназию; гардероб; столовая; Коридор возле спортзала; 2 этаж: левое и правое крыло; 3 этаж: левое и правое крыло; Лестничные пролеты этажами в левом и правом крыле.

III Обязанности дежурного администратора по школе.

1. Начало дежурства 08.10.

2. Перед началом учебных занятий должен:

а) произвести обход учебных кабинетов школы на предмет готовности к учебно-воспитательному процессу;

б) проверить состояние технических систем: отопления и температурного режима, освещения;

в) при необходимости включить (выключить) освещение: в вестибюлях, на этажах, лестничных клетках, в местах общего пользования;

г) произвести внутренний осмотр здания, учебных кабинетов школы, окон и дверей;

д) проверить и при необходимости организовать работу дежурного учителя по школе и обеспечение дежурства по школе;

е) проконтролировать выход на работу педагогического и технического персонала, в случае необходимости организовать замену.

ж) встречать учащихся на первом этаже

В журнал дежурств заносятся фамилии опоздавших, после чего в известность по факту опоздания ставятся классные руководители.

Помимо этого предусматривается совместно с другими работниками гимназии выполнять следующие виды работ:

а) проверять соблюдение учащимися требований к внешнему виду, наличие сменной обуви.

б) приучать учащихся здороваться при входе в школу.

в) в случае нарушения правил внутреннего распорядка сделать соответствующую запись в журнале дежурств.

3. Во время учебного процесса дежурный администратор продолжает:

а) контролировать своевременность подачи звонков на уроки и на перемены;

б) не допускать опоздания на занятия педагогов и учащихся;

в) следить за неукоснительным предъявлением преподавателями единых требований к учащимся, в том числе и к внешнему виду; санитарно - гигиенических требований во время образовательного процесса; проверять, контролировать, а при необходимости корректировать организацию дежурства по школе дежурного класса;

г) не допускать пребывание в школе посторонних лиц;

д) контролировать дежурство учителей на постах;

е) контролировать выполнение сотрудниками Правил внутреннего распорядка, учащимися - Правил поведения учащихся;

з) отпускать учащихся из школы по предъявлении ими документов об уважительной причине оставления занятий, подписанных одним из родителей или другими законными представителями;


е) докладывает о происшествии директору школы, а при необходимости обращается в соответствующие дежурные службы города Костромы.

4. После окончания занятий обязан:

а) проверить наличие классных журналов, ключей и своевременную их сдачу;

б) совместно со старостой дежурного класса проверить качество уборки классов, совместно с зам. директора по АХЧ – качество уборки коридоров, лестничных клеток и других помещений;

5. Обо всех замечаниях произвести запись в журнале дежурств и доложить директору.

6. Несет ответственность за сохранность жизни и здоровья учащихся в период с 8.30 до 17.00

7. Окончание дежурства в 17.00.

Дежурный администратор ответственен за:

1. Запуск учащихся в школу.

2. Общий порядок в школе.

3. Организацию проведения уроков.

4. Организацию дежурства учителей на переменах.

5. Организацию горячего питания (готовность столовой к приему учащихся, контроль за соблюдением вывода учащихся в столовую и прием пищи).

6. Контролирует организованный вывод учащихся учителями в раздевалку после уроков.

7. Прием классных журналов после смены.

IV Обязанности дежурного учителя.

Учителя дежурят по школе на переменах согласно графику, составляемому на одну четверть.

Дежурный учитель должен иметь именной значок дежурного (бейдж) или красную повязку. Во время перемены находится на посту, обеспечивая порядок в поле своего зрения.

Дежурный учитель обязан:

1. Приступить к дежурству в 08.10;

2. фиксировать или предупреждать опоздания учащихся на уроки;

3. не допускать пребывания в школе посторонних лиц;

4. препятствовать выходу учащихся из школы до конца занятий;

5. фиксировать в журнале дежурства все нарушения Правил поведения учащихся;

6. обеспечить с помощью дежурных учащихся порядок на постах во время уроков и перемен;

7. быть корректным и доброжелательным в общении с учащимися, родителями, сотрудниками и гостями школы;

8. регулярно проводить вместе с дежурным администратором рейды по соблюдению Правил для учащихся;

9. проводить совместно с педагогами воспитательную работу с детьми девиантного поведения ;

10. окончить дежурство в 14.00, т. е через 15 минут после звонка с 6 урока. В по окончании музыкальных занятий. Дежурный учитель второй половины дня приступают к дежурству в 14. 00;

11. не покидать школу в рабочее время без разрешения директора;

12. при обнаружении аварийной ситуации своего участка или грубого нарушения Правил для учащихся дежурный учитель немедленно сообщить об этом дежурному администратору;

13 дежурный учитель докладывает дежурному администратору об отсутствии учителя на уроке по расписанию;

14. акт передачи дежурства фиксируется в книге дежурств.

V Обязанности дежурного классного руководителя.

Дежурный классный руководитель обязан:

1. Организовать коллектив класса для дежурства в соответствии с графиком на соответствующих постах;

2. проводить инструктаж с учащимися по правилам поведения и обязанностям дежурного ученика;

3. назначать из числа учащихся старшего дежурного и, уточнив круг его обязанностей, осуществляет контроль за ходом дежурства учащихся через старшего дежурного;

4. следить за рациональным использованием электроэнергии в коридорах школы, а также за санитарным состоянием здания школы;

5. докладывать о выявленных недостатках дежурному администратору по окончании дежурства, о чрезвычайных происшествиях – немедленно;

6. в случае отсутствия дежурного администратора выполнять его обязанности.

VI . Обязанности дежурного класса.

Дежурный класс во время дежурства:

1. помогает педагогическому коллективу в организации учебного процесса, заботится о санитарном состоянии школы и соблюдении этических норм, Правил поведения для учащихся; является образцом этики взаимоотношений с окружающими;

2. является связующим звеном в решении текущих вопросов между педагогическим и ученическим коллективами, вахтером и посетителями школы.

3. Обо всех нарушениях порядка и экстремальных ситуациях дежурные учащиеся сообщают дежурному классному руководителю, дежурному учителю по этажу, дежурному администратору или другому педагогу или сотруднику школы.

4. Дежурство осуществляется в течении 1 недели.

Обязанности дежурного класса:

3. Учащиеся дежурного класса приходят в школу не позднее 8.15, имеют знак отличия (бейдж) и обеспечивают его сохранность.

4. Утром и на переменах дежурные учащиеся находятся на своих постах и добросовестно выполняют свои обязанности.

На входе в школу и в вестибюле:

Доброжелательно встретить учащихся, проверить чистоту обуви, проследить, чтобы школьники и посетители мужского пола при входе в школу снимали головные уборы ;

Обеспечить порядок в раздевалках.

На этажах:

Следить за чистотой и порядком, соблюдением правил поведения и санитарно – гигиенических норм;

Останавливать детей, бегающих по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;

Следить за тем, чтобы школьники не применяли физическую силу для решения споров, не употребляли непристойные выражения, не курили в туалетах;

По окончании перемены выключать свет и воду в туалетах и около столовой, собрать мусор на территории своего поста.

В школьной столовой:

Обеспечить организованный вход и выход учащихся в столовую и соблюдение норм этики в столовой (не толкаться, разговаривать, тихо, бережно относиться к хлебу, убирать за собой посуду);

Не допускать выхода учащихся из столовой с продуктами питания.

Не допускать учащихся в верхней одежде, с рюкзаками.

Старший дежурный:

Контролирует работу всех постов;

Осуществляет учет всех вышедших на дежурство учащихся и замену заболевших дежурных;

Отвечает за сохранность повязок (значков) дежурных;

По окончании дежурства вместе с классным руководителем подводит итог дежурства, поощряет лучших дежурных.

После еды каждый ученик убирает свою посуду на отдельный стол.

В столовой учащиеся обязаны соблюдать тишину.

Порядок осуществления пропускного режима в школу.

1. В целях обеспечения безопасности деятельности школы и во избежании нежелательных действий посетители, приходящие в школу и не являющиеся участниками образовательного процесса, должны обязательно зарегистрироваться в журнале, находящемся у техслужащих,

указав ФИО, цель посещения школы, время входа и выхода из школы.

2. В учебные помещения посетители допускаются только во время перемен или после уроков.

3. Вахтер, дежурный администратор или дежурный учитель обязан следить за правильностью записей в журнале и имеет право потребовать документ, удостоверяющий личность пришедшего.

4. В случае отказа от регистрации или противоправных действий со стороны посетителей, вахтер (дежурный учитель, администратор) должен немедленно сообщить директору школы или по телефону 02.